» » » » Александр Конрад - Дневник

Александр Конрад - Дневник

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Конрад - Дневник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Российский государственный музей Арктики и Антарктики, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дневник
Российский государственный музей Арктики и Антарктики
2011
978-5-86983-85-2

Описание книги "Дневник"

Описание и краткое содержание "Дневник" читать бесплатно онлайн.

Осенью 1912 года в Арктику на шхуне «Святая Анна» отправилась экспедиция лейтенанта Георгия Брусилова. Предполагалось пройти Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан. Но произошло непредвиденное: в октябре судно вмерзло в лед возле западного берега Ямала и затем было вынесено в высокие широты, где бесследно исчезло.

Штурман В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад оказались единственными из 24 человек экипажа «Святой Анны», которым удалось спастись и сохранить для науки ценнейшие материалы гидрометеорологических наблюдений в почти неизученных районах Северного Ледовитого океана. Судьба Г. Брусилова, остальных членов экспедиции, самой шхуны до сих пор неизвестна и полна загадок. Книга В. Альбанова «На юг, к Земле Франца-Иосифа!» была издана в 1917 г.

Дневник А. Конрада публикуется впервые. Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем — Российским государственным музеем Арктики и Антарктики. Журнал "Полярный музей 2011" ISBN 978-5-86983-85-2. Публикация файла имеет исключительно просветительские цели, не преследуя никакой коммерческой выгоды.

23-го марта. Сегодня капитан допрашивал, кто пойдет с судна на Шпицберген{25}. Оказалось, что пойдут 14 человек.

24-го марта. Сегодня окрасил свой каяк и окончил нарты. Думаем выйти с судна 15 апреля или раньше. Морозы стоят крепкие. Сегодня 33 градуса. Сильно напирал лед. Глубина 120 сажень. Уже готово шесть каяков и шесть нарт, и еще строят один каяк и одни нарты. Штурман уже чертит карту островов Франца-Иосифа и Шпицбергена. Думаем сначала зайти на мыс Флора, где зимовал англичанин Джексон и куда пришел Нансен{26}.

25-го марта. Сегодня было определение 82° 33' с. ш., 57° 18' в. д. Мороз 34 градуса, ветер NN.

30-го марта. Сегодня при пробе ходомера{27} у моих нарт сломался полоз. Мороз 1 градус. Ветер SSW. Сегодня сделали круг на полверсты и пробовали нарты с каяком.

2-го апреля. Сегодня определяли 82° 46' с. ш., 60° 15' в. д. Ходомер окончили совсем, оказался надежным. Развеску сухарей кончили совсем по маленьким мешочкам. Глубина 380 саженей, мороз 2 градуса.

3-го апреля. Погналась одна собака за медведем и не пришла. Думаем, что пропала.

4-го апреля. Сегодня кончили остальную развеску мелкой провизии. Теперь кончены все каяки и нарты. Скоро домой. Думаем уйти с судна вскоре после Пасхи.{28}

6-го апреля. Сегодня Пасха, ночь провели довольно весело, целую ночь играл граммофон.

7-го апреля. Сегодня все получили по дорожной сумке. Я укладываю свое белье, так что в сумке остается мало места для дневных сухарей.

***

10-го апреля. Сегодня прощальный день. Был устроен хороший обед для всех в нижнем салоне. 1-е было суп спаржевый, 2-е язык с картофельным пюре и грибы, и кофе с московскими сухариками. Сегодня было наблюдение 82° 55' с. ш., 60° 45' в. д. Провожали все, кто только был на судне, даже больной капитан. Сегодня прошли 5 верст от судна, раскинули палатку, раскупорили две бутылки шампанского на прощанье и прокричали троекратное «Ура!», потом вскипятили чай с молоком, и провожавшие ушли обратно. Капитан пожелал нам счастливого пути, добраться до берега. Забыл написать, что дорогой сломались два полоза у двух нарт, но скоро поправили{29}.

