Жорис-Карл Гюисманс - Собор

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собор"
Описание и краткое содержание "Собор" читать бесплатно онлайн.
«Этот собор — компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…» — писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848–1907) в третьей части своей знаменитой трилогии — романе «Собор» (1898). Книга относится к «католическому» периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим — впрочем, как и две предыдущие ее части: роман «Без дна» (Энигма, 2006) и роман «На пути» (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.
Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям.
«Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже “модернистов”, — писал Н. Бердяев. — Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем».
049
…вырвавшихся на волю из фантастических альбомов Редона… — Одилон Редон (Odilon Redon) (22 апреля 1840 г., Бордо — 6 июля 1916 г., Париж) — французский живописец и один из основателей «Общества независимых художников». Творчество Редона разделяется на два периода: «черный» и «цветной». В «черный» период Редон, увлеченный человеческим подсознательным с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углем и печатную графику. Во втором периоде творчества Редон порвал с черными тонами и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.
Несмотря на то что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время еще не существовало. Поэтому многие художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи.
050
…я пожелал увидеть, и вот я проклят: вновь и вновь вечный символ Психеи! — Психея, Психе или Псише (греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал ее руки. В горе обратился ее отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем.
Исполняя волю оракула, несчастный отец привел Психею в указанное место и оставил одну; вдруг дуновение ветра перенесло девушку в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав о ее благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест ее вместе с плодом (Психея была уже беременна), и убедили напуганную девушку, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Доверчивая Психея послушалась и, зажегши светильник, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорбленный вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от нее, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. И только после долгих и мучительных испытаний получив от Зевса бессмертие и приобщившись к сонму богов, она наконец соединилась с Эротом. От их брака родилось Наслаждение (Voluptas).
051
Согласно Тертуллиану… — Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (лат. Quintus Septimius Florens Tertullianus, 155/165, Карфаген — 220/240, там же) — один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов, автор сорока трактатов, из которых сохранился 31. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни — языку средневековой западной мысли.
052
…житий святых, содержащихся в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского… — Иаков Ворагинский (лат. Jakobus de Voragine, итал. Jacopo da Varazze) (1230, Варацце, близ Генуи — 13 или 14 июля 1298 г., Генуя) — монах-доминиканец, итальянский духовный писатель. В 1292 г. архиепископ Генуэзский, автор первого перевода Библии на народный итальянский язык, оставшегося неизданным, а также Sermones quadragesimales et dominicales и житийного сборника «Золотая легенда» (Legenda aurea sive historia Lombardica). Этот сборник, составленный в 1250-е гг., без всякой критики, частью по письменным источникам, частью на основании устных народных преданий, был в Средние века широко распространен и переведен почти на все европейские языки. В качестве литературного материала использовались как канонические, так и популярные апокрифические Евангелия, к примеру «От Никодима» (см. коммент. 055); истории из «Житий святых отцов» Иеронима (см. коммент. 045), «Церковной истории» Евсевия, «Зерцала исторического» Винсента из Бове (см. коммент. 054), труды Амвросия Медиоланского (см. коммент. 092), Альберта Великого (см. коммент. 057), Иосифа Флавия (см. коммент. 082), Григория Турского, Иоанна Кассиана (см. коммент. 110), Кассиодора (см. коммент. 094) и многие другие средневековые произведения. Всего выявлено более 130 использованных им текстов, хотя для многих историй определить источник, откуда Иаков Ворагинский взял тот или иной сюжет, не удалось: кроме пересказа текстов старых авторов он добавил множество легенд и сказаний, взятых им из устных рассказов.
053
Так что Дидрон, быть может, близок к истине, говоря, что собор — декалькомания тех больших энциклопедий… — Дидрон (Адольф Наполеон Didron, 1806–1867) — французский археолог. Пройдя курс юридических наук, он пристрастился к истории и исследованию древностей, объездил Нормандию для изучения ее старинных церквей и, по возвращении своем в Париж, стал сотрудничать в журнале L’Européen. В 1835 г. занял должность секретаря в комитете исторических памятников, основанном в это время Гизо; в 1838 г. начал читать в Королевской библиотеке публичные лекции христианской иконографии, а в 1839 г. приступил, вместе с Лассю, к изданию обширного монографического сочинения о Шартрском соборе, оставшегося неоконченным. В 1844 г. основал большое периодическое издание, под заглавием Annales archéologiques, помещал свои статьи в главных парижских художественных и археологических журналах и напечатал отдельно ряд более или менее важных сочинений. Вообще этот ученый может считаться, наряду с Комоном и Виолле-ле-Дюком, возродителем археологических исследований и интереса к ним во Франции.
Декалькомания (от фр. décalcomanie; по-английски часто называется Letraset — от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. Используется для создания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике.
054
…переложение Speculum universale, «Зерцала мира» Винцента из Бове… — Винцент из Бове (1190, Бове, Франция — 1264, Бове) (фр. Vincent de Beauvais) — доминиканский монах, богослов, энциклопедист, философ и педагог. Родился в 1190 г. в Бове, около 1228 г. вступил в орден доминиканцев, около 1246 г. стал субприором доминиканского монастыря в Бове. С конца 1240-х был принят ко двору французского короля Людовика IX в качестве библиотекаря и капеллана. Умер в 1264 г.
Главным трудом Винцента является универсальная энциклопедия гигантского объема «Великое зерцало» (Speculum majus). Энциклопедия состоит из 4 частей: Зерцало природное (Speculum naturale), Зерцало вероучительное (Speculum doctrinale), Зерцало историческое (Speculum historiale), Зерцало нравственное (Speculum morale). В первой части рассматривается широкий круг естественнонаучных дисциплин — астрология, алхимия, биология и т. д.; во второй речь идет о богословских вопросах; в третьей рассматривается история человечества от сотворения мира до 1254 г.; в четвертой — поднимаются вопросы нравственности и морали. Энциклопедия была переведена на множество языков и пользовалась большим влиянием и авторитетом на протяжении нескольких столетий. Другими работами Винцента являются «О наставлении детей знатных граждан» (De eruditione filorum nobilum) и «О нравственном наставлении правителя» (De morale principis instutione).
055
…все извлечено из евангелия Рождества Богородицы и протоевангелия от Иакова Младшего. — Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собор"
Книги похожие на "Собор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жорис-Карл Гюисманс - Собор"
Отзывы читателей о книге "Собор", комментарии и мнения людей о произведении.