О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
В апреле 1848 Гоголь возвращается в Россию и, проведя лето на родине в Васильевке, приезжает в Москву, где останавливается у Погодина. Ф.В. Чижов, встретивший в 1848 Гоголя в Киеве после его возвращения из Иерусалима, вспоминал, как тот сказал ему тогда: "...Кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться". В 1850 Гоголь писал А.С. Стурдзе из Васильевки: "Ни за что бы я не выехал из Москвы которую, так люблю. Да и вообще Россия всё мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной". Присутствуя в 1851, в день празднования двадцатипятилетия царствования имп. Николая I, на бельведере дома Пашкова в Москве - и глядя на празднично освященную столицу, Гоголь произнес: "Как это зрелище напоминает мне вечный город".
В конце 1848 писатель переезжает от Погодина к графу А.П. Толстому на Никитский бульвар. Дом на Никитском бульваре, принадлежавший графу Толстому (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода), и стал последним местом земного обитания Гоголя (ныне в этом доме располагается мемориал, посвященный памяти писателя). В 1849 он читает у Смирновой, Шевырева, Аксаковых главы второго тома "Мертвых душ", встречается с архим. Феодором (Бухаревым). 17-19 июня 1850 проездом на родину Гоголь впервые посещает Оптину пустынь. Лето того же года он живет в Васильевке, на зиму переезжает в Одессу, где задумывает новое издание своих сочинений. Весной 1851 Гоголь в последний раз приезжает в Васильевку, а на обратном пути в Москву, 2 июня, еще раз посещает Оптину пустынь. Осенью 1851 Гоголь намеревался побывать на Святой горе Афон.
В июле - начале августа 1851 Гоголь читал Шевыреву под большим секретом новые главы второго тома "Мертвых душ"; в сентябре, перед несостоявшейся новой поездкой на родину, - начало книги о Божественной Литургии. 22 сентября выехал из Москвы в Васильевку и около 27 сентября вернулся обратно в Москву, побывав 24-25 сентября в третий раз в Оптиной пустыни. Спустя несколько дней, 1 октября, Гоголь посетил Троице-Сергиеву лавру, где встречался со студентами Московской Духовной Академии. 5 ноября 1851 на квартире графа А.П. Толстого он читал московским писателям и артистам "Ревизора".
26 января 1852 последовала кончина Е.М. Хомяковой (жены А.С. Хомякова и сестры Языкова), которая произвела на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 он едет в свою бывшую приходскую церковь, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн. В ночь с 11 на 12 февраля сжигает рукописи второго тома "Мертвых душ" (черновые наброски отдельных глав этого тома, вместе с рукописями "Размышлений о Божественной Литургии", были обнаружены после смерти писателя в его бумагах). 18 февраля 1852 Гоголь соборовался и еще раз приобщался Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852, около 8 утра. Накануне, поздно вечером, он громко произнес: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!", а последними словами, сказанными им в полном сознании, были: "Как сладко умирать!"
И.А. Виноградов
ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ, порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.
Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть "праздников Праздник и Торжество из торжеств". Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники не всегда.
ГОЛГОФА (арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа - "адамовой головы" - в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси - "Пуп Земли", священный центр мира.
ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ мужской скит, Архангельская еп., на Анзерском острове. Основан в 1712; приписан к Соловецкому монастырю. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имела два придела: холодный - во имя Распятия Господня и теплый - во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивало в гробнице тело основателя скита, иером. Иова (ск. 1720).
ГОЛИКОВ Иван Иванович (25.12.1886/6.01.1887 - 31.03.1937), русский художник, мастер декоративного искусства. Используя традиции русской иконописи XVII-XVIII вв., создал утонченный стиль палехской миниатюры: "Тройка" (1930), иллюстрации к "Слову о полку Игореве" (1934) и др.
ГОЛИКОВ Леня (Леонид Александрович) (1926-1943), русский патриот, разведчик партизанского отряда, действовавшего в Великую Отечественную войну в Новгородской и Псковской обл. Геройски погиб.
О. П.
ГОЛИЦЫН Борис Борисович (18.02.1862 - 4.05.1916), князь, физик и геофизик, один из основоположников сейсмологии. Решил ряд важных задач теории и практики сейсмологии. Разработал теорию и создал первый электродинамический сейсмограф и ряд др. приборов для сейсмостанций. Исследования по тепловому излучению (магистерская диссертация, 1893) вплотную подвели Голицына к квантовой теории. Глубокий след оставил он в изучении проблемы критического состояния вещества. Обширное исследование в области спектроскопии (докторская диссертация, 1890) не утратило научной ценности до нашего времени. В 1913 Б.Б. Голицын был избран директором Главной физической обсерватории. Он являлся членом комиссии по изучению производительных сил России, ученым специалистом в земельной комиссии, членом Морского союза; составил проект реформы средней школы. Во время Первой мировой войны возглавил Военно-метеорологическое управление, умело организовавшее обслуживание русских армейских частей в период газовой войны, начатой немцами.
ГОЛИЦЫН Василий Васильевич (1643 - 21.04.1714), крупный политический деятель, полководец, дипломат. Происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.
В царствование Федора Алексеевича (1676-82) Голицын занимал ключевые посты в государстве; был возведен в ранг боярина, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. После прихода к власти царевны Софьи (1682) стал фактически первым лицом в аппарате государственного управления. Ему было присвоено звание воеводы и титул "Царственныя большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский". Очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661. В 1686 он заключил выгодный для России "Вечный мир" с Польшей.
В 1687 и 1689 совершил два похода на Крымское ханство, пытаясь завоевать его. Крым Голицыным завоеван не был, а русские войска понесли большие потери. Однако эти походы привели к ослаблению и Крымского ханства, и Турции. Голицын был одним из инициаторов отмены местничества. Он пытался реорганизовать дворянскую конницу и стрелецкое войско. Некоторые иностранные источники сообщают, что Голицын вынашивал широкие планы реформ, которые должны были преобразовать Россию.
О.М. Рапов
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович (9/21.01.1891 - 28.08.1953), русский дирижер, пианист, композитор.
В 1909 окончил Синодальное училище; в 1914 - по классу композиции Московскую консерваторию. В 1937-53 - художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Профессор Московской консерватории (1925-48).
Голованов - ярчайший представитель русской дирижерской школы. Его работа в Большом театре (в 1919-28, 1930-36 - дирижер; в 1948-53 - главный дирижер) - эпоха в истории театра. Вдохновенный и требовательный артист, он поднял на исключительную высоту художественный уровень оперных спектаклей. Исполнение Головановым народно-музыкальных драм М.П. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), опер Н.А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина принадлежит к вершинным созданиям русского искусства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.