» » » » Сергей - Путеводитель по Озёрскому району


Авторские права

Сергей - Путеводитель по Озёрскому району

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей - Путеводитель по Озёрскому району" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство РадиоСофт, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Путеводитель по Озёрскому району
Автор:
Издательство:
РадиоСофт
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путеводитель по Озёрскому району"

Описание и краткое содержание "Путеводитель по Озёрскому району" читать бесплатно онлайн.



Автор "Путеводителя по Озёрскому району" Сергей Михайлович Рогов более 30 лет собирал материалы, послужившие затем основой этой книги. С рюкзаком и фотоаппаратом обошёл всю округу. Побывал во многих интересных местах, поговорил со многими интересными людьми. Записал немало местных легенд и удивительных историй, услышанных во время дальних походов.

В книге собраны сведения о природе, истории Озёрского края, о его селах, древних поселениях и старинных дорогах, реках, болотах.






Размеры кургана впечатляют. Высота его около шести метров и в основании около двенадцати метров. От него и сейчас веет дремучей силой. Со стороны Оки он крутой, со стороны леса — более пологий. Рядом с курганом есть родник. В этом месте вообще много родников. Этим и объясняется постоянная дислокация ратей в здешних местах — им нужна была чистая питьевая вода. По преданию, рати стояли на месте нынешнего пионерского лагеря «Лесная поляна».

С кургана хорошо просматриваются противоположный берег Оки, её пойма и Люблин.

Старожилы села Комарёво помнят, что в 1935–1936 гг. на кургане велись археологические раскопки. Нашли там что-либо или нет, никто не знает. Но непреложным фактом остаётся одно: большевики активно охотились за знаниями древних. Где-то году в 1979 на вершине кургана была построена деревянная круглая танцевальная веранда с деревянной же крышей. (Любим мы отплясывать на костях наших предков, а потом удивляемся: «Ох, ах, вандализм, осквернение могил, непочтение к старшим. Откуда это?» Оттуда! От танцевальной веранды на вершине древнего кургана!) После отбоя в пионерском лагере на этой веранде собирались вожатые отрядов и обслуживающий персонал, а ещё приходили отдыхающие с расположенной по соседству спортивно-оздоровительной базы. Звучала музыка, разгорячённые летом, молодостью и вином пары кружились в объятиях. После танцев на веранде назначались свидания со всеми вытекающими обстоятельствами. Но веселье это было недолгим. Перун не мог равнодушно взирать с небес, как потомки глумятся над памятью своих героических предков, да и над самим грозным богом небесных и земных дружин. Однажды ночью в танцевальную веранду на вершине кургана ударила молния, и веранда эта в одночасье сгорела. А может, это была и не молния вовсе. Ведь не все у нас хамы, не помнящие своего родства. Как бы там ни было, но танцплощадку на кургане больше не строили.

За пионерским лагерем метрах в трёхстах от него ниже по течению реки — знаменитый Завал-овраг, памятный озер-чанам пламенем пионерских костров и барабанным боем.

В здешних краях бытует легенда, что в стародавние времена, во время похода Святослава по Оке (964–965 гг.) в устье Завал-оврага произошел бой между отрядом разведчиков Святослава и дозорным отрядом Вятичей. Разведчики рано утром скрытно переправились через Оку, и под покровом густого тумана хотели незаметно оврагом просочиться сквозь дозоры вятичей вглубь лесов и внезапно вырваться на простор. Но дозорные заранее отследили перемещение вражеского отряда и устроили засаду в Завал-овраге, в том самом месте, где до недавнего времени жгли пионерские отряды костры. Как только воины Святослава вошли в устье оврага, с крутых склонов с двух сторон на них посыпались стрелы. Завязался короткий, жестокий бой, в результате которого отряд разведчиков, зажатый на дне оврага, был полностью уничтожен, но и дозорные понесли потери. Дружинники Святослава своё дело знали! По справедливому обычаю тех времён и нападавшие и защитники были похоронены в одной братской могиле, ибо как говорил Святослав: «Мёртвые срама не имут!» Воины тех времён являлись привилегированной, элитной кастой, уважали друг друга, и дружинников неприятеля хоронили с теми же достойными почестями, что и своих павших братьев. Это был Великий Закон Прави. Ведь и сами Вятичи могли сложить головы в далёких землях, ратная служба изменчива. Сегодня ты защищаешь землю от набега, завтра — сам в набеге. Поэтому, достойно провожая в небесное войско Перуна павших ратников неприятеля, Вятичи наделялись, что и с ними, доведись им пасть в бою на чужбине, поступят точно также. По обычаю, на месте захоронения насыпали большой курган — ворота в царство мёртвых, а потомкам — память о славных деяниях их отцов.

