» » » » Александр Конрад - Дневник


Авторские права

Александр Конрад - Дневник

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Конрад - Дневник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Российский государственный музей Арктики и Антарктики, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Конрад - Дневник
Рейтинг:
Название:
Дневник
Издательство:
Российский государственный музей Арктики и Антарктики
Год:
2011
ISBN:
978-5-86983-85-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дневник"

Описание и краткое содержание "Дневник" читать бесплатно онлайн.



Осенью 1912 года в Арктику на шхуне «Святая Анна» отправилась экспедиция лейтенанта Георгия Брусилова. Предполагалось пройти Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан. Но произошло непредвиденное: в октябре судно вмерзло в лед возле западного берега Ямала и затем было вынесено в высокие широты, где бесследно исчезло. 

Штурман В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад оказались единственными из 24 человек экипажа «Святой Анны», которым удалось спастись и сохранить для науки ценнейшие материалы гидрометеорологических наблюдений в почти неизученных районах Северного Ледовитого океана. Судьба Г. Брусилова, остальных членов экспедиции, самой шхуны до сих пор неизвестна и полна загадок. Книга В. Альбанова «На юг, к Земле Франца-Иосифа!» была издана в 1917 г.

Дневник А. Конрада публикуется впервые. Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем — Российским государственным музеем Арктики и Антарктики. Журнал "Полярный музей 2011" ISBN 978-5-86983-85-2. Публикация файла имеет исключительно просветительские цели, не преследуя никакой коммерческой выгоды.







ВСТУПЛЕНИЕ

Из фондов РГМАА.

Дневник А. Э. Конрада

М. В. Дукальская


1910-е годы в истории исследования и освоения Северного морского пути (СМП) стали героическими и трагическими одновременно. В 1910-1915 гг. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством И. С. Сергеева и Б. А. Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», обследовав всю трассу СМП, создала первые карты и лоции этого пути, в 1913 г. открыла архипелаг Северная Земля, а в 1914-1915 гг. впервые в истории преодолела СМП с востока на запад (с одной зимовкой).

Осенью 1912 г., когда «Таймыр» и «Вайгач» работали в восточной части СМП, в Арктику отправились три небольшие экспедиции — В. А. Русанова на судне «Геркулес», Г. Я. Седова на судне «Святой мученик Фока» и Г. Л. Брусилова на судне «Святая Анна». В 1914 г. в Архангельск вернулся лишь экипаж «Святого Фоки» без своего командира и двое участников экспедиции Г. Л. Брусилова — В. И. Альбанов и А. Э. Конрад.

В этом сборнике мы представляем читателю дневник А. Э. Конрада, никогда ранее не публиковавшийся. В дневнике нашла отражение трагическая история экспедиции Г. Л. Брусилова. Поскольку о судьбе этой экспедиции в разное время было написано множество статей, мы ограничились лишь кратким изложением событий 1912-1914 гг.

Начальник экспедиции Георгий Львович Брусилов был потомственным моряком и в 1910-1911 гг. на ледокольном пароходе «Вайгач» участвовал в работе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в районе Чукотского полуострова. Ледовая обстановка в этом районе была спокойной, что убедило ряд моряков, в том числе и Брусилова, в возможности плавания по всему Северному морскому пути. Брусилов решил организовать собственную экспедицию и преодолеть этот путь с запада на восток, попутно занимаясь зверобойным промыслом.

В 1912 г. Брусилов испросил себе 11-месячный отпуск и, заинтересовав своими планами друзей и родственников, создал акционерное зверобойное общество, главным акционером которого стала жена его дяди — генерала А. А. Брусилова — А. Н. Брусилова, отпустившая на снаряжение экспедиции 90 тысяч рублей. Для экспедиции в Англии была куплена паровая шхуна «Пандора», которую в честь Анны Николаевны Брусиловой переименовали в «Святую Анну». Судно водоизмещением в 231 тонну было построено в Англии в 1867 г. специально для плавания во льдах и первоначально носило название «Ньюпорт», а в 1893 и 1896 гг. под названием «Бланкатра» ходило к устью Енисея под командованием английского капитана Д. Виггинса.

В состав экспедиции, кроме Брусилова и штурмана Валериана Ивановича Альбанова, входили 22 человека команды, из которых всего пятеро были профессиональными моряками. Единственной женщиной на борту «Святой Анны» была племянница начальника Главного гидрографического управления, известного гидрографа, генерала М. Е. Жданко, Ерминия Александровна Жданко, окончившая самаритянские курсы сестер милосердия и исполнявшая на судне обязанности врача, заведующей продовольствием и фотографированием.

10 августа 1912 г. (здесь и далее — по новому стилю) «Святая Анна» вышла из Петербурга и уже 15 сентября подошла к проливу Югорский Шар, где участники экспедиции передали последние письма на стоявшие там пароходы телеграфной экспедиции «Нимрод» и «Вассиан». В своем письме Брусилов писал: «…плавания осталось всего две недели, а зима — очень спокойное время, не грозящее никакими опасностями».

Однако состояние льдов в южной части Карского моря летом и осенью 1912 г. было крайне неблагоприятным. Почти месяц шхуна пробивалась к берегам Ямала, а в нескольких десятках километров севернее мыса Харасавэй вмерзла в неподвижный береговой припай.

