» » » » Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия


Авторские права

Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Просвещение, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Камень, глина и фантазия
Издательство:
Просвещение
Год:
1991
ISBN:
5-09-001735-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Камень, глина и фантазия"

Описание и краткое содержание "Камень, глина и фантазия" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о различных природных и искусственных материалах, используемых при строительстве, отделке и украшении архитектурных сооружений с древности и до наших дней (известняке, мраморе, кирпиче, бетоне и др.). Читатель узнает об их происхождении, добыче и производстве, физических и эстетических свойствах, художественных особенностях и способах обработки, разнообразном применении.

На примерах наиболее известных архитектурных сооруже-' ний автор показывает взаимосвязь утилитарного, технического и художественного начал при использовании того или иного материала.

Книга рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Может быть полезна при подготовке к урокам и факультативным занятиям по изобразительному искусству, истории, географии. Представляет интерес и для широкого круга читателей.






После обжига глина приобретает прочность камня. Обжиг предметов из сырой глины вызывает частичное расплавление глинистых минералов, что приводит к образованию спекшейся массы. Обожженная глина обладает высокой механической прочностью и химической стойкостью, к тому же она плохо проводит тепло. Эти качества искусственного камня давно оценили люди и стали применять изделия из обожженной глины при строительстве жилища. Возникло кирпичное производство — одно из древнейших. Впервые, вероятно, применили в строительстве кирпич-сырец, высушенный на воздухе, а затем и обожженный кирпич в Древнем Египте и Вавилонии.

Надо сказать, что освоение глиняных богатств, использование их в качестве строительного материала происходило у многих народов почти одновременно. Они независимо один от другого поняли возможности глины, и технология производства кирпича в разных странах практически ничем не отличалась. Кирпичное строительство было более развито в странах, бедных камнем и лесом. Но и там, где строили из природного камня и дерева, с давних времен употребляли и глину. По-видимому, в древности довольно много использовали необожженный кирпич-сырец, да и сейчас в азиат-¦ ских странах продолжают строить небольшие одноэтажные здания из сырца. В мировой практике известны случаи даже многоэтажного строительства из этого материала. В столице Йеменской Арабской Республики городе Сане имеются глинобитные «небоскребы» в пять-шесть этажей.

Древние строители набивали ящики глиной и высушивали на солнце. Готовые кирпичи покрывали битумом и из них возводили стены. Чтобы изолировать постройки из кирпича-сырца от влаги грунта, их ставили на высокие земляные холмы. А чтобы стены не размывало дождями, их обмазывали глиной, гипсом, штукатурили раствором глины и гашеной извести, облицовывали обожженными глазурованными плитками и естественным камнем.

В большинстве стран с освоением техники обжига кирпича отказались от применения кирпича-сырца. Хотя обожженный кирпич и требовал больших затрат на изготовление, но люди на это шли, так как надежность и долговечность зданий повышалась во много раз. Со временем человек научился выделывать не только плитки и кирпичи, но и такие необходимые для строительства предметы, как черепица, водопроводные керамические трубы, архитектурные детали. Это делали уже в Древней Греции и Древнем Риме. Кирпич древние римляне использовали для кладки арок, сводов, мостов, акведуков.

Народам Востока с незапамятных времен было известно производство цветной глазурованной плитки. Вспомним Древний Вавилон с его знаменитой башней, ярусы которой были облицованы цветным глазурованным кирпичем. У каждого яруса был свой цвет: белый, черный, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Мы можем только догадываться, какое неотразимое впечатление производило на современников это сверкающее грандиозное сооружение в семь ярусов, постепенно сужающихся кверху.

Библейское сказание повествует о том, как жители Вавилона примерно в 605–535 годах до н. э. решили построить город и башню высотою «до небес», для чего они собирались изготовить кирпичи, обжечь их огнем, чтобы они стали, как камни. Склеить их между собой вавилонянам помогла земляная смола, или битум. Башня и в самом деле была построена, правда не до небес, но весьма внушительных размеров. Ученые на основании обмеров котлована, археологических находок и расшифровки клинописных текстов считают, что высота башни достигала 90 метров, примерно с современный тридцатиэтажный дом. Она была самой высокой башней в Двуречье. В историю исполинская башня вошла как Вавилонская.

Выражение же «вавилонское столпотворение» можно объяснить как строительство, созидание, творение столпа башни, или столпотворение Вавилонской башни. Есть и другое объяснение этого выражения — как толчея и неразбериха. Согласно легенде, строительство башни продвигалось успешно, она росла все выше и выше. Бог на небе забеспокоился: как бы и вправду не добрались люди до неба. Тогда он заставил их говорить на разных языках, чтобы они не понимали друг друга. В замешательстве от непонимания, в бестолковой сутолоке люди бросили работу, не закончив строительство. Все разбрелись в разные стороны, оставив на века «вавилонское столпотворение».