А ещё поговаривают, что разведку Святослава побили таинственные «чёрные», вышедшие из-под земли, из Провальной ямы, что неподалёку, о которой будет сказано ниже.

На восточном склоне оврага, на краю леса, выходы жирной, чистой, красной глины. Метрах в 250 выше шоссе, пересекающего Завал-овраг, за старой Речицкой дорогой, есть известное всем комарёвским жителям, очень интересное место — небольшая, метров трех в поперечнике и глубиной около метра, круглая с песчаным дном яма на дне оврага. Летом на неё и внимание не обратишь. Зато весной, во время таяния снегов, ручей, бегущий по дну оврага, доходя до этой ямы, дальше не течёт. Уходит в песок, проваливается под землю! Отсюда и название места — Провальная яма. Место это, ещё двадцать пять лет назад находившееся в глухом лесу, издавна пользовалось в народе дурной славой. Говорили, что здесь бесследно исчезает, «проваливается» отбившаяся от стада скотина. Ещё шёпотом поговаривали, что в Купальскую ночь (ночь с 21 на 22 июня) здесь собираются ведьмы со всей округи и пляшут нагими вокруг костра, заманивая в свой хоровод заплутавших путников и «уводя» их под землю. Говорили о высоких, плечистых мужиках с серыми «землистыми» лицами, выходящими из ямы в полнолуние и бесшумно исчезающих в ночном лесу. (В народе их прозвали «чёрными»). Местные бабульки-знахарки называли это место «Бродом» и говорили о нём очень неохотно, с оглядкой. Хотя куда здесь «брести»? Под землёй идти, что ли? Правда, Бродом могли назвать место метрах в пятидесяти ниже ямы, где старая Речицкая дорога пересекала Завал-овраг. Весной там стояла вода, отсюда и название — Брод. Так или иначе, но родители настоятельно советовали своим маленьким детям держаться от этого места подальше. Сейчас рядом с этой ямой построены шумные дачные посёлки, ореол таинственности вокруг этого места развеялся, поугас, но название — Провальная яма — осталось и поныне.

Далее, за лугом, начинается село Комарёво. На лугу между Комарёвом и Завал-оврагом есть заболоченный участок с родником, поросший густым высоким ольховником — Овняга. Место само по себе мало чем примечательно, а вот название его — Овняга — уходит в далёкое прошлое и, похоже, является ровесником славянских курганов. Овняга. Овен — овца, овцы. Га — всегда у славян обозначало движение (нога, телега, дорога). Получается: овняга — движение овец, место выпаса овец, пастбище овец.

Почему-то, по ассоциации, вспомнилось название северной реки — Ладога. Ладо — любимая. Га — движение. Получается Путь к любимой! Дорога к любимой! Язык древних славян очень красив и выразителен! Если Рюрик со своими братьями, согласно Ипатьевской и Радзивилловской летописям, придя в Новгородскую землю «срубили» город Ладогу, в котором и стал править Рюрик (1—99), то название Комарёвского местечка Овняга уходит в далёкое прошлое, в 859 год! Именно в этот год (предположительно) и пришёл Рюрик в северные земли (2—73).

Село Комарёво.