11-го апреля. Сегодня первый раз варили обед на льду, гороховый суп с сушеным мясом Скорикова и черные сухари. Хотя довольно скверно варить в палатке, потому что палатка полна дыма, который ест глаза.

12-го апреля. Сегодня стоим на месте из-за противного шторма со снегом. Ночь была довольно холодная, так что ни одному моряку не советую идти в такое плавание.

13-го апреля. Я и еще несколько человек ночевали на судне. Утром попили кофе и пошли к палатке. Разобрали палатку и хотели двигаться дальше, но оказалось, что Анисимов сильно заболел, так что пришлось остановиться и отправить Анисимова на судно. Потом с 3 часов двинулись дальше. На смену Анисимову пришел Регальд. Сегодня прошли 4,5 версты и начали расставлять палатку. Штурман послал меня на судно с запиской к капитану, чтобы добавить провизии на 4 дня. Я остался ночевать на судне.

14-го апреля. Сегодня было 83° 18' с. ш., 60° в. д. Все двигаемся вперед, оказывается, что нас относит назад.{30} Сегодня прошли 4 и 3/4 версты. Опять сломался один полоз, но скоро был починен. Вечером раскинули палатку, согрели воды и легли спать. Теперь варим продовольствие один раз в день, иногда гороховый суп, а иногда чай и черные сухари. Сегодня было довольно хорошо идти, потому что было тихо, но дорога была скверная, то ропаки, то мягкий снег. На пути нас догнали Фрейберг, Мельбард и Денисов и принесли нам последний раз за 15 верст щи и пилав, что оказалось очень вкусно, не как на судне. Другой раз не хочется кушать таких щей и пилава, а теперь так просили прибавок. Но теперь нам долгое время не придется покушать таких щей и пилаву. Мороз 15 градусов.

15-го апреля. Сегодня утром встали, сварили чай и пошли дальше. Дорога была очень скверная, очень громадные ропаки, я почти за два года таких не видал. Весь лед поломан и поторошен, так что мы прошли только 3 версты. И при том у нас случилось несчастье — у штурмана и Смиренникова поломались полозья нарт, и по этой причине пришлось остановиться. Начали варить чай, потом занялись ремонтом полозьев. Сегодня кончилась одна банка тюленьего сала в 21 фунт. Думаем, что так часто не придется варить горячую пищу, потому что осталось только 8 фунтов сала. Теперь все думают о медведях или о тюлене. Если попадется нам кто-либо из них, то у нас будет настоящий праздник. Ветер N, мороз 18 градусов.

16-го апреля. Сегодня в 2 часа дня встали и покушали суп из сухого мяса и жюльена. Было довольно вкусно, покушав, пошли дальше, а двое остались починять нарты. Потом вернулись за двумя нартами и притащили к остальным. Дорога была довольно скверная, так что мы пробирались с трудом, и притом еще у Пономарева сломался полоз у нарт. Так что придется завтра заняться опять починкой нарт. Прошли 5 верст до 12 часов ночи. Потом сварили чай, но чай был довольно вкусный, так что по две кружки оказывается мало. А на судне не хотели пить, а теперь пьют с радостью. У нас довольно весело, ребята молодые, поют в палатке песни. Мороз 15 градусов. Ветер NNO.

17-го апреля. Сегодня сварили чай с молоком. Потом в 12 часов вышли дальше, двое остались починять нарты, а другие ушли дальше. Потом возвратились за этими двумя и пошли дальше. Дорога была довольно хорошая, так что мы прошли 6 верст до 10 часов ночи. Потом покушали сухарей с маслом, но чай не варили, потому что топлива осталось мало. Мороз 12,5 градусов. Ветер NO. Сегодня было определение 83° 07' с. ш.

