» » » » Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»


Авторские права

Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»

Здесь можно скачать бесплатно "Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Гешарим, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»
Рейтинг:
Название:
Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»
Издательство:
Гешарим
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-88711-015-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"

Описание и краткое содержание "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»" читать бесплатно онлайн.



Основной корпус книги содержит наиболее яркие свидетельства современников и очевидцев «хмельничины» — страшного разгрома большей части еврейских общин Восточной Европы в 1648–1649 гг. Хроники Натана Ганновера «Пучина бездонная», Мейера из Щебржешина «Тяготы времен» и Саббатая Гакогена «Послание» были уже через два — три года после описываемых событий опубликованы и впоследствии многократно переиздавались, став не только важнейшим историческим источником, но и страстным призывом к тшуве — покаянию и нравственному возрождению народа. Подобное восприятие и осознание трагедии эпохи стали основой духовного восстановления нации.

«Хроники», впервые издаваемые на русском языке в полном объеме, были подготовлены к печати еще в середине 1930-х гг. выдающимся историком С.Я. Боровым, но не пропущены советской цензурой в достопамятном 1937 году. И только сейчас, по случайно сохранившейся верстке, эта книга выпускается издательством «Гешарим».






56

А. Андреевский. Указ. соч., с. 386.

57

Там же, с. 377.

58

АЗС, дело № 119, л. 72.

59

А. Андреевский. Указ. соч., с. 378.

60

Д. Яворницкий в сб. «До історії степової Україні». Дніпропетровськ, 1930, с. 35.

61

И. Харлампович. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, т. I. Казань, 1914, с. XIV.

62

Исторические материалы, там же, с. 76.

63

АЗС, дело № 147, л. 94; ср. дело № 21, л. 9, там же, л. 118.

64

Не надо, однако, думать, что он занимал в Запорожской делегации ответственное место. Он был только в числе довольно многочисленной свиты. Ср. Флоровский, ук. соч., с. 340.

65

АЗС, дело № 147, л. 98–99.

66

См. ук. архивные дела.

67

М. Слабченко. Указ. соч., с. 225.

68

Он был связан торговыми делами с Калнышевским. После «атакования Сечи» Калнышевский указал, что между его деньгами находится «Якова Крыжановського евреина моего крестного 517 р.». — Н. Полонська-Василенкова. Майно запорозької старшини як джерело для соціально-економічного дослідження історії Запоріжжя. — Прапі комісії соц. — екон. історії України, т. І. Київ, 1932, с. 114. Укажем также, что среди запорожцев мы находим нескольких по фамилии Перекрист, между тем, на Украине того времени такую фамилию обычно носили «выкрещенные» татары и евреи.

69

Д. Эварницкий. Сборник материалов…, с. 164.

70

Там же, с. 179.

71

А. Скальковский. История, т. III, с. 321.

72

А. Скальковский. Наезды гайдамаков на западную Украину в XVIII в. Одесса, 1845, с. 185–188. АЗС, дело № 80 — Уманская ярмарка — л. 23 и сл.

73

Там же, с. 42–44.

74

В. Кребс. Уманская резня, I. Киев, 1897, с. 32.

75

Архив Юго-западной России, ч. V, т. II. Киев, 1890, с. 195.

76

О. Кребс. Указ. соч.

77

Корж. Устное повествование бывшего запорожца. Одесса, 1842, с. 29.

78

А. Скальковский. К истории Запорожья. — Киевская старина, 1882, декабрь, с. 532.

79

А. Скальковский. Еврейский плен в Запорожье. — Киевская Старина, 1884, январь, с. 159–165. АЗС, дело № 259.

80

Ср.: А. Скальковский. Опыт систематического описания Новороссийского края, ч. 1. Одесса, 1850, с. 313: «несмотря на ненависть запорожцев к иудеям, они именно в Запорожье прежде чем где-либо в нашем крае приезжали и там обитали. Они имели дома и лавки в „Сечевом базаре“, т. е. в предместье Сечи, и вели там большую торговлю розницей».

81

АЗС, дело № 314, «О дозволении из Польской Украины у войска Запорожское привозить жидам разные товары», л. 2.

82

Там же, л. 3.

83

Там же, л. 4.

84

Там же, л. 7.

85

АЗС, дело № 315, «Ордера и письмо из коша запорожского», л. 4.

86

АЗС, дело № 314. л. 27.

87

Там же. л. 29.

88

Топографическое описание землям 1774 г. Записки Одесского общества истории и древностей, т. VII, с. 176, пр. 42.

89

А. Скальковский. Указ. соч., с. 47.

90

Новый и полный географический словарь…, с. 34.

91

Там же, с. 24.

