» » » » Виталий Войтов - Океанские дороги человечества


Авторские права

Виталий Войтов - Океанские дороги человечества

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Войтов - Океанские дороги человечества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Войтов - Океанские дороги человечества
Рейтинг:
Название:
Океанские дороги человечества
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1994
ISBN:
5-02-001862-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Океанские дороги человечества"

Описание и краткое содержание "Океанские дороги человечества" читать бесплатно онлайн.



В книге в увлекательной форме рассказывается об открытии континентов в разные исторические эпохи. Восстанавливаются маршруты древних мореходов. Рассматриваются любопытные гипотезы и научные факты, свидетельствующие о неослабевающем интересе всех исследователей к истории развития и познания Мира. Автор, океанолог по профессии, ведущий научный сотрудник Института океанологии Российской академии наук, участник многочисленных экспедиций в Мировом океане. Он свой опыт и знания старается передать читателям этой книги. Им удачно использованы материалы Тура Хейердала и других исследователей океанов.

Для широкого круга читателей.






Действительно, маорийские лодки, несмотря на то что они строились с помощью топоров из базальта и нефрита и резцов, сверл и скребков, изготовленных из камней, костей и ракушек, можно признать подлинными произведениями кораблестроительного искусства.

Великий мореплаватель Кук восторгался лодками новозеландцев, измерял их и описывал орнаменты и украшения. В частности, он отмечал, что нередко нос судна украшала человеческая фигура с «безобразнейшим лицом, огромным языком». Высунутый язык означает вызов и браваду, которые маорийцы бросали стихиям.

По поводу того, каким образом была открыта Новая Зеландия, проходила оживленная дискуссия. Новозеландский ученый Э. Шарп настаивал на том, что многие открытия в Полинезии, и в частности Новая Зеландия, были сделаны в результате случайных плаваний.

Мнение Э. Шарпа опроверг опытный капитан-парусник Г. Хейен: «Если бы подобные путешествия объяснялись тем, что ладьи сбивались с курса или уносились штормами, то почти невероятно, чтобы кормчий продолжал идти на юг, несмотря на понижения температуры и непривычные условия плавания. Вероятнее, что он пошел бы по ветру, будь то на север или на юг, взяв курс по звездам. Если он все же шел на юг, то есть все основания полагать, что через несколько дней, заметив значительную разницу в температуре, он изменил бы курс и поплыл бы снова на север. Если бы он отдался на милость стихии, то ветры, волны и течения не привели бы его в Новую Зеландию.

Скорее всего, что такой кормчий закончил бы свое путешествие на восточном берегу Австралии, но в Австралии не найдено ни одного поселения маори» [16].

Новая Зеландия располагается в умеренных широтах, там с апреля по октябрь преобладают западные ветры. Наиболее благоприятные навигационные условия для плавания с востока на запад отмечаются в самом начале и конце лета (в ноябре и в марте). В эти периоды преобладают переменные ветры восточных и северо-восточных румбов. Что касается течений, то они слабые и изменчивые. Возможно, это направление было выбрано на основе анализа путей миграции перелетных птиц — длиннохвостых кукушек. Эти птицы совершают перелеты с Таити и островов Кука на Новую Зеландию. Они низко летят над океаном, издавая резкие крики.

В старинной полинезийской легенде есть указание «Плывя (из Центральной Полинезии) в конце ноября, берите немного левее заходящего солнца» [13].

Посмотрим, как это указание выдерживается на практике. Допустим, что плавание началось 1 ноября от острова Раиатеа (около Таити) и длилось чуть дольше четырех недель. Азимут заходящего солнца на Раиатеа, расположенного примерно на 17° ю. ш., составляет 254°, а азимут заходящего солнца в начале декабря в районе северного мыса на Новой Зеландии — 243°. Не трудно видеть, что полинезийское судно все время держало бы курс чуть левее заходящего солнца. В легенде именно северная оконечность Новой Зеландии стала местом высадки первооткрывателей. Курс через промежуточный пункт — Раротонгу к северному мысу Новой Зеландии составляет около 240°, а через соседний остров Мангаю к южному новозеландскому острову — 227°. Это экстремальные курсы, разница между которыми достигает целых 13°. Нет никакого сомнения, что опытные полинезийские навигаторы смогли выдержать правильный курс и попасть на остров, протягивающийся с 35 по 46° с. ш.

В ночное время они, вероятно, ориентировались на одну из звезд созвездия Скорпиона, склонение которой составляет 43°. А это как раз средняя широта Новой Зеландии. Возможно, также использовалось созвездие Южного Креста, имеющего склонение около 35°.

Умение выдерживать курс в светлое и темное время суток, плывя при этом в довольно сложных в навигационном отношении районах, предопределяло высокий уровень мореходного искусства полинезийских мореплавателей.

Каким путем возвращались мореходы в Полинезию? Плыли ли они на восток в умеренных широтах, а затем поворачивали на север? Но где и когда? Определение долготы не могло быть выполнено точно. Вероятнее всего, полинезийские мореплаватели использовали тот же маршрут, который привел их на Новую Зеландию, но плыли они в другой сезон, когда преобладали западные и юго-западные ветры. Попав в тропическую полосу, они далее от острова к острову пробивались на восток.

