Мигель де Унамуно - Агония христианства

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Агония христианства"
Описание и краткое содержание "Агония христианства" читать бесплатно онлайн.
Мигель де Унамуно (1864–1936) – знаменитый испанский писатель, философ и поэт. В настоящее издание вошли два больших философских эссе Унамуно, впервые переведенные на русский язык. В них наиболее полно представлено философское credo Унамуно, основная идейная проблематика его творчества, а также экзистенциальный стиль философствования, одним из зачинателей которого был испанский мыслитель. Обе книги явились значительным событием и интеллектуальной жизни Испании и Европы начала века.
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна всем, кого волнует вечный вопрос о смысле человеческого существования.
21
Цит. по: Столбов В. Мигель де Унамуно (Заметки о жизни и творчестве)// Унамуно M Назидательные новеллы. M-А., 1962. С. XIII.
22
Перевод сделан по изданию: Unamuno Al La agonia del cristianismo. Madrid, 1966.
23
Речь идет о военной диктатуре Примо де Риверы, пришедшей к власти в 1923 г. в результате вступления короля Альфонса XIII в сговор с генералами. Унамуно публикует ряд статей, содержащих не только резкие выпады против диктатора («Когда диктатор говорит о свободе, – пишет он, например, в одной из этих статей, – он вкладывает в эти слова то значение, которое могли дать ему инквизиция и иезуиты». Цит. по: Madrid F. Los desterrados de la dktatura. Madrid, 1930. P. 50), но и крайне непочтительную аттестацию короля. После этого Унамуно, ректор Саламанки, был отстранен от преподавания и сослан на Канарские острова. Под давлением общественного мнения диктатор через несколько месяцев «помиловал» Унамуно и разрешил ему вернуться, Но тот заявил, что не вернется на родину до тех пор, пока не будет свергнута диктатура. Унамуно удалился в добровольную эмиграцию и продолжал вести борьбу с диктатурой, публикуя статьи и памфлеты. В Испании лозунгом борьбы студенческой молодежи за демократию стали слова: «Да здравствует Республика и Унамуно! Долой диктатуру!». Эмиграция Унамуно закончилась лишь в феврале 1930 г.? после падения Примо де Риверы.
24
Enquête sur la monarchie – Исследование о монархии (франц.).
25
Шарль Морра (Maurras) (1868–1952) – французский писатель и политик, руководитель Французского Действия и сторонник реставрации монархии.
26
Жозеф де Местр (1753–1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Один из вдохновителей и идеологов европейского клерикально-монархического движения первой половины 19 в. См. Карсавин А.П. Жозеф де Местр//Вопр. филос. 1989. № 3.
27
L'Action Française – Французское Действие (франц.).
28
Эрнест Ренан (1823–1892) – французский писатель. В «Истории происхождения христианства» (1863–1883) пытался осмыслить евангельские легенды, исключив из них все сверхъестественное.
29
Святая Тереса де Хесус (1515–1582) – испанская монахиня, реформатор кармелитского ордена, видная писательница. Оставила несколько книг биографического и мистического содержания. Стиль Св. Тересы оказал значительное влияние на последующее развитие кастильской лирики Главное произведение: Castülo interior. В Эскуриале хранятся рукописи с автобиографией Св. Тересы. Наряду с Св. Иаковом блаженная Тереса считается особой покровительницей Испании. Ее имя в миру – Тереса де Сепеда-и-Лумада. Родилась и выросла в Авиле.
30
Священник Гиацинт (père Hyacinthe, Chads Marie Loyson) (1827–1912) – видный представитель французского старокатоличества (его духовной драме посвящена последняя глава «Агонии христианства»). В середине 60-х годов он пользовался в Париже большим успехом как проповедник среди образованных и аристократических кругов Второй Империи. Обвиненный в 1867 в либеральных воззрениях, он в целях самооправдания отправился в Италию. По дороге он выступил в Женеве на первом конгрессе мира за уравнение протестантов и евреев с католиками, за что генерал ордена кармелитов, в который Г. вступил в 1859, запретил ему проповедовать. На это Г. ответил выходом из ордена и апелляцией к собравшемуся тогда Ватиканскому собору. Дальнейшее пребывание Г. в лоне католической церкви стало невозможным, особенно после того, как он, сблизившись с немецкими старокатоликами, отказался признать лохмат о непогрешимости папы. 10 октября 1869 он был отлучен от церкви. Г., не слагая священства, женился в 1872, чем вызвал большой скандал в ультра-монтанских кругах. В Женеве он организовал église catholique nationale с женатыми священниками, причащением под обоими видами и литургией на народном языке.
31
Mr. Albert Hutin. Le Père Hyacitbe prêtre splitaire, 1893–1912. Paris, 1924.
