» » » » Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени


Авторские права

Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Астрель, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Рейтинг:
Название:
Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Издательство:
Астрель
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Описание и краткое содержание "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена той стране, которую на Западе в XV–XVII веках называли по имени ее столицы Московией. Именно она стала тем ядром, из которого сформировалось наше государство: и Российская империя XVIII — начала XX в., и СССР, и современная Россия. Сотни томов специальных исследований посвящены проблемам московского периода, а любой курс русской истории — курс истории Московии. Однако современных пособий, в которых речь шла бы исключительно об истории Московской Руси, очень мало. Книга Л. А. Беляева — одна из попыток восполнить образовавшийся пробел. Она написана традиционно, как «рассказ о событиях истории». Но за внешней беспристрастностью этого рассказа скрыто глубоко личное отношение автора к Московии, над археологическим и культурологическим исследованием которой он работает в течение всей жизни.






СТРАНА, НАРОД И ВЛАСТЬ

Хозяйство Руси

Северо-Восточная Русь была лесной страной с не очень пригодными для земледелия почвами и климатом, но на ее лугах и в степях кормилось множество скота, реки и озера изобиловали рыбой, а леса — зверем и птицей. Первых посетивших Москву иноземцев поразили рынки съестных припасов. Итальянец Амброджо Контарини с восторгом описал зимний торг на льду Москвы-реки, где длинными рядами стояли, словно огромные игрушки, сотни замороженных туш быков, телят и баранов.

На Руси не добывали драгоценных металлов или камней, ее «золотой запас» пополняли в лесах, морях и реках. Бескрайние леса давали массу меха (от крайне дорогих соболя и горностая до сравнительно дешевой белки), мед, воск (его покупали прежде всего для церковных нужд: многие свечи, горевшие в храмах Европы, были сделаны из русского воска). С далеких северных морей везли редкий моржовый клык («рыбий зуб»), шкуры и жир морских животных. В реках ловили редкую рыбу.

Государство стремилось к контролю за торговлей в стране, особенно за ввозом и вывозом, монопольно распоряжаясь не только таможенными сборами, но и перепродажей европейцам привозимых с Востока тканей, пряностей, коней и прочих дорогих товаров.

Русское ноу-хау: «служба с земли» Страна — отчина

Московское государство сформировалось в ходе двухвековой борьбы за выживание. А чтобы быть сильным, нужно иметь большое и умелое войско, на содержание которого были необходимы огромные средства. Русь же была бедна деньгами: торговля в стране, лежавшей на окраине тогдашнего мира, развивалась медленно. Зато князь мог наделить своих воинов землей в придачу с обрабатывавшими ее крестьянами. Так появилась «служба с земли». Землю давали не в собственность — на ней только «испомещали» на срок службы. Получив землю (поместье), служилый человек (помещик) обязывался кормиться с нее, покупать оружие и боевых коней, снаряжать отряд слуг-воинов. Если помещик не выставлял условленного, ему уменьшали надел и могли лишить поместья. К XVI в. помещики составляли основу войска. Они служили с 15 лет до смерти или старости (обычно до 60 лет).

С точки зрения военной, система «службы с земли» имела серьезный недостаток: помещики, которым полагалось быть профессиональными воинами, не могли постоянно заниматься подготовкой, — ведь нужно было следить и за хозяйством. Они служили периодически и не составляли постоянной (регулярной) армии. Система «службы с земли» держалась на праве великого князя распоряжаться страной, где вся земля постепенно стала считаться его отчиной, то есть частной собственностью, переходившей по наследству. Это право принадлежало только великому князю — других полноправных владельцев земли в стране не было. Когда-то отчины имели знатные сподвижники князя, бояре, и его младшие родственники, удельные князья. Они тоже были обязаны служить, но могли сменить господина — отъехать. Князь при этом не посягал на отчину отъехавшего. Когда право на отъезд исчезло, сгладилась и разница между отчиной и поместьем.

Учет средств и управление государством

«Служба с земли» требовала строгой системы учета. В небольшом княжестве правитель сам вникал в дела отчины. Князю помогали близкие и лично зависимые от него слуги двора (обычно холопы), или дворня (отсюда дворяне). За службу их тоже стали в XIV–XV вв. наделять землей, и постепенно они перестали отличаться от бояр и помещиков.

Владения Москвы росли. Нужно было управлять присоединенными землями и собирать налоги. Это делали дьяки и подьячие, сидевшие в особых избах, палатах или, чаще, приказах (они так назывались потому, что великий князь приказывал кому-либо распоряжаться в той или иной сфере управления). Учетом военной службы ведал Разрядный приказ, документами на владение людьми — Холопий, и т. д. Важные вопросы великий князь обсуждал на совете родовитых бояр, в Боярской думе. Свое согласие они выражали словами: «бояре приговорили».

