О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
Особое место занимали так называемые заказные праздники в целях предотвращения какого-либо бедствия - града, болезни, пожара.
Кроме того, отмечались царские высокоторжественные дни, а также мирские праздники - молебствия на полях, гульба по случаю получения мирских доходов, проводы новобранцев, празднования свадеб и т.д.
Число праздников и воскресных дней у ремесленников было, как правило, не меньшим, чем у крестьян, и подчинялось установленному ритму народной жизни.
Обилие праздничных дней в дореволюционной России не было чем-то особенным для христианской страны. Как свидетельствуют уставы средневековых ремесленных цехов, на протяжении всего западноевропейского католического мира треть года протекала в обязательном отдыхе для мастеровых.
Крестьянская трудовая культура выработала целую систему ограничений и запретов на работу в праздничные и воскресные дни. Нередко за нарушение налагался денежный штраф в пользу общины. В одни праздники категорически запрещалось работать, в другие - разрешались отдельные виды работы. Нередко в праздники разрешались совместные мирские работы, но запрещалась работа отдельно от мира. Чаще всего нельзя было делать любую работу вне дома, тогда как мелкие домашние работы допускались: шитье - женщинам, подготовка сельхозорудий - мужчинам.
Крепостные крестьяне, как правило, имели те же праздничные и выходные дни, что и государственные крестьяне. Принуждать крестьянина работать в праздничные и воскресные дни запрещалось законом и жестко осуждалось традицией. Помещик, осмелившийся на это, мог плохо кончить. Самой распространенной продолжительностью времени работы на помещика было два-три дня в неделю, хотя некоторые помещики пытались увеличить это число и до четырех дней.
Несколько иначе, чем на селе и среди ремесленников, обстояло дело в промышленности. Здесь число праздничных и выходных дней было меньше, составляя в разные времена 100-110 дней. На Совещании представителей петербургских машиностроительных и механических заводов (как частных, так и государственных, всего около 69), состоявшемся в январе 1905, через две недели после известных кровавых событий, был отмечен более короткий рабочий год русских рабочих по сравнению с западноевропейским. На заводах по механическому производству продолжительность рабочего дня находилась в пределах от 57 до 67 часов в неделю, ниже 57 часов - единичные случаи, по 57 часов работало 13 заводов частных и 6 казенного артиллерийского ведомства, 57,5 часа - 8 заводов, в том числе два казенных морского ведомства, свыше 57,5 часа - 23 завода, то есть одна треть. При таких условиях общая годовая продолжительность рабочего времени, принимая во внимание большое число праздничных дней в России, составляла около 1775 рабочих часов. В Англии, при продолжительности рабочего дня в 9 часов, в механическом производстве число рабочих часов в год составляло около 2700, в Германии, где число праздничных дней было гораздо меньше, чем в России (6 праздничных дней, кроме воскресных), в то время только еще ставился вопрос о 10-часовом рабочем дне.
Все данные говорят о том, что продолжительность рабочего времени в России была не выше, а во многих случаях и ниже, чем в других странах.
В н. XX в. продолжительность рабочего года в России составляла в промышленности в среднем около 250, а в сельском хозяйстве - около 230 дней. Для сравнения: в Европе эти цифры были совсем иными - около 300 рабочих дней в год, а в Англии - даже 310 дней.
О. Платонов
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (5.03.1856 - 1.04.1910), живописец, график, скульптор. В 1874-80 учился на юридическом факультете Петербургского университета, в 1880-84 - в Петербургской Академии художеств. В 1884-89 расписывал Кирилловскую церковь в Киеве, работал над эскизами росписей Владимирского собора, написал ряд икон ("Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др.). В иконописи Врубеля соединялись византийская декоративность и экспрессия с романтическими и символическими чертами.
В 1889 Врубель переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом С.И. Мамонтовым и стал участником Мамонтовского кружка, руководил керамической мастерской в Абрамцеве, оформлял спектакли Московской частной оперы Мамонтова. С 1898 Врубель участвовал в выставках художественного объединения "Мир искусства". Им выполнено керамическое панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" в Москве. Создавал картины о слиянии мира человеческих чувств и мира природы ("У ночи", "Сирень", 1900).
Для живописи Врубеля в целом характерен обостренный интерес к внутренней духовной сущности человека. Образ Демона явился главной темой творчества Врубеля-живописца. В картинах "Демон сидящий" (1890) и "Демон поверженный" (1902) выразительно показана трагическая, отвергнутая, мятущаяся личность. В 1890-91 Врубель выполнил иллюстрации к изданию "Демона" М.Ю. Лермонтова. Последней работой Врубеля был портрет Н.И. Забелы-Врубель ("После концерта", 1902).