Известный новозеландский этнограф и мореплаватель Д. Люис решил проверить путь полинезийских мореходов к Новой Зеландии. На полинезийской ладье, построенной по старинным образцам, он отправился от берегов Раиатеи. Люиса в плавании сопровождали жена и дочь, а также приятельница жены, имеющая большой опыт плавания на яхтах. Прокладывая курс, Люис не пользовался никакими мореходными инструментами, а использовал только методы древнеполинезийской навигации.

Долгое время плавание проходило без корректировки, доказывая надежность полинезийских навигационных методов, и лишь однажды Люис оплошал. Виной тому был пролетевший высоко в небе транспортный самолет. Люис полагал, что самолет летит по направлению Фиджи — Новая Зеландия, и непроизвольно подправил свой курс. Однако самолет летел в Австралию. Пришлось вмешаться приятельнице жены, чтобы вернуть ладью на правильный курс.

В дальнейшем Люис не обращал внимание ни на проходящие суда, ни на пролетающие самолеты и привел ладью к цели.



К острову каменных великанов

В Тихом океане, в стороне от многочисленных архипелагов Полинезии, одиноко лежит остров, который в 1722 году голландский адмирал Роггевен назвал островом Пасхи просто потому, что три его корабля бросили якоря у неизвестного тогда острова в дни празднования Пасхи. Коренные же жители называли свой островок куда поэтичнее и образнее. Во-первых, Матакитаранги — «Глаза, смотрящие в небо». Во-вторых, «Тели-то-те Фенуа», что значит «Пуп вселенной». Правда, в последнее время у аборигенов за островом сохранилось лишь имя Рапа-Нуи, или «Большой рапа».

Остров Пасхи, у которого столько имен, невелик. Его площадь составляет всего сто восемнадцать квадратных километров. По углам острова и внутри него над безлесной равниной возвышаются кратеры потухших вулканов. Ну, прямо-таки лунные пейзажи.

«Если вы мечтаете о полете на Луну, — говорил посетивший остров Тур Хейердал, — то можете для начала полазать по конусам потухших вулканов острова Пасхи» [15].

Но, конечно, не желание полюбоваться лунным ландшафтом привлекло сюда Тура Хейердала. Его, так же как и многих других ученых и исследователей, привлекали загадки уединенного скалистого островка. Какие же это загадки?

Все, кто бы не появился впервые на острове Пасхи, в один голос утверждают, что с первых же шагов по суше их охватывает какое-то смутное чувство, будто бы находишься на пороге неведомого мира, в преддверии неизвестной цивилизации.

И в самом деле — первое, что видишь на хорошо обозримых пустынных пространствах острова, — это удивительно похожие друг на друга монументальные каменные идолы, расставленные на склонах гор и вулканических кратеров. Статуи эти представляют собой человеческое туловище до бедер, руки прижаты к туловищу. Массивное лицо выглядит угрожающе. Верхняя часть головы срезана, чтобы можно было поставить на нее корону цилиндрической формы. Застывшим взглядом каменные исполины смотрят на окружающий мир. А когда заходит солнце, статуи превращаются в черные зловещие силуэты на красноватом фоне угасающего небесного свода. Становится не по себе, «словно попал в мир призраков». Кто, когда и зачем воздвигнул десятиметровые каменные изваяния? Местные жители? Но еще адмирал Роггевен высказал сомнение: «Эти каменные статуи привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигать статуи, обладающие высотой, по крайней мере, в тридцать футов и соответствующей тому шириной» [15].

Знаменитые мореплаватели Кук, Лаперуз, Лисянский и другие тоже считали, что современные островитяне воздвигнуть статуи не могли, а следовательно, статуи древние (рис. 26).



Рис. 26. Статуи о-ва Пасхи


Лишь в наши дни туман немного рассеялся, и после археологических изысканий Хейердала мы теперь знаем, когда были сооружены каменные исполины, но еще спорим, каким народом это было сделано. Но об этом чуть позже. Что же касается вопроса, с какой целью воздвигнуты статуи, то все более или менее согласны, что они предназначены для увековечивания памяти умерших.

Более сорока лет назад английский этнограф Макмиллан Браун выпустил книгу «Загадки Тихого океана». Остров Пасхи, по его мнению, главный узел загадок. Браун считает, что остров с каменными исполинами — не более чем осколок древнего материка или архипелага Пацифиды, который, подобно легендарной Атлантиде, погрузился в пучины океана. А высокий гористый остров Пасхи, оставшийся над уровнем океана, был своеобразным некрополем — местом захоронения правителей могущественной империи, исчезнувшей под водой. Ученые и специалисты, побывавшие на острове Пасхи еще до Брауна, разыскали на дне одного из кратеров огромную каменоломню или «мастерскую» по изготовлению статуй. Там были обнаружены еще не готовые статуи. Браун останавливает на этом внимание: «Вот, видим — работы прекратились внезапно! Совсем как во время гибели древней Помпеи, ваятелей статуй внезапно настигла беда. Этот факт явно указывает на быструю геологическую катастрофу».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Океанские дороги человечества"

Книги похожие на "Океанские дороги человечества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Войтов

Виталий Войтов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Войтов - Океанские дороги человечества"

Отзывы читателей о книге "Океанские дороги человечества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.