Но из Москвы трудно было управлять всеми уголками огромной страны. Поэтому часть прав князь передавал своим наместникам, которых содержали — кормили — управляемые области.

«Двор» и «мир»

Большинство населения Московского княжества составляли крестьяне. Они жили общинами — «мирами». «Мир» сообща владел теми угодьями, которые нельзя было поделить (лесами, рыбной ловлей и т. п.), отвечал за распределение повинностей (налогов и податей), вообще распоряжался всей хозяйственной жизнью деревни или села. Решения принимались на сходе всех самостоятельных крестьян — дворовладельцев.

Крестьянин владел двором с хозяйственными и жилыми постройками, скотом, орудиями труда, а также своей пахотной землей. На дворе жили домочадцы крестьянина — семья; работники не имевшие своих хозяйств (бобыли).

Двор был основной хозяйства, поэтому и состав страны исчисляли прежде всего по дворам, и налог брали не с отдельных жителей, а с дворов.

В отличие от воинов и духовенства, крестьяне не «служили» государю, поэтому обязаны были нести тягло — платить подати (налоги), выполнять различные работы (повинности) или откупаться от них деньгами. Свободные крестьяне, державшие не отданную еще помещикам, то есть государеву (черную) землю, платили налоги в государственную казну. Крестьяне, на земли которых испомещали служилых людей, работали на них — пахали их пашню, убирали урожай, поставляли им всевозможные продукты (оброк). Они сохраняли долю свободы и раз в год могли уйти со старого места на новое, если заплатят долги помещику и завершат годовой цикл работ. День выхода приходился на осенний праздник святого Георгия, Юрьев день (26 ноября по старому стилю). Помещикам и правительству право выхода было невыгодно, поскольку подрывало устойчивость системы и давало подчас возможность крестьянам вообще избежать тягла. Его ограничивали всеми способами.

Страна формирует свою столицу

Строилось и управлялось русское государство из столицы — Москвы. С конца XV в. город стремительно рос. За столетие его расширяли четыре раза: вслед за постройкой нового Кремля возвели стену Китай-города (1535–1538), построили каменный Белый город (1585–1591), на месте которого теперь Бульварное кольцо, и Земляной город, или Скородом (1591–1592) на месте нынешнего Садового кольца. Он окружил Москву с ее слободами и многими пригородными селами сплошным кольцом. Площадь города за сто лет выросла в 70 (!) раз. Иностранцы находили, что Москва больше иных европейских столиц, таких как Прага или Лондон.

В то же время ее опустошали частые в XIV–XVI вв. пожары, от которых выгорал весь город, набеги врагов и эпидемии — такие страшные, что некому было хоронить трупы. Общее число жителей Москвы могло колебаться от десятков до одной-двух сотен тысяч.

Естественным путем такие потери было невозможно возместить. Почему же, несмотря на это, Москва росла? Как увеличивалось ее население? Дело в том, что московский правитель считал «выводы» крестьян и горожан из других земель своим неотъемлемым правом и смотрел на подданных как на «холопов», то есть рабов (в 1550—1560-х гг. появляется официальная форма самоназвания москвича, «холоп твой», которую в XVII в. будут применять только к знатным людям, а крестьян и посадских звать «рабами» и «сиротами»). Поэтому великие князья пополняли число жителей, «переводя» людей из Новгорода, Пскова, Смоленска и других городов и заселяя ими целые улицы. На московских надгробьях второй половины XVI в. определение статуса покойного как «веденца» из Ярославля или Пскова становится обычным явлением.

В Москву, конечно же, приезжали и добровольно, причем не только из русских земель, но и с Балкан, из Литвы, Поволжских ханств (например, принявшие православие ордынцы). Но именно благодаря «сведенцам» и пленным, восполнявшим ушедших из жизни москвичей, бурно росла столица.

К концу XVI в. Москва полностью сложилась как очень своеобразный столичный город. Самобытны были и ее план, и архитектура, и социальный облик, и культурные традиции. Последующее столетие целиком уйдет на освоение окруженных стенами городских кварталов. Здесь расположатся дворы новых жителей; старые деревянные церкви одну за другой заменят каменными; горожане, борясь за свои права, добьются совершенствования законов (о чем мы расскажем ниже).

Но структура города, заложенная в Средневековье, — главные направления улиц и дорог, «схваченные» крепостными воротами; узлы их пересечения (крестцы); торговые площадки; церкви и монастыри, останется, и город будет развиваться как бы в средневековой «раме». Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть контуры древних, давно снесенных крепостных стен, опоясывавших нынешний центр Москвы (Бульварное и Садовое кольцо), разглядеть паутину проулков Китай-города и ровные параллельные кварталы «нарезанных» в XVI в. городских слобод.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Книги похожие на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Беляев

Леонид Беляев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Отзывы читателей о книге "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.