Конец жизни Врубеля был омрачен душевной болезнью и слепотой.
В.А. Федоров
ВСЕВОЛОД НОВГОРОДСКИЙ, Псковский, князь (ск. 24.02.1138), во св. крещении Гавриил, был сыном кн. Мстислава Великого и внуком Владимира Мономаха. В молодости св. Всеволод многие годы был наместником отца в Новгороде Великом. В голодный год истратил в помощь новгородцам свою казну, защищал их своим мечом от внешних врагов, построил величественный собор Св. Георгия в Юрьевом монастыре. После смерти отца, кн. Мстислава, Всеволод - по воле Киевского кн. Ярополка - был переведен на правление в Переяславль Южный, но этому воспротивились южные князья. Св. Всеволод добровольно, не желая междоусобиц, вернулся в Новгород, но его жители проявили к своему князю черную неблагодарность: за неудачный поход на Суздаль в 1135-36 изгнали его с новгородского княжеского престола. Тогда кн. Всеволода приютили псковичи, много слышавшие о его достоинствах. Он построил на месте др. храма Пресвятой Троицы, возведенного еще св. равноап. вел. кн. Ольгой, величественный каменный собор. Когда князь почил в Бозе, из-за плача народа не было слышно церковного пения. Св. Всеволод погребен в церкви Св. Димитрия Солунского, а рядом с гробом поставлены щит князя и его меч с надписью: "Чести своей никому не отдам". В октябре 1192 мощи святого были обретены, перенесены в Троицкий собор и положены в приделе, ему посвященном. В мае 1834 - в первый день Пасхи - их с торжеством переместили в сам собор.
Память блгв. кн. Всеволоду отмечается 11/24 февраля, 27 ноября/10 декабря (обретение мощей в 1192) и 22 апреля/5 мая (перенесение мощей в 1834).
ВСЕВОЛОД СВЯТОСЛАВИЧ (Николаевич) БУЙ-ТУР (ск. 17.05.1196), князь курский и трубчевский. Сын вел. черниговского кн. Святослава (Николая) Ольговича (Михайловича). Один из главных героев "Слова о полку Игореве". Участвовал в княжеских усобицах и в борьбе с половцами.
В 1185 Всеволод вместе со старшим братом Игорем Святославичем и двумя племянниками ходил в поход на половцев в низовья Дона. Несмотря на большое мужество, проявленное в сражении с кочевниками, попал к ним в плен, из которого был выкуплен и возвратился на Русь. Автор "Слова о полку Игореве" писал о нем: "Яр Тур Всеволод! Стоишь ты впереди всех, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами харалужными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом поблескивая, там лежат поганые головы половецкие. Порублены саблями калеными шлемы аварские тобою, яр Тур Всеволод! Что тому раны, братия, кто забыл и жизнь и почести, и город Чернигов, и отчий золотой стол, и милой своей красавицы Глебовны свычаи и обычаи".
О.М. Рапов
ВСЕВОЛОД (в крещении Димитрий) ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич) БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154 - 15.04.1212), великий владимиро-суздальский князь. Сын вел. Киевского кн. Юрия Долгорукого и "грекыни" (византийской принцессы?).
Около 1161 Всеволод был выслан своим сводным братом Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли. В 1160-70-е владел Городцом Остерским, в 1174 недолго правил в Киеве, в 1175 стал князем ростовским (по другим данным - владел Переяславлем-Залесским). В 1176 после смерти старшего брата Михаила Юрьевича стал вел. владимиро-суздальским князем.
С юных лет Всеволод участвовал в междоусобной борьбе, в походах на половцев. Став вел. князем, начал диктовать свою волю Новгороду Великому, Смоленску, Рязани, Галичу, Киеву. Он был самым могущественным князем из современных ему русских князей. Обращаясь к нему, автор "Слова о полку Игореве" писал: "Великий князь Всеволод! Неужели и мысли у тебя нет прилететь издалека отцовский золотой стол поберечь? Ты ведь можешь Волгу веслами раскропить и Дон шлемами вычерпать. Был бы ты здесь - была бы рабыня по ногате, а раб по резане, ибо ты можешь посуху живыми шереширами стрелять - удалыми сынами Глебовыми!"
Всеволод имел восьмерых сыновей и четырех дочерей, за что получил прозвище Большое Гнездо. Во Владимире-Залесском и в Переяславле-Залесском Всеволод построил новые детинцы, основал Городец на р. Волге. По его приказу в Северо-Восточной Руси был создан ряд каменных церквей и среди них жемчужина русской архитектуры - Дмитриевский собор во Владимире.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.