Жорис-Карл Гюисманс - Собор

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собор"
Описание и краткое содержание "Собор" читать бесплатно онлайн.
«Этот собор — компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…» — писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848–1907) в третьей части своей знаменитой трилогии — романе «Собор» (1898). Книга относится к «католическому» периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим — впрочем, как и две предыдущие ее части: роман «Без дна» (Энигма, 2006) и роман «На пути» (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.
Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям.
«Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже “модернистов”, — писал Н. Бердяев. — Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем».
В правление императора Лициния Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам. Для этой цели в город было привезено множество изваяний богов, которые Феодор уничтожил. После этого святого подвергли пыткам, в которых, согласно преданию, благодаря Божьему заступлению остался невредим.
Димитрий Ростовский в «Житиях святых» писал: «Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде…» По другим источникам, Феодор был усечен мечом 8 февраля 319 г. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня.
104
Святой Фома Кентерберийский — Томас Бекет (англ. Thomas Becket; 21 декабря 1118 г. — 29 декабря 1170 г.) — архиепископ Кентерберийский с 1162 до 1170 г. Вошел в конфликт с королем Генрихом II из-за прав и привилегий Церкви и был убит сторонниками короля в Кентерберийском соборе. Почитается как святой и мученик как в англиканской, так и римско-католической Церкви.
Фома родился в Лондоне, учился в Мертоне, Париже, Болонии и Оксере. Когда вернулся на родину, стал архидиаконом, а потом канцлером короля Генриха II, который в 1161 г. избрал Фому британским примасом. Фома вернул королю канцлерскую печать и стал заниматься церковными делами. Одновременно стал бороться за права английской Церкви и неразрывное ее единство с Римским Престолом, что и привело к конфликту с королем. В 1165 г. Генрих II решил обанкротить примаса и поставить перед своим судом. Тогда Фома апеллировал к Святому Престолу и уехал на континент. Англия разделилась на два лагеря. В 1170 г. дошло до встречи оппонентов и временного перемирия. Однако вскоре конфликт разгорелся вновь. Генрих II очень сильно разгневался, даже обвинил своих рыцарей в трусости и в нежелании поддерживать своего короля в его споре с примасом. Свита приняла его упрек как поощрение к убийству. Вооруженные рыцари ворвались в кафедральный собор и, когда Фома попытался с ними говорить, повалили его на пол и пронзили мечом. Вся страна ужаснулась. Три года спустя Папа Александр III канонизировал Фому, а король публично каялся у могилы святого.
Святой Вакх. — Святых мучеников Вакха и Сергия император Максимиан (284–305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов. Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.
Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее на посмеяние народу. Потом опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. «Отцы и благодетели мои! — воскликнул при виде святых Антиох, получивший свою должность с помощью Сергия и Вакха. — Будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям!» Святые мученики ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение. Разгневанный Антиох приказал забить Вакха бичами до смерти, а Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).
Святой Квентин Амьенский, мученик. — Он был будто бы сыном римского императора Зено. В 245 г. прибыл в Галлию и миссионерствовал в Амьене и его окрестностях. Там он был арестован жестоким префектом, подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен. Город, в котором его казнили, позднее в честь святого был назван Сент-Квентин (Пикардия, северная Франция). Его труп бросили в Сомму. Благородная римлянка по имени Евгения, будто бы на основании видения, нашла мощи ок. 340 г., соорудила маленькую молельню (ораториум) и похоронила там реликвии. День памяти 31 декабря.
105
Святой Амвросий Медиоланский (ок. 340 — 4 апреля 397 г.) (лат. Sanctus Ambrosius) — миланский епископ, великий христианский святой, проповедник, гимнограф, один из четырех великих Учителей Церкви.
В 373 г. Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который во время наместничества святого сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. Амвросий, который даже не был крещен (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I согласился. 30 ноября 364 г. Амвросий был крещен, затем рукоположен в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом, за 7 дней все ступени церковной иерархии. После избрания он пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.
Одной из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще значительных успехов. Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи. После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимью и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться. К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью. Христианские источники сообщают о многочисленных чудесах, совершенных им в этот период. Под его руководством в Милане были построены две базилики — Амвросианская и Апостольская (ныне храм Св. Назария), а также основан мужской монастырь. Умер святой Амвросий 4 апреля 397 г. в Великую субботу, и хотя почитался святым еще при жизни, его память совершается в Церкви с IX в. Память святого Амвросия Медиоланского в католической Церкви — 7 декабря.
Наиболее известные труды св. Амвросия: «О таинствах» (De sacramentis), «О вере» (De fide), «О Св. Духе» (De Spiritu Sancto) и «Шестоднев» (Hexaemeron). Выдающийся латинский богослов святой Августин (см. коммент. 017) считал Амвросия Медиоланского своим учителем и наставником.
106
Святой Мартин Турский (лат. Martinus, 316 или 317 римская провинция Паннония — 11 ноября 397 г., Турень, Франция) — архиепископ Тура, один из самых почитаемых святых. Еще в юности он, увидев совершенно раздетого человека, одиноко стоящего посреди заснеженной улицы, разорвал свой плащ и отдал его половину дрожащему от холода бродяге. Христианская традиция отождествляет этого нищего с Христом.
Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции и Германии он был святым национальным. Его базилика в Туре стала величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) — государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника вдохновляло на аскетический подвиг множество поколений христиан, явившись для них первой духовной пищей после Евангелия, важнейшей школой аскезы.
107
Святой Христофор (от греч. Χριστοφορος — носящий Христа) — святой мученик, почитаемый католической и православной Церквами, живший в III в.
Католическая традиция основывается главным образом на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см. коммент. 052). Простодушный великан Репрев искал самого могучего владыку, но, поступив на службу к царю, понял, что тот боится дьявола. Тогда он предложил свои услуги дьяволу и увидел, что тот трепещет при виде креста. Гигант отыскал святого отшельника и спросил, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвел его к опасному броду через реку и сказал, что большой рост и сила великана предназначены для того, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Репрев начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик, почти младенец. На полпути он вдруг стал настолько тяжел, что Репрев испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал, что он — Христос и что гигант вместе с ним несет сейчас на себе все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом мгновенно выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель Дагнус (полагают, что это был римский император Деций), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрел мученическую кончину.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собор"
Книги похожие на "Собор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жорис-Карл Гюисманс - Собор"
Отзывы читателей о книге "Собор", комментарии и мнения людей о произведении.