» » » » Виталий Войтов - Океанские дороги человечества


Авторские права

Виталий Войтов - Океанские дороги человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Войтов - Океанские дороги человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Войтов - Океанские дороги человечества
Рейтинг:
Название:
Океанские дороги человечества
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-02-001862-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Океанские дороги человечества"

Описание и краткое содержание "Океанские дороги человечества" читать бесплатно онлайн.



В книге в увлекательной форме рассказывается об открытии континентов в разные исторические эпохи. Восстанавливаются маршруты древних мореходов. Рассматриваются любопытные гипотезы и научные факты, свидетельствующие о неослабевающем интересе всех исследователей к истории развития и познания Мира. Автор, океанолог по профессии, ведущий научный сотрудник Института океанологии Российской академии наук, участник многочисленных экспедиций в Мировом океане. Он свой опыт и знания старается передать читателям этой книги. Им удачно использованы материалы Тура Хейердала и других исследователей океанов.

Для широкого круга читателей.






Есть вполне достоверные сведения, что во время дальних плаваний полинезийцы брали с собой крылатых лоцманов — птиц фрегатов и выпускали их для того, чтобы определить курс к ближайшей земле. Если птица не обнаруживала остров, то возвращалась к лодке, потому что она никогда не садится на воду.

Искусные рыболовы, полинезийцы судили о близости суши и по видовому составу рыб. Как известно, для прибрежных вод характерны определенные виды рыб. Кстати, прибрежные более обильные жизнью воды, как правило, приобретают зеленоватую окраску, в отличие от ультрамариновых вод открытого океана.

Ночью усиление свечения моря могло предупредить мореплавателей о приближении к рифу или береговой черте. Испанский мореплаватель XVI века Галлего писал в своем дневнике: «Когда ночь охватила нас, мы не знали никакого убежища, а погода была очень плохой, с ветром и дождем. Ведомые свечением моря, мы обошли рифы, а когда я увидел, что рифы перестали вызывать свечение моря, я обогнул мыс и вошел в хорошую гавань в четвертом часу ночи» [1].

Широко известно, что микронезийцы прекрасно разбирались в сложной картине волнения в островных рифах и даже пользовались схемами из кокосовых волокон и ракушек. Точно так же и полинезийцы, вероятно, знали закономерности распространения волн на мелководье, а зыбь, направление которой довольно постоянно, служила им хорошим ориентиром при выборе курса.


Путь на Гавайи

Двенадцать лет назад полинезийское «мореходное общество» на Гавайских островах решило повторить плавание своих предков.

До начала перехода всем членам экипажа (местным яхтсменам и гребцам) пришлось пройти особую школу, чтобы научиться без современных навигационных приборов прокладывать курс в просторах океана. В школе изучались основы древней полинезийской навигации, которая позволяла мореходам в далеком прошлом безошибочно ориентироваться только по звездному небу и светилам, а также по различным океанским приметам и явлениям.

Чтобы снабдить «Хокулеа» для продолжительного плавания в Тихом океане достаточным количеством продуктов, были подобраны запасы типичного полинезийского провианта, включая сушеную рыбу, запеченые в тесте корни таро, сушеные бананы, плоды хлебного дерева и сладкий картофель.

Плавание продолжалось немногим больше месяца. Сначала «Хокулеа» взяла курс на юго-восток, чтобы компенсировать снос за счет западных ветров и течений, а затем вошла в полосу пассатов. «Хокулеа» прекрасно выдержала под полными парусами сильный шквал. Пожалуй, самым тяжелым испытанием для экипажа были дни полного штиля, когда каноэ застыло на зеркальной поверхности океана под палящими лучами тропического солнца. Спасаясь от жары, моряки ныряли в океанские воды. Однако вскоре появилось множество акул (см. рис. 17).

Наконец подул ветер, и с ним «Хокулеа» опять бодро заскользила по волнам. После более чем 2000-мильного перехода она бросила якорь у далекого Таити, где ее ожидала 15-тысячная толпа.



Рис. 25. Путь «Хокулеа»


В течение всей экспедиции «Хокулеа» сопровождал моторный кеч с запасами провианта, оборудованный современными навигационными приборами. На нем строго следили за курсом каноэ, но не сообщали о точном местоположении и оказалось, что расхождение между намеченным и фактическим курсом ничтожно.

Как узнали в Центральной Полинезии о существовании Гавайских островов? Может быть, туда привели людей стаи перелетных птиц, каждый год устремляющихся куда-то на север? Или просто суда тихоокеанских мореходов, бороздя просторы океана, наткнулись на отдаленный архипелаг, протягивающийся с северо-запада на юго-восток более чем на 1000 миль? Вероятно, плавания начинались с Маркизских островов (Нукихиву), куда древние полинезийцы попали с Таити, наверно, через архипелаг Туамоту (расстояние от Таити до Гавайев составляет около 2300 морских миль, а от Маркизских островов — 1880 морских миль). Пассат Южного полушария и Южное Пассатное течение благоприятствуют плаванию от Маркизских островов на северо-запад, где на пути мореплавателей встретилась гряда островов Лейн. Есть достоверные сведения, что на атолле Фанинг обнаружены следы пребывания древних полинезийцев. Вероятно, дальше на север, туда, где в небе сияла Полярная звезда, поплыли уже следующие поколения полинезийских мореходов, изучивших окружающие их просторы океана. Несомненно, они открыли и Межпассатное противотечение, увлекавшее их лодки на восток. Далее они попадали в Северное Пассатное течение, направленное на запад, а главное в зону северо-восточного пассата, и поэтому древние мореплаватели могли двигаться на север лишь под углом к ветру.

