Жорис-Карл Гюисманс - Собор

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собор"
Описание и краткое содержание "Собор" читать бесплатно онлайн.
«Этот собор — компендиум неба и земли; он показывает нам сплоченные ряды небесных жителей: пророков, патриархов, ангелов и святых, освящая их прозрачными телами внутренность храма, воспевая славу Матери и Сыну…» — писал французский писатель Ж. К. Гюисманс (1848–1907) в третьей части своей знаменитой трилогии — романе «Собор» (1898). Книга относится к «католическому» периоду в творчестве автора и является до известной степени произведением автобиографическим — впрочем, как и две предыдущие ее части: роман «Без дна» (Энигма, 2006) и роман «На пути» (Энигма, 2009). И все же главный герой этого романа, пожалуй, собор. Образ Шартрского собора (Нотр-Дам де Шартр) предстает совсем не в том привычно обывательском свете, в котором его пытаются представить туристические путеводители, — мистически настроенный автор видит в нем прежде всего воплощенное в камне Предание. Именно в этом смысле он и анализирует сакральную архитектонику, скульптуру и живопись храма, его эзотерическую эмблематику, запечатленную в розетках и витражах, погружается в детальную экзегезу этого монументального теологического Писания, возведенного на останках кельтского святилища, вникает в сокровенный смысл герметического бестиария, населяющего его карнизы: всех этих демонов, горгулий, грифонов, гарпий и химер.
Произведение насыщено экскурсами в историю монашества, многочисленными цитатами из трудов Отцов Церкви и средневековых хронистов, размышлениями о католической литургике и символизме храмового искусства. Представленная в романе широкая панорама христианской мистики и различных религиозных течений потребовала обстоятельных комментариев, при составлении которых редакция решила не ограничиваться сухими лапидарными сведениями о тех или иных исторических лицах, а отдать предпочтение миниатюрным, подчас почти художественным агиографическим статьям.
«Самым замечательным документом жизни религиозной души во Франции я считаю произведение Гюисманса, этого героя и мученика декадентства, бесконечно чуждого современной пошлости. Гюисманс интереснее и глубже “модернистов”, — писал Н. Бердяев. — Никто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем».
Скончался святой Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. был канонизирован Папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. Папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти святого Иоанна Креста в католической Церкви — 14 декабря.
084
…благодетельного цистерцианского безмолвия у черных монахов нет. — Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI в. от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский (см. коммент. 065), в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами. Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Облачение цистерцианцев — белое одеяние с черным наплечником, черным капюшоном и черным шерстяным поясом.
В середине XII в. начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 г. среди цистерцианцев образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него.
В эпоху своего процветания цистерцианцы среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордена Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама в Испании.
В XVII в. в ответ на послабление правил и упадок в некоторых цистерцианских монастырях во Франции из цистерцианцев выделился орден траппистов с еще более строгим уставом. Число траппистов вскоре сильно выросло, к ним перешла большая часть цистерцианских монастырей, в том числе и колыбель ордена аббатство Сито.
085
…посещение собора Марией Медичи и Генрихом IV, Людовик XIII с матерью… — Мария Медичи (итал. Maria de Medici, фр. Marie de Medicis; 26 апреля 1575 г., Флоренция — 3 июля 1642 г., Кёльн) — королева Франции, дочь великого герцога Франческо I Тосканского и Иоанны Австрийской, по настоянию Фердинанда Медичи в 1600 г. вышла замуж за Генриха IV Французского. Несмотря на свою красоту, она отдалила от себя супруга слишком властным характером и постоянными сценами ревности. Особенно ненавистно было Генриху IV влияние на жену ее прислужницы Леоноры Галлигаи и мужа последней, Кончини.
Когда Генрих, в 1610 г., хотел отправиться с войском в Германию, для поддержки протестантов, она уговорила его короновать ее в Сен-Дени. На следующий день, 14 мая, король был убит Равальяком. Подозрение, что Мария была соучастницей в этом деле, неосновательно. Она приняла регентство за несовершеннолетнего сына своего, Людовика XIII, при затруднительных обстоятельствах. Притесняемая высшей аристократией, Мария стала опираться на клерикальную и испанскую партию. Главными советниками ее сделались испанский и римский посланники и Кончини, которого она в 1614 г. пожаловала в маркизы д’Анкр. Принцы крови и знать неоднократно предпринимали восстания, подавлять которые Марии удавалось лишь ценой больших усилий и жертв. И после провозглашения молодого короля совершеннолетним, в 1614 г., Мария удерживала в своих руках бразды правления, пока Людовик, подстрекаемый своим любимцем Альбером де Люинь, не велел убить Кончини (1617) и удалить мать в Блуа.
