» » » » Александр Конрад - Дневник

Александр Конрад - Дневник

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Конрад - Дневник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Российский государственный музей Арктики и Антарктики, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дневник
Российский государственный музей Арктики и Антарктики
2011
978-5-86983-85-2

Описание книги "Дневник"

Описание и краткое содержание "Дневник" читать бесплатно онлайн.

Осенью 1912 года в Арктику на шхуне «Святая Анна» отправилась экспедиция лейтенанта Георгия Брусилова. Предполагалось пройти Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан. Но произошло непредвиденное: в октябре судно вмерзло в лед возле западного берега Ямала и затем было вынесено в высокие широты, где бесследно исчезло.

Штурман В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад оказались единственными из 24 человек экипажа «Святой Анны», которым удалось спастись и сохранить для науки ценнейшие материалы гидрометеорологических наблюдений в почти неизученных районах Северного Ледовитого океана. Судьба Г. Брусилова, остальных членов экспедиции, самой шхуны до сих пор неизвестна и полна загадок. Книга В. Альбанова «На юг, к Земле Франца-Иосифа!» была издана в 1917 г.

Дневник А. Конрада публикуется впервые. Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем — Российским государственным музеем Арктики и Антарктики. Журнал "Полярный музей 2011" ISBN 978-5-86983-85-2. Публикация файла имеет исключительно просветительские цели, не преследуя никакой коммерческой выгоды.

24-го апреля. Все стоим на месте из-за полыньи. Сегодня утром сварили чай и нажарили свежего тюленьего мяса, позавтракали. Двое — Максимов и Баев — пошли на остовую сторону, а на вестовую сторону ушли трое — Смиренников, Губанов и Нильсен. Придя в 5 часов, трое с вестовой стороны рассказали, что полынья тянется далеко, так что они ушли верст на десять и не видели ее конца, и она тянется на WSW. Двое, придя с остовой стороны, рассказали, что они, пройдя с 2,5 часов дня до 9 часов вечера верст 18, тоже не видели конца полыньи, которая далеко тянулась на OSO. Полынья была так широка, что они не видели другой кромки льда. Видели очень большие ропаки, смешанные с песком. Думаем, что недалеко должна быть земля. Я и Шпаковский пробовали свой каяк, переплыли на другую сторону майны разыскивать место для переправы, но его не оказалось, так что пришлось вернуться обратно ни с чем. Наш каяк оказался довольно хорошим, устойчивым и хорошо слушается руля. Мы видели много громадных зверей. Ветер N. Мороз 13 градусов.

25-го апреля. Сегодня наконец пришлось тронуться в путь. Шли все кромкой майны. Было очень трудно, потому что лед был молодой и соленый, так что мы прошли на норд-вестовую сторону версты две и хотели перейти майну, но не удалось. Тогда мы раскинули палатку и стали варить чай. Я и штурман пошли искать дорогу, где можно переправиться и далеко на норд-вест нашли переход, благодаря тому, что майну начало сжимать. Сегодня ветра совсем нет и мороз 0,5 градуса. В майне видели китов и зайцев. Было определение 82° 51' с. ш., 56° в. д.

26-го апреля. Сегодня в 12 часов ночи, напившись чаю с молоком, мы начали переходить через майну и прошли около 5 верст. Мы раскинули палатку и стали кипятить чай и жарить консервированное мясо. Я сегодня провалился и промок до самой груди. Одежда была вся мокрая до нитки, и мне было довольно трудно, потому что приходилось одежду сушить на себе, то есть было плохо. Я здорово замерз на морозе в мокрой одежде.

27-го апреля. Сегодня с 7 часов вечера и до 2-х ночи прошли довольно мало — только 3,5 версты. Сегодня видели в первый раз в этом году трех вестников весны: первой видели серую большую чайку, второй белую чайку и третьим нырка. По этому случаю все только и говорят о береге, все думают, что доберемся не раньше 10 мая. Дорога была скверная, кругом майны, так что было трудно двигаться вперед. Сегодня у меня и нескольких моих товарищей сильно болят желудки, думаю, от тюленьего мяса{32}. Ветер N, мороз 15 градусов. Луняев убил одного тюленя, довольно большого. Я сильно болею, все с желудком. Утром был чай с молоком и жареное тюленье мясо, но я кушать не мог и променял на две кружки чая Баеву. Сегодня подсчитали, сколько имеем груза, и разделили на все каяки, и стали пробовать, сколько они могут поднять. Думаем плыть на трех каяках по три человека, и на двух каяках везти провизию, а именно на моем и Баевском каяках, потому что наши лучше остальных. Теперь дорога стала довольно скверная, так что лучше плыть на каяках, чем идти по плохому льду, хотя каяки и будут замерзать. Но лучше плыть, чем идти по страшно торошенному льду. Было определение 82° 51' с. ш. Ветер NNW. Мой товарищ работал целый день, один нагружал и выгружал провизию. Мне его было довольно жалко, потому что было довольно холодно, главное, мерзнут руки, так как рукавиц нет. Всего чистого груза 41 пуд на два месяца. Думаем, что если бы было столько открытой воды, как здесь, то было бы очень хорошо, так что мы очень радостные.