Совершались плавания и от Гавайских островов к островам Центральной Полинезии. В легендах сохранились подробные рассказы о подготовке к далекому рейсу и о навигационных условиях морского пути.

Когда гавайская лодка отправлялась на Таити или Маркизские острова, совершалась пышная религиозная церемония. Для плавания отбирались люди, умевшие ловить рыбу и морских птиц, знавшие путеводные звезды и основные ветры и течения. За несколько месяцев экипаж лодки подвергался различным испытаниям. Моряки длительное время голодали. Затем выходили в океан, специально опрокидывали каноэ и вплавь добирались до берега. Навигационные познания отправляющихся в плавание проверялись строгими экзаменаторами-мореплавателями, уже совершившими этот переход.

Образец таких навигационных наставлений, которые получали мореплаватели, отплывающие на Таити, описывает Т. Хейердал: «Плывя на Кахики (Таити), вы обнаружите новые созвездия и отдельные звезды над океаном. Когда вы достигнете Пико-о-вакев (Южное полушарие), то потеряете из виду Хоку-Паа (Полярную звезду), а звезда из созвездия Хуму (вероятно, Южного Креста) будет над вами указывать путь» [13]. Однако новозеландский ученый Эндрю Шарп считает такой путь невозможным из-за сильного противодействия пассатных ветров в Южном полушарии. Но, разумеется, опытный моряк не будет бороться с ветрами, бьющими в лоб, а будет лавировать. Капитаны каноэ использовали такие галсы, которым помогали ветры и течения. В зоне северо-восточного пассата лодки брали круто к ветру. В штилевой зоне (5–7°), используя также Межпассатное противотечение, старались зайти на восток, чтобы затем пересечь экватор между 138–140° з. д. Откуда, следуя под малым углом к ветру, брали курс на Нукихиву (Маркизские острова). Бывали случаи, когда из-за усиления юго-восточных пассатов и течений лодку сносило с этого курса, лодка попадала на Таити или Туамоту.


Открытие Новой Зеландии (Ао-тео-роа)

После освоения практически всех полинезийских островов примерно в начале X века новой эры была открыта Новая Зеландия.

По полинезийской легенде, первооткрывателем Новой Зеландии был отважный мореплаватель Купе.

По преданию, Купе, рассердившись на кальмаров, которые унесли у него приманку, решил проучить их вожака. Он гнался за кальмарами до тех пор, пока не очутился далеко к югу и не увидел скалистую землю, окутанную дымкой [16].

В маорийском варианте легенды о Купе объясняется, как получила название земля, открытая экспедицией полинезийцев. Жена Купе, плывшая на ладье «Мата-Хоруа» вместе с пятью детьми, увидела на горизонте длинное белое облако, прикрывавшее неизвестную землю. Именно так «длинное белое облако» (Ао-тео-роа) и назвали эту землю. Сохранились и сведения о маршруте плавания Купе на ладьях «Мата-Хоруа» и «Таури-Ранги», которую вел Игаке. Миновав Северный остров, они вошли в пролив, отделяющий его от Южного острова. Здесь Купе удалось убить вожака кальмаров. Открыв два острова и назвав их именами своих дочерей Матиу и Макаро (теперь Сомс и Уорд), Купе проплыл вдоль западного берега Южного острова и, повернув на Полинезию, благополучно вернулся на родину.

Плавание от островов Полинезии к Новой Зеландии, несмотря на сложность навигационных условий, было вполне под силу великолепным полинезийским мореходам.

Те Ранги Хироа так пишет об открытии и заселении этой островной страны:

«В противоположность европейским авторам маорийские совершенно спокойно приводят флот (полинезийцев) в Новую Зеландию. Тип судна, расстояние свыше 2000 миль, отсутствие карт и навигационных инструментов, противные ветры, необходимость брать с собой запас пищи и питья представляются европейцам почти неразрешимыми задачами. Однако большие ладьи для дальних плаваний длиной свыше 60 футов (18 метров) вполне могли вместить достаточное количество провианта и воды» [15]. Суда были снабжены парусами, в движение их приводили люди достаточно сильные, чтобы управиться с глубоководным веслом. Наблюдения Кука, Бедгенвиля и других европейских мореплавателей показывают, что полинезийские суда вполне были способны делать при попутном ветре 7 миль в час. При такой скорости расстояние от Таити до Новой Зеландии можно было покрыть не более чем за две-три недели, а без остановки на Раротонге — и того меньше. Во время второй мировой войны американские летчики, которым приходилось дрейфовать посреди Тихого океана на резиновом плоту с малым количеством еды и питья, выживали до тридцати дней и более.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Океанские дороги человечества"

Книги похожие на "Океанские дороги человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Войтов

Виталий Войтов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Войтов - Океанские дороги человечества"

Отзывы читателей о книге "Океанские дороги человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.