18-го апреля. Сегодня утром встали и сварили чай с молоком, напились чаю и пошли дальше. Дорога сначала была довольно скверная, а к вечеру довольно хорошая. Шли по старым полыньям до 11 часов вечера и прошли 7 верст. Потом разбили палатку, покушали сухарей с маслом. У Пономарева и Регальда сломались полозья, довольно серьезно, так что будет много работы. Но нас это не страшит, потому что мы привыкли к такой работе. Ветер NNO. Мороз 13 градусов.

19-го апреля. Сегодня грандиозная новость. В 11 часов утра мы пошли дальше. Архиреев остался чинить нарты, другие пошли дальше, но верст 5 прошли и пришлось расставлять палатку, потому что Шабатура, Шахнин и Пономарев отказались следовать далее. Потому что Шабатура заболел, то они трое вернулись на судно. Теперь осталось нас 11 человек. Думаем два каяка бросить. Остальные пять пойдут с нами. Эти два сейчас разобрали и сварили на них чай с молоком. Сегодня нам досталось по три кружки, благодаря тому, что трое ушло на судно. Сегодня было определение 83° 3' с. ш. Ветер N. Мороз 18 градусов. Теперь Регальд у нас поваром. Я и Евгений спим в одной малице, а другой накрываемся с головой. У меня снежная слепота, и еще у нескольких человек{31}. Думаем, что скоро пройдет. Я совсем опух, и потрескались губы. Думаю, что это от ветра.

20-го апреля. Сегодня утром сломали два каяка и одни нарты, а другие починили, так что можем следовать дальше, но так как мы довольно устали, то решили остаться и сварить суп с макаронами. Вечером горячий чай по три кружки. Теперь стало довольно трудно, потому что разложили груз с двух каяков на остальные пять нарт. Теперь мечтаем только о береге, больше ничего. Ветер, слава Богу, попутный — все норд и норд. Сегодня ветер ост-нордост, мороз 14 градусов. Теперь дров нам хватит на пять дней, самое малое, а то и дольше. Двое ушли на охоту к полынье, где днем видели медвежьи следы. Думаем, что там будет и зверь у новой полыньи. У нас мучаются несколько человек от снежной слепоты, надеемся, что скоро пройдет.

21-го апреля. Сегодня было определение, было довольно радостно — 82° 58' с. ш. Утром сварили чай, напились, и я со штурманом ходили на разведку, затем переправились через майну и пошли дальше. Дорога была довольно хорошая, так что мы прошли от 12 часов дня до 7 часов вечера 6 верст и дошли до большой майны, которая тянулась от SSO и до SSW, так что не было видно конца ни одного, ни другого. Мы были довольно радостны. Если б не было так холодно! Если плыть на каяках, то они обмерзнут, так что мы остановились около полыньи. Перейти майну нельзя ни льдом, ни водой. Мы сварили чай с молоком и коровьим маслом. Мороз 13 градусов. Ветер NO.

23-го апреля.Сегодня сварили чай с молоком, напились чаю. Мой и Баевский каяки разгрузили, и надели им запасные чехлы. Думали сделать паром из двух каяков, но потом я и штурман поплыли на тот берег, посмотреть, где лучше высадиться. Отошли от кромки мили на две поперек, но оказалось невозможным высадиться, дальше на милю была снеговая масса, ни идти, ни ехать нельзя. Нам со штурманом пришлось вернуться обратно ни с чем. Опять раскинули палатку. Тут Луняев убил тюленя, и Архиреев одного. Так как наш капитан Георгий сегодня именинник, то наш Регальд сжарил нам бефстроганов из свежего тюленьего мяса, и мы с большим аппетитом покушали. Но нашему судовому повару не сготовить такое вкусное блюдо, потому что он готовил из такого самого тюленьего мяса, но оно пахло рыбой, а здесь просто прелесть. К обеду у нас был гороховый суп с тюленьим салом, так что я кушал первый раз с тюленьим салом, но оказалось очень вкусно, никакого запаха нет. А еще очень вкусно с ржаными сухарями, это прямо объедение. Мы видели много каких-то больших зверей, думаем, что из породы китов, они были серые и ныряли.