32
Перед кончиной разум Дон Кихота прояснился и он умер, как добрый христианин, исповедавшись и раскаявшись в своих сумасбродствах (см. главу LXXIV второй части романа Сервантеса).
33
Консептизм – одно из основных направлений в испанской литературе 17 в., представители которого выдвигали требование обновления литературного стиля путем обогащения значений поэтического слова, что внешне выступало в осложнении формы, затрудняло непосредственное восприятие их произведений.
34
«Иисус будет в агонии до конца мира, нельзя спать в это время». Так писал Паскаль в «Тайне Иисуса», и писал он это в агонии, ибо не спать – это значит грезить наяву, грезить в агонии, то есть агонизировать.
35
Святой Гроб Господень – пещера в саду Гефсиманском, послужившая местом погребения и местом Воскресения Христова, – величайшая христианская святыня, на поклонение которой искони стекаются массы богомольцев со всех концов христианского мира.
36
Consummatum est! – Свершилось! (лат.) – предсмертный возглас Христа: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! и, преклонив главу, предал дух» (Иоанн XIX, 30).
37
Dubitare – сомневаться (лат.).
38
Лука I, 39–56.
39
Врата небесные! Молись за нас! (лат.).
40
Труды Иисуса (порт.)
41
Матерь Создателя, молись за нас! (лат.).
42
«Христианскость» – исп. cristiandad.
43
Sola fide – только верою (спасется человек) (лат.). Слова Мартина Лютера и лозунг лютеранской Реформации. «Оправдание верою» противопоставляется католическому «оправданию делами».
44
Религия (связь), которая не связывает (лат.).
45
Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и экономист, автор труда «Опыты о законе народонаселения, влияющем на будущее усовершенствование общества, с замечаниями по поводу размышлений м-ра Годвина, м-ра Кондорсе и других авторов» (1798), в котором утверждал, что население растет быстрее, чем общественное благосостояние; следовательно, общественный прогресс всегда будет иметь границы. Предлагал поэтому посильное «воздержание» от деторождения.
46
Янсений – голландский богослов (17 в.). Положил начало религиозно-философскому течению в католицизме, которое восприняло некоторые черты кальвинизма (в догмате о предопределении). Янсенисты резко выступали против иезуитов. Янсенизм распространился главным образом во Франции (центр – Пор-Рояль) среди буржуазных кругов и части аристократии (потерял значение к середине 18 в.). Осужден папством.
47
Кайзерлинг Герман (1880–1946) – немецкий писатель и философ-иррационалист, проповедовал возвращение к целостности бытия через обращение к восточной мудрости («Путевой дневник философа», 1919).
48
Vollegeist – это понятие восходит к Гердеру и немецким романтикам, усиленно разрабатывалось в конце XIX в. немецкими лингвистами и психологами. Унамуно интересовался этими работами и использовал их для создания своего понятия интраистории.
49
Дела минувшие (франц.).
50
Альфред Луази (1857–1940) – священник, преподавал экзегетику в Католическом ин-те в Париже, в 1893 г. снят за отрицание абсолютной безошибочности Библии, в 1909-26 гг. преподавал историю религии в Колледж де Франс. Лидер модернизма. Программная работа – «Евангелие и церковь» (Париж, 1902). В 1908 г. отлучен от церкви. Проповедовал «религию человечности». В последний период выступал против идеи трансцендентности Бога. Умер непримиренным.
51
Арианство – течение в христианстве в 4–6 вв. Его зачинатель – священник Арий (ум. в 336) из Г.Александрии. Ариане не принимали один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Согласно учению Ария, Христос как творение Бога Отца есть существо ниже Его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами в 325 и 381 годах.
52
La Déesse France – богиня Франция (франц.). Charles Mourras, Etiquette sur оa monarchie suivie d'une campagne royaliste au Figaro et si le coup de force est possible. Paris. Nouvelle Librairie Nationale, MCMXXN.
53
Сен-Сиран (Жан Дювержье, аббат, 1581–1643) – французский священник, по происхождению баск, родом из Байонны, ученик и соратник Корнелия Янсениуса. Сен-Сиран превратил парижское аббатство Пор-Рояль в центр янсенизма, религиозного течения внутри католической церкви, сближавшегося с протестантизмом.
54
Боссюэ Жан-Бениль (1627–1704) – французский священник, писатель и ритор. Определял религиозную политику Луи XIV, яростно боролся против протестантизма, в 1682 г. утвердил декларацию о галликанских свободах. Боролся с квиетизмом Фенелона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Агония христианства"
Книги похожие на "Агония христианства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мигель де Унамуно - Агония христианства"
Отзывы читателей о книге "Агония христианства", комментарии и мнения людей о произведении.