92

Переписка с Запорожьем в 1764 г. — Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца, т. XVIII, вып. III–IV. Киев, 1905, с. 33.

93

Новый и полный географический словарь…, с. 38.

94

Там же, с. 33

95

Кн. Мышецкий. История казаков, с. 58.

96

АЗС, д. 314, л. 31.

97

Там же, л. 32.

98

Надо отметить, что с точки зрения юридических воззрений того времени такое действие было совершенно правомочно и обычно проводилось под юридический титул репрессалия. Ср., напр., респонсы Ponim Меiroth, 49, Судилков.

99

АЗС, там же, лл. 9—10.

100

Там же, л. 42.

101

Там же, лл. 16–19.

102

Там же, л. 21.

103

Там же. л. 22.

104

Там же, д. 35.

105

Там же, л. 42.

106

Там же, л. 38.

107

Скальковский, публикуя материалы об «еврейском плене в Запорожье» (тесно связанные, как мы знаем, с нашей темой), отмечал: «в недавно добытых мною обрывках архива „последней Сечи Запорожской“ я среди тысячи бумаг, вполне истлевших и поневоле преданных мною огню, отыскал и т. д.» (указ. сог., с. 159).

108

Тут интересно напомнить, что в Зборовском договоре Богдана Хмельницкого (1649) специально отмечалось (ст. 11); «Арендам жидовским и никаким шинковым в Запорожском войску не быть». «Акты Южной и Западной России», т. Ill, с. 396. Ср., что писал, отражая обычное в историографии представление, историк-нечаевец И. Прыжов: «Запорожье не знало ни жидов-арендаторов, ни всех панских проделок по поводу корчем». История кабаков в России в связи с историей русского народа, изд. 2-е. Казань, 1914, с. 166.

109

АЗС, дело № 313, л. 66.

110

А может быть, не только с местным купечеством. Так, напр., уже известный нам купец Моисей вел очевидно какие-то торговые дела в компании с курским купцом Федором Князьковым, производившим обширные операции в Сечи. См. АЗС, дело № 355 «О долгах купца Князькова», л. 17. Тут же имеется интересный реестр товаров Моисея, находившихся среди товаров, которые транспортировал из Крыма Князьков. Реестр перечисляет весьма обширный ассортимент тканей и одежды (там же, л. 26).

111

АЗС, дело № 313 «О грабительстве в Польском Джурине шляхтичей и жидов в 1772 г.», лл. 3 — 16.

112

Там же, л. 36.

113

Там же, л. 32.

114

Там же, лл. 40–69.

115

ПСЗ, № 13354.

116

Там же, № 13383.

117

Подробнее в моей книге «Еврейская земледельческая колонизация в старой России». Настоящее издание, с. 18.

118

П. Иванов. Дело о выходящих из за границы в Новороссийскую губернию жидах. — Записки Одесского общества истории и древностей, т. XVII, Одесса, 1894, с. 180.

119

Там же, с. 165–188.

120

Там же, с. 183.

121

Там же, с. 185.

122

Д. Эварницкий. История, т. 1, с. 180.

123

Отметим попутно любопытную деталь. Наследники кн. Вяземского продали это имение Штиглицу (впоследствии барону), бывшему, как известно, по происхождению евреем. Это дало повод к следующим лирическим излияниям одному из современников: «кто бы смел подумать, в прежние времена сказать запорожцам, что их милая Сечь будет со временем принадлежать жиду» — Примечания Александра Пришевичева на Новороссийский край. — Киевская старина, 1884, № 1, с. 121.

124

Большую помощь во время работы в архиве оказал мне ученый архивист Одесского исторического архива А.А. Рябинин, которому выражаю свою благодарность.

Примечания к статье «ПОКОЛЕНИЕ, ВИДЕВШЕЕ БЕЗДНУ»

1

Wetstein Р.Н. Divrei khefets; m’pinkasei ha-kanal b’Kraka; l’korot Israel b’Polania b'khial v’b'Kraka b'fray. Ha-myasef, 1902, part 1, p. 9

2

«Петах тшува», работа, написанная Габриэлем бар Иегошуа Шусбергом из Жешува и опубликованная впервые в Амстердаме в год ТаЛ (1650/51 г.): «И я, бедный человек, стоял на дороге в святой общине Рейша (Жешув), город, ближайший к жертвам Израиля, где собрались все путники, и скитальцы, и раненые и спасшиеся от меча, и, увидев бедствия, я хочу сообщить эту жестокую весть множеству народа». (Gurland Kh. L’korot ga-gzeirot Israel, 7 parts. Przemysł-Grakow-Odessa, 1886–1892, part 7. p. 30).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"

Книги похожие на "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Саул Боровой

Саул Боровой - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Саул Боровой - Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»"

Отзывы читателей о книге "Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.