На территории нашей страны обожженный кирпич стали применять с X века. Его предшественником, как и в других странах, тоже был сырцовый кирпич. Он использовался для кладки печей, гончарных горнов, крепостных стен. А еще раньше в строительстве жилья применяли уплотненную «битую» глину. Деревянный каркас обмазывали глиной, высушивали и обжигали. Такое жилище третьего тысячелетия до н. э. обнаружено археологами на берегу Днепра. Глинобитные дома долгое время строили на юге России, а кое-где в сельской местности даже сейчас делают глинобитные стены и саманные с обмазкой глиной.

Изготовление обожженных кирпичей началось в Киеве и быстро распространилось в городах Киевской Руси. По данным академика М. Тихомирова, в IX–X веках на Руси насчитывалось 26 городов, в XI столетии было построено 62 города, в XII веке—120, а за первую треть XIII века, до нашествия татар, появилось еще 32 города. Не случайно в скандинавских сагах Русь называли «гардарикой», что значит «страна городов».

Понятно, что при столь бурном росте городов требовалось огромное количество строительных материалов, в том числе и кирпича. С крещением Руси и развитием русско-византийских отношений в Киеве появляются греческие мастера, приглашенные для обучения русских различным ремеслам, необходимым для строительства каменных церквей. Не будем забывать, что основным строительным материалом на Руси в то время было дерево. Греки обучили русичей производству глиняного плоского кирпича.

Выделывали тогда кирпич разной формы и различных размеров. Гончаров-кирпичников называли плин-фоделателями, а кирпич — плинфой от греческого слова «плинт», что значит плита. И действительно, форма кирпичей того времени — плоская плита. Чаще всего квадратная размером 40X40 и толщиной 2,5–3 сантиметра, но встречаются плинфы и поменьше. В XI столетии в Киеве из плинфы в сочетании с природным камнем был сооружен Софийский собор. Сегодня древнее здание стоит оштукатуренным, но реставраторы оставили открытыми отдельные участки стены, чтобы мы могли видеть кладку почти тысячелетней давности. Четыре-пять рядов тонких глиняных плиток чередуются с оДним рядом камня. Кладка велась на известковом растворе с добавлением толченого кирпича-цемянки, отчего раствор приобретал приятный розовый цвет. Стены собора напоминали цветные полосатые половички, которые и сегодня ткут в селах на Украине. Однако в последнее время встречаются высказывания некоторых исследователей, которые утверждают, что собор никогда не был полосатым, что его оштукатурили сразу же при постройке.

За тысячелетнюю историю существования кирпичного производства в нашей стране он не раз менял свою форму, размеры, а технология во многом оставалась без изменений. Нам трудно сказать,"как было организовано производство кирпича в столь отдаленное время, как X век, но полагаем, что техника добычи сырья — глины, ее подготовка, формовка кирпича и обжига мало отличалась от более позднего времени, скажем, XVII–XVIII веков. Во все времена качество кирпича прямо зависело от качества глины и ее подготовки. Добыча глины, или разработка глинищ, как тогда говорили, была несложной. Практически везде можно было найти поверхностные выходы глины, и там уж копать. Можно было снять слой почвы до уровня залегания глинистых пластов и брать глину с глубины. В разных районах страны заготовку глины вели где летом, где осенью, где зимой, а в иных местах и круглый год. Крестьяне, для которых выделка кирпича не была основным занятием, предпочитали зиму, когда они свободны от полевых работ. Артели кирпичников и заводы исходили, вероятно, из местных условий. В сырых местах удобнее выкапывать и выламывать глину зимой, когда вода замерзнет. Промерзшая глина становится более хрупкой и легче отделяется от общей массы. В сухих местах добывали глину и летом. Но все же в большинстве случаев добыча глины производилась в осенне-летние месяцы. Теплое время года отводилось для формовки и сушки изделий.

Выкопанную или выломанную глину грузили на подводы и доставляли к кирпичным сараям. Чаще всего именно так называли гончарные мастерские и заводы по выработке кирпича. Там глину сгружали в небольшие кучи. Ей надлежало выветриться и выморозиться в течение нескольких месяцев. -

Затем комья глины разбивали кирками или деревянными лопатами и складывали в ямы или специальные большие деревянные ящики. Глину слегка поливали водой и оставляли примерно на сутки для вылеживания, а уже потом начинали мять. Месили или мяли глину на первых порах чаще всего босыми ногами. По мере надобности добавляли воду. Часов через пять глиняное то готово. Эту невероятно изнурительную и монотонную работу пытались облегчить. Так появились конные глиномялки, или глиномятки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Камень, глина и фантазия"

Книги похожие на "Камень, глина и фантазия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Данилова

Людмила Данилова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Данилова - Камень, глина и фантазия"

Отзывы читателей о книге "Камень, глина и фантазия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.