В феврале 1619 г. Мария бежала в Ангулем, помирилась с сыном и после смерти Люиня (1621) вернулась в Париж, где снова стала во главе государственного совета. Чтобы упрочить влияние, она доставила Ришелье место в министерстве, но вскоре была им отстранена от дел. Напрасно она приводила в движение все рычаги, чтобы удалить ненавистного министра от двора; в так называемый «день обманутых» (journée des dupes, 11 ноября 1630 г.) она окончательно должна была признать себя побежденной своим противником и в июле 1631 г. бежала в Брюссель. Удаленная оттуда по требованию Ришелье (1638), она переселилась в Англию, потом в Кельн, где умерла почти в бедности.
086
Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441) — фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — придворный художник герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427–1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почетом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном либо видел его работы. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрел дом в Брюгге и прожил там до самой смерти в июле 1441 г.
087
Цейтблом (Бартоломеус Zeitblom) — старонемецкий живописец, один из главных мастеров швабской школы, род. между 1450 и 1455 гг., ученик Ганса Шухлина в Ульме, работал в этом городе и в его окрестностях и умер в нем позже 1517 г. Занимался почти исключительно писанием надпрестольных икон и складней. Произведения его кисти напоминают собой стиль Мартина Шонгауера; фигуры в них благородны и характерны, одушевлены выражением благочестия и наивности, моделированы мягко, драпированы просто, колорит его нежен, отделка тщательна. Важнейшие из его работ — резной алтарный образ из церкви Гаузена близ Ульма, 1488 г., и другой такой же образ 1497 г. из Геербергской церкви с изображением событий из земной жизни Спасителя (оба в штутгартском собрании древностей), части складня с иконами Благовещения, Посещения Богородицей св. Елизаветы, св. Иоанна Крестителя и ап. Иоанна, лицевая часть того же складня с фигурой св. Вероники, держащей убрус с отпечатком лика Христа (в Берлинском музее), большой резной алтарный образ в блаубейренской церкви со сценами Страстей Господних и эпизодами из жития Иоанна Предтечи и 4 доски с изображением легенды о св. Валентине (в Аугсбургской галерее).
088
Гуго Ван дер Гус (van der Goes) — живописец старонидерландской школы, последователь братьев ван Эйков. Родился, вероятно, в Генте, когда именно — неизвестно. Работал по большей части в этом городе, декорируя живописью дома и исполняя образа для церквей и капелл. Умер в 1482 г. сумасшедшим. Многие из его некогда знаменитых произведений исчезли. Между уцелевшими самое замечательное — алтарный складень, находящийся в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции, с изображением Богоматери, ангелов и пастырей на средней доске и с портретами семейства заказчика этого триптиха, Томмазо Портинари, на створках. Из прочих картин, приписываемых ван дер Гусу, достоверно ему принадлежат два «Благовещения», одно в Мюнхенской пинакотеке, другое в Императорском Эрмитаже.
Гиллис Мостерт — фламандский художник эпохи Ренессанса и северного маньеризма, ученик Яна Мандейна. Мостерта относят к группе антверпенских художников — последователей Иеронима Босха, продолжавших традиции фантастических изображений и заложивших основы так называемого северного маньеризма в противоположность итальянскому.
089
…он бывал у раввинов, портреты которых оставил нам, был другом Менашше бен Исраэля… — Менашше бен Исраэль (1604–1657) — один из наиболее известных раввинов «голландского Иерусалима». Сын испанского еврея, он обладал глубокими познаниями во всех областях еврейской учености. Так как многие христиане тех дней стремились узнать больше о Библии и языке ее оригинала, немало выдающихся лиц обращались с вопросами к Менашше бен Исраэлю. Короли и королевы, ученые и деловые люди переписывались с амстердамским раввином, прося у него информации или совета. Среди многочисленных христианских друзей рабби Менашше был великий голландский живописец Рембрандт ван Рейн. Рембрандта привлекали яркие черты и восточная внешность евреев-сефардов, столь отличных от белокурых коренных жителей Нидерландов. Поэтому Рембрандт просил многих евреев, и в том числе своего друга, рабби Менашше бен Исраэля, позировать ему.
Менашше бен Исраэль увлекался каббалой. Подобно многим евреям тех дней, он верил в скорое пришествие Мессии. Кроме того, он полагал, что накануне века всеобщего мира необходимо, чтобы евреи жили во всех уголках земли. Некоторые путешественники, возвращавшиеся из стран Нового Света в Амстердам, рассказывали поразительные вещи. Они утверждали, что на Американском материке встречали людей из исчезнувших колен Израилевых! Многих евреев эти вести чрезвычайно волновали. В действительности, конечно, люди, которых видели эти путешественники, были не евреями, а индейцами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собор"
Книги похожие на "Собор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жорис-Карл Гюисманс - Собор"
Отзывы читателей о книге "Собор", комментарии и мнения людей о произведении.