28-го апреля. Сегодня утром сварили чай с молоком и жареное тюленье мясо, но я не мог кушать из-за расстройства желудка, так что пришлось быть сытым одним чаем. После завтрака нагрузили два каяка только одной провизией, оба связали вместе вроде парома, и в 12 часов дня тронулись по большой майне. Отплыли версты четыре, наши грузовые каяки начали течь, пришлось кончить дальнейшее следование. Пристали к старому льду, выгрузили провизию и сварили чай с молоком. После чая намазали швы каяков говяжьим жиром и разделили груз на все каяки поровну, и поплыли дальше, а нарты тащили по льду еще версты три. Стали на ночлег. На ужин было жареное тюленье мясо и чай. Видели массу каких-то серых зверей, каких-то горбатых. Майна тянется далеко на SSW и SSO, так что если бы у нас не потекли каяки, то мы прошли бы верст двадцать пять, но и то довольно, что прошли верст десять. Мороз 16 градусов. Ветер NW.

29-го апреля. Сегодня были к завтраку жареное тюленье мясо и чай. В 2 часа тронулись в путь, отошли версты две, и у штурмана сломались два копылья у нарт и полоз. Дорога была очень скверная, глубокий снег и огромные ропаки. Нам пришлось остановиться на ночлег. К ужину сварили вкусный суп из макарон и сушеного мяса Скорикова. Было определение 82° 41' с. ш. Теперь у нас прошла снежная слепота, только заболел Луняев с ногой, должно быть ревматизм, так что она здорово опухла. Сегодня видели больших зверей. Майна стала замерзать. Мороз 16 градусов. Ветер NNW.

30-го апреля. Сегодня утром сварили чай с молоком и консервированное мясо. Пока завтракали, на наше счастье открылась майна. Тут скоренько тронулись в 8 часов утра в путь. По майне мы проплыли пять верст, а порожние нарты по одному человеку тащили по льду. Нарты штурмана починили я и Нильсен. Было определение 82° 36,5' с. ш., 55° 5' в. д. На ужин были чай и топленое масло. Стали на ночлег в 4 часа вечера. Штурман и Максимов ходили разыскивать дорогу, но дорога оказывается очень скверной, глубокий снег. Мороз 10 градусов. Ветер NN.

1-го мая. Сегодня утром на завтрак были чай и консервированное мясо. В 12 часов дня тронулись в путь. Сначала дорога была хорошая, тонкий, ровный лед, потом стала очень скверная — глубокий снег и страшно большие ропаки, так что мы тащили по пять человек один каяк, по живот в снегу. Было очень трудно. В 7 часов вечера стали на ночлег и были очень измучены. Кругом палатки страшно торосило, ветер переменился, стал SW. Мороз 12 градусов. Луняев убил одного тюленя для первого мая.

2-го мая. Сегодня на завтрак были чай и тюленье мясо. В половине второго тронулись в путь. Версты через полторы у моих нарт сломался полоз во время переправы через майну. Сегодня видели четырех птиц: двух чаек, нырка и одного баклана. Луняев убил одного тюленя. У Луняева все еще болит нога. В 6 часов встали на ночлег, сварили ужин — гороховый суп, на второе жареное тюленье мясо и чай. Мороз 2 градуса. Ветер SO. Всего прошли три версты.

***

3-го мая. Сегодня к завтраку было жареное тюленье мясо и чай. В 12 часов дня я и Нильсен пошли на зюйд разыскивать дорогу, но, пройдя верст пять, хорошей дороги не нашли, все страшные ропаки и глубокий снег. Баев ушел на вестовую сторону, и с 12 часов дня до 6 часов вечера его не было. Штурман был очень обеспокоен и послал трех человек на поиски Баева. Конрад и Нильсен пришли в 6 часов вечера. Мы пришли и рассказали, что видели три медвежьих следа и один песцовый. Поужинав, с двух часов ночи и до восьми часов утра Конрад, штурман, Регальд и Смиренников{33} прошли не менее пятнадцати верст по его следам (Баева), но его не нашли. Он шел разными направлениями: то на зюйд-ост, то на вест. В конце концов мы на вестовой стороне потеряли его след, долго кружились, но следов его так и не могли найти. Вернулись обратно днем. Делали, что только возможно было: стреляли, кричали, свистели, но ответа не получали.

4-го мая. Сегодня стоим на месте из-за Баева. К обеду сварили чай, сжарили тюленье мясо, пообедали. В 2 часа дня трое отправились на поиски нашего несчастного товарища Баева, которого нет уже целые сутки, не евшего и не пившего. Благодаря тому, что стоит теплая погода, он может спать на голом снегу, только ему нужно опасаться медведей. Но у него есть ружье, пятизарядная магазинка и пятнадцать патронов к ней. Мы еще скрепили все находящиеся у нас мачты и сделали одну длинную мачту, прикрепили к ней два флага, чтобы было видно издалека. В 6 часов вечера вернулись все трое: Максимов, Губанов. Шпаковский, которые прошли около десяти верст и ничего не видели. Поужинав, все взялись за ремонт каяков и нарт. Вечером видели белых чаек. Ветер SO.

5-го мая. Сегодня стоим на месте из-за Баева. К завтраку жареное тюленье мясо и чай. После завтрака четыре человека в 12 часов дня отправились на поиски Баева. Придя в пять часов, рассказали, что нашли его след, который кончался у самой майны. Они вернулись обратно. Предполагаем, что, может быть, он провалился и утонул. В пять часов был чай с молоком, на ужин были суп с макаронами и после супа чай. Сегодня жили по-барски. Конрад кончил свой каяк и нарты и каяк и нарты Регальда. Сегодня штурман объявил, что нам придется бросить все лишнее, например, патроны всех калибров, непромокаемую одежду, часть белья и верхнего платья, которые уже износились, потому что мы очень медленно движемся вперед, и провизии у нас осталось только 24 пуда. Мороз 2,5 градуса. Ветер NO.