Древнейшее село, на западном (правом) склоне Немёрзлого оврага. Немёрзлым он назван потому, что там и сейчас, даже в лютые морозы, звенит под коркой льда и толщей снега весёлый ручеек, текущий по дну оврага. Первое письменное упоминание Комарёва обнаружено в духовной грамоте Московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) и датируется 1388–1389 годами. Село зажиточное. Перекрёсток старинных «транспортных магистралей». С юга на север шла старая Московская дорога (ныне заросшая лесом, её знают только местные жители) с переправой у Сенькова. А с запада на восток, берегом Оки шла Каширская дорога от Коломны до Старой Каширы, до крепости, что на берегу речки Каширки в Городищах. Комарёво воспето В.Д. Григоровичем в повести «Рыбаки»: «Лаптей в Комарёве никто не носил. Зато там счёту не было самоварам, сапогам, красным рубахам и гармоням, которые, как известно, производятся по соседству, в Туле. (3-380). Очень интересно расположены горизонты залегания грунтовых вод в Комарёве. До того, как по селу проложили водопровод, там было несколько колодцев. Один из них был далеко не на самом высоком месте — на главной улице, по западной слободе, на спуске с горы, что идёт от Выселок (от Александровки). Глубина этого колодца (до воды) была около 8 метров. И в тоже время в самой Александрова, на высоте (!) грунтовые воды залегали очень близко. «Плывун» был на глубине 1,7 м под землёй. В конце деревни и сейчас сохранился маленький прудик. А за деревней, севернее её, у леса был колодец, где вода залегала очень близко, всего в 1,5 м от уровня земли. Второй точно такой же колодец был ещё севернее, в сосняке, около газового просека. В селе, на дне Немёрзлого оврага довольно большой пруд, метров 70 в поперечнике, с чистой студеной водой. В пруду этом водятся огромные, до 15 см длиной, речные ракушки. Ещё поговаривают, что на дне пруда спрятана золотая и серебряная церковная утварь из взорванной в 1942 году Никольской церкви. Иконы из этой церкви, поражающие своей красотой и выразительностью, спасённые сердобольными прихожанами, и поныне встречаются в окрестных домах. Рядом с прудом, на восточном левом склоне оврага — Святой источник, из которого вниз бежит шустрый ручей. В 2006–2007 гг. источник, пришедший было в забвение, был вычищен. Построены купель, два переодевальных домика для желающих искупаться в родниковой воде, часовенка. Источник освящён в честь Святителя Николая и уже снискал большую популярность среди местного населения и приезжих отдыхающих. На источник ходят (а в основном ездят на иномарках) за водой, купаются в просторной, обшитой досками купели, а в благодарность по древнему языческому обычаю бросают в воду монетку. Теперь всё дно купели, как рыбьей чешуёй усеяно монетками. Выше источника, у кромки леса вновь отстроенная Никольская церковь, а рядом большое кладбище. С этим кладбищем и старой церквью связана одна интересная история. В 1940 году к церкви по ночам повадился летать огромный филин. Садился на крест над куполом и начинал «ухать», плакать, хохотать, пугая жителей Комарёва и рабочих, возвращавшихся с фабрики с вечерней смены, домой по лесной дороге, идущей мимо кладбища. В селе стали шептаться, что это не к добру, что филин предвещает, «накликает» большую беду (так оно в 1941 году и вышло). А филин всё бесновался, всё кричал, и крик его разносился по всему Комарёву. Дошло до того, что бабы стали бояться выходить из дома ночью во двор, а рабочие, возвращаясь с фабрики после вечерней смены, стали ходить другой, нижней дорогой, подальше от запертой церкви, кладбища и злополучного филина. Чтобы положить конец ночным страхам, обратились к известному на всю округу комарёвскому охотнику Михаилу Ивановичу Крюкову, Он взял ружьё, взял с собой для храбрости своего крестника — пятнадцатилетнего племянника Михаила, и они отправились к вечеру на засидку, караулить филина. Стемнело, на небе появились первые звёзды. Вдруг среди кладбищенской тишины раздался шум крыльев и на перекладину креста, что над куполом, уселся огромный филин, хорошо видный снизу на фоне ночного неба. Михаил Иванович прицелился, выстрелил. Филин упал с креста и загремел по жестяной крыше купола, застряв в водосточных желобах. Утром мальчишки слазили на крышу и достали убитого филина. Но беды Комарёвской церкви и жителей Комарёва на этом не закончились. В 1941 году началась война, а в 1942 году церковь взорвали под предлогом добычи кирпича для постройки школы. Кирпичные стены, намертво скреплённые известью, разобрать не удалось. Так всё и пропало прахом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путеводитель по Озёрскому району"

Книги похожие на "Путеводитель по Озёрскому району" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей

Сергей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей - Путеводитель по Озёрскому району"

Отзывы читателей о книге "Путеводитель по Озёрскому району", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.