В течение двух недель судно стояло вблизи от берега на широте 71° 45' с. Моряки, понимая, что выйти на чистую воду в ближайшие месяцы не удастся, начали готовиться к зимовке. Предполагалось даже построить на берегу баню, для отопления которой можно было бы использовать плавник, в изобилии имевшийся на берегу. Но во второй половине октября в море начались штормы, и 28 октября сильным южным ветром большое ледяное поле, в которое вмерзла «Святая Анна», оторвало от припая. Начался медленный дрейф судна на север.

Положение «Святой Анны» в первую зиму не внушало опасений. Известно было, что еще зимой 1882-83 г. во время проведения Первого международного полярного года в южной части Карского моря зимовали два судна — датская шхуна «Димфна» и голландское парусно-моторное судно «Варна». Из-за повреждений корпуса «Варна» затонула, ее экипаж перешел на борт «Димфны», а в сентябре 1883 г. датское судно, освободившись из ледового плена, благополучно вернулось на родину. Во время дрейфа эти захваченные льдом суда не покидали Карское море, и казалось, что прочный корпус «Святой Анны» вполне способен противостоять напору карских льдов.

Но, вопреки ожиданиям, льды неумолимо несли шхуну в северном направлении, и летом 1913 г. «Святая Анна» достигла широты 78° с. Лед вокруг судна был слабым со множеством каналов и полыней. Освободиться из ледового плена и выйти в Баренцево море не составило бы труда, если бы на шхуне имелся хоть небольшой запас динамита. Но, кроме черного пороха, взрывчатых веществ на «Святой Анне» не оказалось, а пробить канал во льду при помощи пороха команде не удалось. Началась вторая зимовка во льдах. К весне 1914 г. судно обогнуло с севера Землю Франца-Иосифа и продолжило медленно двигаться в северо-западном направлении. При удачном стечении обстоятельств «Святая Анна», двигаясь вместе со льдами на запад, могла достичь северных берегов Гренландии не раньше, чем летом 1915 г.

Уже во время первой зимовки в 1912-13 г. многие участники экспедиции, в том числе и Брусилов, начали болеть. Несмотря на удачную охоту на тюленей и белых медведей, ко времени второй зимовки 1913-14 г. стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива.

Не все было благополучно и во взаимоотношениях между членами экипажа. Тяжелые условия зимовок во время полярной ночи, неопределенность положения и болезни подавляюще действовали на большинство участников экспедиции. Крупная размолвка произошла между Брусиловым и Альбановым осенью 1913 г., и с этого времени их отношения оставались натянутыми. 22 сентября в судовом журнале появилась запись, сделанная Брусиловым: «Отставлен от своих обязанностей штурман».

22 января 1914 г. Альбанов обратился к Брусилову с просьбой дать ему материал для постройки каяков и саней, чтобы весной уйти с судна на Землю Франца-Иосифа, до которой было около ста километров. Несколько человек из команды решили идти вместе со штурманом. Брусилов не возражал против ухода части экипажа, так как это позволяло растянуть оставшиеся на судне запасы продовольствия и топлива до 1915 г.

К началу апреля группа Альбанова из запасных парусов и кусков судового дерева изготовила семь нарт и каяков, конструкция которых, как показали последующие события, была крайне несовершенной. Были подготовлены теплая одежда, палатка, кухня, оружие, собран запас продовольствия в расчете на два месяца пути (основу продовольствия составляли сухари — около 500 кг, 82 % от всего запаса провизии). Для улучшения питания планировалось в пути заниматься охотой на тюленей и медведей.

23 апреля 1914 г. 13 человек под руководством Альбанова покинули «Святую Анну», находящуюся на 82° 55,5' с. ш., 60° 45' в. д. Прощаясь с уходящими, Брусилов передал штурману жестяную банку, в которой находились особый пакет на имя начальника Гидрографического управления и выписка из судового журнала экспедиции.

Благодаря тому, что эти документы были переданы Альбановым по назначению, история экспедиции Г. Л. Брусилова с момента выхода «Святой Анны» из Петербурга и до апреля 1914 г., когда группа Альбанова покинула судно, стала широко известна. На основе данных судового журнала была построена карта дрейфа «Святой Анны», проходившего по совершенно не исследованным в те времена районам Северного Ледовитого океана.

Через десять дней три человека из команды Альбанова вернулись обратно на шхуну. Таким образом, на «Святой Анне» осталось 13 человек — сам Г. Брусилов, Е. Жданко, гарпунеры В. Шленский и М. Денисов, боцман И. Потапов, матросы Г. Анисимов, Г. Мельбард и И. Параприц, машинист Я. Фрейберг, повар И. Калмыков и вернувшиеся матросы И. Пономарев, М. Шабатура и А. Шахнин. Их судьба и судьба судна не известны до сих пор.

Группа Альбанова из 11 человек продолжила путь. В состав группы входили матросы А. Конрад, Е. Шпаковский, О. Нильсен, И. Луняев, П. Баев, П. Смиренников и А. Архиреев, стюард Я. Регальд, старший рулевой П. Максимов и кочегар В. Губанов. Ни у кого из них не было опыта участия в подобных экспедициях, а снаряжение группы было крайне неудовлетворительным. Поэтому не удивительно, что девять человек из одиннадцати погибли или пропали без вести на этом трудном пути, и лишь двоим удалось вернуться на Родину.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дневник"

Книги похожие на "Дневник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Конрад

Александр Конрад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Конрад - Дневник"

Отзывы читателей о книге "Дневник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.