» » » » Кирилл Кожурин - Протопоп Аввакум. Жизнь за веру


Авторские права

Кирилл Кожурин - Протопоп Аввакум. Жизнь за веру

Здесь можно скачать бесплатно "Кирилл Кожурин - Протопоп Аввакум. Жизнь за веру" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кирилл Кожурин - Протопоп Аввакум. Жизнь за веру
Рейтинг:
Название:
Протопоп Аввакум. Жизнь за веру
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2011
ISBN:
978-5-235-03454-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру"

Описание и краткое содержание "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру" читать бесплатно онлайн.



Протопоп Аввакум Петров (или Аввакум Петрович, 1620–1682) принадлежит к числу наиболее ярких фигур русской истории. С необыкновенной мощью явил он миру те качества, в которых отразился русский человек во всём многообразии его характера, — несокрушимую волю, силу духа, страстность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи. Помимо прочего, Аввакум — несомненно, гениальный писатель, на столетия опередивший своё время. Написанное им в пустозёрском заточении автобиографическое «Житие» — жанр прежде немыслимый в отечественной литературе! — одно из самых сильных произведений не только русской, но и мировой словесности. Представленная в серии «ЖЗЛ» книга о нём во многих отношениях необычна. Прежде всего потому, что она принадлежит перу старообрядческого историка и даёт именно старообрядческий, во многом непривычный и неожиданный для неподготовленного читателя взгляд и на биографию «огнепального» протопопа, и на церковный раскол второй половины XVII века, и на всю русскую историю этого и последующего времени.






23

В 1682 году царь Феодор Алексеевич отменит местничество — древнюю систему распределения служебных мест в Русском государстве.

24

Впоследствии эту идею также осуществит Пётр I, основав в 1703 году близ западной границы Санкт-Петербург и перенеся сюда столицу в 1712 году.

25

Личность этого человека, бывшего одним из главных вдохновителей никоновской церковной реформы, достаточно хорошо характеризует следующий факт: в результате его интриг в 1651 году погиб патриарх Константинопольский Парфений Младший. В октябре 1651 года архиепископ Фессалийский Даниил в особой отписке царю Алексею Михайловичу сообщал: «Грех ради наших сказывают, что Иеросалимский патриарх прислал денег немало тут же на помощь, чтоб ево, патриарха Парфения, сослали, потому что они имели меж себя недружбу». Дело закончилось тем, что патриарха Парфения обвинили в заговоре против Порты и повесили на Решётчатых воротах в Константинополе.

26

Получившим этот сан, думается, не в последнюю очередь благодаря его, Паисия, стараниям. Так, в частности, патриарх Паисий писал царю: «Еще пребываючи аз при вашей милости в прошлые дни, говорил есми со преподобным архимандритом спасским Никоном, и полюбилась мне беседа его; и он есть муж благоговейный, и досуж, и верный царствия вашего; прошу да будет имети повольно приходити к нам беседовати по досугу, без запрещения великаго вашего царствия».

27

Арсению Суханову (1600–1668), хорошо знавшему греческий язык, далеко не случайно была поручена эта миссия. Ему и прежде доводилось выполнять поручения Посольского приказа — в 1637–1640 годах он ездил в составе посольства в Кахети к царю Теймуразу I. В своём подробном отчете Арсений Суханов отметил множество отступлений грузинского богослужения от русского. По мнению С.А. Белокурова, в 1649 году Арсений Суханов был послан на Восток для того, чтобы проверить, насколько соответствовал действительности отзыв о греках и их благочестии, содержавшийся в недавно изданной в Москве «Книге о вере».

28

Иеродиакон Иона Маленький, сопровождавший Арсения Суханова в его экспедиции и посетивший вместе с ним в 1652 году Иерусалим, замечает по поводу небесного огня: «А того не ведомо, как у него (патриарха Паисия. — К. К.) те свещи засветятся: огнь вещественн, как есть огнь». Характерно, что сам Арсений Суханов, всегда столь внимательный к деталям, описывая церемонию небесного огня, ни слова не говорит о том, как он появляется и каковы его свойства. Возможно, что ответ на этот вопрос он предпочел дать в Москве в устной форме.

29

Впоследствии все аргументы Арсения Суханова в его полемике с греками будут почти буквально воспроизведены старообрядцами в их спорах с греками и в челобитных царю Алексею Михайловичу. В частности, эти аргументы приводил и протопоп Аввакум в споре со «вселенскими» патриархами на соборе 1666–1667 годов.

30

Здесь нужно отметить, что в дониконовской Русской Церкви при поставлении архиерея в более высокий сан (например, епископа в архиепископа или в митрополита), а также при поставлении на патриаршую кафедру над кандидатом полностью повторялось архиерейское рукоположение. Особый чин поставления патриарха появляется лишь начиная с Никона.

