Жорис-Карл Гюисманс - Собор

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собор"
Описание и краткое содержание "Собор" читать бесплатно онлайн.
«Этот собор — компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…» — писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848–1907) в третьей части своей знаменитой трилогии — романе «Собор» (1898). Книга относится к «католическому» периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим — впрочем, как и две предыдущие ее части: роман «Без дна» (Энигма, 2006) и роман «На пути» (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.
Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям.
«Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже “модернистов”, — писал Н. Бердяев. — Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем».
По позднейшему иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета. Но ни то, ни другое предания не существовали в апостольский век. Некоторые утверждали, что под именем Мелхиседека подразумевается воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время среди людей, об этом, например, рассказывается в Книге Урантии. Наконец, некоторые люди видели в нем ветхозаветное явление Сына Божия. Несомненно одно: Мелхиседек был потомком Адама по естественному происхождению от него, но нам ничего не известно о нем, кроме того, что он являлся личностью великой и значительной. Часто его уподобляют Сыну Божию.
077
По Симону Логофету Мелхиседек был египтянином, а у Свиды он принадлежит к проклятому племени Ханаанскому… — Симеон Метафраст (Симеон Магистр, Симеон Логотет, Симеон Логофет) (умер около 940 г. или, по другим сведениям, около 976 г.) — родился в Константинополе; состоял секретарем (логофетом) при императорах Льве Философе и Константине VII; исполнял важные дипломатические поручения; спас город Фессалоники от истребления, которым угрожали этому городу в 904 г. арабы, убедив предводителя их взять за город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром. Причтен греческой церковью к лику святых (память его 27 ноября). Михаил Пселл около 1050 г. составил его жизнеописание и церковную службу в честь его.
Симеон Метафраст известен собранной им по поручению императора коллекцией «Житий святых», причем он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их; отсюда его название Метафраст (от греч. μεταφράξειν — пересказывать, перелагать).
Свида (Σουïδας) — византийский лексикограф. Личность и само имя Свиды остаются загадочными; только с некоторой вероятностью можно предположить, что он принадлежал к духовному званию. Сохранившийся во многих рукописях монументальный лексикон его (появился около середины X в. по Р. Х.), замечательный по полноте и учености, является настоящим произведением X в., этой эпохи энциклопедической эрудиции. Словарь Свиды представляет нечто среднее между обычными в Византии лексиконами, в которых приведены только слова, с производными формами, и современными энциклопедиями. Филологический материал (грамматика, лексика, история и литература) и у Свиды является преобладающим; философия, естественная история и география представлены слабее. Особенно драгоценны биографические и историко-литературные статьи, отчасти восполняющие многочисленные пробелы в античной литературе и делающие словарь Свиды незаменимым пособием для историка и филолога.
078
Гностики почитали его как Эон, бывший прежде Иисуса… — Эон (греч. век, вечность), — в мифологических представлениях позднеантичного язычества, испытавшего влияние иранской мифологии, персонификация времени. В эпоху распространения в Римской империи культа Митры складывается иконография Эона: мощный старец с львиной головой, скалящей пасть, вокруг тела которого обвилась змея. В эсхатологии иудаизма и христианства термин «Эон» выступает как греч. «передача», евр. olat (век) и означает очень продолжительное, но принципиально конечное состояние времени и всего мира. Вся история человечества со всеми ее страданиями и несправедливостями составляет один Эон. В представлениях христианского гностицизма II в. Эон — как бы некое духовное существо, персонифицирующее один из аспектов абсолютного божества. Совокупность всех Эонов — плерома (греч. полнота).
079
…один Гюстав Моро, художник, писавший Саломею… — Гюстав Моро (род. в 1826 г.) — исторический живописец, ученик Парижского училища изящных искусств. Первые значительные его картины: «Бегство Дария после битвы при Арбелах» и колоссальная «Сцена на тему Песни Песней Соломона» появились в парижском салоне 1853 г. Еще больший успех имели его «Минотавр в Критском лабиринте», выставленный в 1855 г., и «Эдип и Сфинкс» в 1864 г. — быть может, самое лучшее из всех произведений этого художника. Среди последующих его работ, по большей части на мифологические, аллегорические и библейские сюжеты важнейшими считаются: «Ясон», «Юноша и Смерть», «Орест, терзаемый менадами», «Конь Диомеда», «Прометей», «Саломея».
080
…на нем льняной эфод, опоясанный гиацинтово-малиново-пурпурным поясом… — Эфод — верхняя одежда евреев (см. также коммент. 043). Имели продолговатую форму разного размера — были короткие, узкие, широкие и длинные, — посередине имели вырез, в который проходила голова. Когда надевали эфод на плечи, то один конец опускался на переднюю часть тела, и другой — на заднюю, по углам пришивались кисти. Какого бы ни была цвета эта одежда, но в кистях всегда были употребляемы синие нитки в память о грехах. Богатые люди роскошно украшали эфоды узорами, и эфоды у них были самых разнообразных цветов, кроме красного. Бедный же люд носил эфоды короткие и узкие, но непременно с бахромой и по углам с голубыми кистями.
081
Соломон (др.−евр. Шломо; лат. Solomon в Вульгате; араб, Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединенного Израильского царства в 965–928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967–965 до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма.
082
Иосиф Флавий — Иосиф, сын Маттафии, Иосеф бен Матитьягу (лат. Josephus Flavius) (ок. 37 — ок. 100) — знаменитый еврейский историк и военачальник. Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66–70) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). Как и трактат «Против Апиона», они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.
083
Святой Иоанн Креста Господня. — Святой Иоанн Креста (также известен как св. Хуан де ла Крус и св. Иоанн Крестный, исп. Juan de la Cruz) (24 июня 1542 г., Онтиверос, Испания — 14 декабря 1591 г., Убеда, Испания), настоящее имя Хуан де Йепес Альварес (исп. Juan de Yepes Álvarez) — католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. Учитель Церкви.
Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил в госпиталь, для ухода за больными. Образование получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда в поисках средств к существованию перебралась его семья после смерти отца. В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получил богословское образование в Саламанке. Затем стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве принял имя Иоанн Креста.
В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными святой Терезой Авильской (см. коммент. 003). Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности. Фундаментальный принцип богословия святого Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому катарсису все способности и силы души и тела.
Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провел в тюрьме в тяжелых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты — «Восхождение на гору Кармель», «Темная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви». Мистики, подобные поэту и визионеру святому Иоанну Креста, появились, по-видимому, в ответ на необходимость направить в нужное русло беспорядочную религиозную жизнь того времени. Они были «святыми контрреформации»— в период церковного хаоса они возложили весь колоссальный вес своей святости на чашу весов ортодоксального католичества. В то время как Игнатий Лойола создал остов духовного воинства, которое должно было преследовать ереси и защищать Церковь, святая Тереза, работая в исключительно неблагоприятных условиях, вдохнула жизненные силы в великий религиозный орден и возвратила ему его призвание — способствовать достижению единения с трансцендентным миром. В этом ей помогал святой Иоанн Креста — психолог, философ и великий мистик, который вернул персональный опыт испанской школы в основное русло мистической традиции.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собор"
Книги похожие на "Собор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жорис-Карл Гюисманс - Собор"
Отзывы читателей о книге "Собор", комментарии и мнения людей о произведении.