31

Для сравнения: в середине XVII века за год (!) тяжёлой крестьянской работы на хозяйском довольствии молодой крепкий мужчина получал пять рублей, женщина — два с полтиной, а лошадь стоила полтора рубля.

32

Нужно сказать, что на совести патриарха Никона не одна только эта смерть. Не менее жестоко поступил он с другим епископом — сербским митрополитом, приехавшим в Россию не для вступления в русское подданство, а для получения пожертвований. В 1654 году в Москве оказался митрополит Арсений Успенского Требинского монастыря. Он привёз «вестовые письма» и рассчитывал на получение даров для своей обители. Сохранившееся до наших дней дело описывает его приём у царя, выплату жалованья, пересказывает привезённые им политические известия и даёт совершенно неожиданную информацию: «…и по указу патриарха Никона тот митрополит сослан с Москвы в Павловский монастырь под начало. И в том монастыре умер». На погребение Арсения патриарх Никон распоёрядился выделить деньги архимандриту Митрофану, в монастыре которого во время «исправлений» скончался митрополит. 6 апреля 1657 года патриарх Никон указал выделить 2 рубля архимандриту Михаилу на гроб преставившемуся сербскому митрополиту Арсению.

33

Любопытно, что вопреки соборному решению русские иерархи продолжали принимать католиков через крещение. Сам Никон благословил в январе 1656 года перекрестить взятого в плен польского великого гетмана Павла Потоцкого. Однако на Соборе 1656 года решение об отмене крещения для католиков будет приниматься вновь.

34

Впрочем, на Соборе 1667 года это безумное постановление низложеного патриарха было отменено. Собор признал, что это никоновское учение и распоряжение — «вся суть еретическая пребеззаконная и вне Церкви Христовой».

35

Папарты — белые воздушные ленточки, изображаемые на иконах возле ушей ангелов — знак слушания Бога.

36

Это произошло в Неделю Православия, 4 марта 1655 года, в Софийском соборе Тобольска. В памяти из Патриаршего приказа в Сибирский от 1656 года об этом анафематствовании говорится следующее: «Да ево, Ивана, архиепископ Симеон без государева патриарша указу проклял и от Церкви Божии отлучил и священником в дом ево с святынею и со всякими потребами приходить и от нево никакова приношения в церковь примать не велел».

37

В XVII веке Даурской землёй называлось Восточное Забайкалье и частично Приамурье в бассейне рек Шилки, Аргуни, Зеи, Буреи, отчасти Сунгари и Уссури.

38

Дощаник (дощеник) — плоскодонное судно с одним деком (палубой). Большие дощаники могли поднимать до пятидесяти человек с военными и съестными припасами. На них ходили по рекам вниз на веслах, а вверх на парусах, а если не было ветра, то тянули бечевой.

39

Индейки.

40

Пеликаны.

41

Топорик с узким продолговатым лезвием и обухом в виде молотка.

42

Перекладину.

43

Уступа.

44

Ружьё с колёсным замком.

45

Пожалуйста; прошу тебя.

46

Пытка на дыбе с прижиганием огнём.

47

Однобортный кафтан.

48

Двадцать пять.

49

По-видимому, Корнилий и ещё один сын, родившийся уже в Сибири.

50

Ез — плетень поперёк реки для ловли рыбы.

51

«Повалушей» называлась обширная часть деревянных городских хором, предназначавшаяся для пиров и праздников; эта часть дома имела вид башни.

52

Морской заяц — поморское народное название наиболее крупного тюленя северных морей (длина до 3 метров, вес до 350 килограммов).

53

«Медведем» называли залежалый товар.

54

Характерно, что на печатном гербе Никона имелось не только изображение латинского четвероконечного креста, но и папской тиары.

55

Иов, 3, 23.

56

Он был родным прадедом знаменитого князя Г. А. Потёмкина-Таврического, сделавшего немало полезного для старообрядчества и, по преданию, хорошо помнившего о своих корнях.

57

Имеется в виду Воскресенский монастырь под Москвой, отстроенный Никоном с большой пышностью и названный им «Новым Иерусалимом».

58

Лк. 19, 40.

59

Лк. 12, 32.

60

Афедрон (греч.) — задний проход.

61

Пс. 114, 3.

62

Алексей Михайлович воспринимал эти слова льстивого грека буквально: после своего разрыва с Никоном, примерно с 1662 года, он стал причащаться за литургией по чину священнослужителей, то есть непосредственно в алтаре и отдельно — телу и крови Христовой, подобно тому как это делали священники и диаконы. Такой порядок причащения Алексея Михайловича соответствовал древней византийской практике причащения императора, о чём ему, вероятно, сообщил услужливый Паисий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру"

Книги похожие на "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кирилл Кожурин

Кирилл Кожурин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кирилл Кожурин - Протопоп Аввакум. Жизнь за веру"

Отзывы читателей о книге "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.