О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
На площади, где стояла Десятинная церковь, располагались и каменные двухэтажные дворцовые здания, родственные ей по убранству и стилю.
Перед церковью стояла вывезенная кн. Владимиром из Корсуня квадрига коней, как бы подчеркивая силу и могущество духовно породнившейся с Византией Руси. Храм был разрушен татарами в 1241 при нашествии Батыя. В XIX в. на этом же месте при Николае I была воссоздана точная копия Десятинной церкви, взорванная еврейскими большевиками в 1930-е.
О. П.
ДЕСЯТИННЫЙ БОГОРОДИЦКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., в Новгороде. Название монастыря произошло, вероятно, оттого, что здесь были княжеские владения, называвшиеся десятиной. Основан в 1327. Здесь находилась часть мощей вмц. Варвары.
ДЕСЯТИННЫЙ СБОР. 1) Название промыслового налога в Русском государстве в XVI-XVIII вв. Десятинный сбор взимался с пушного, слюдяного, соляного и др. промыслов, а также с выплавки металлов. Фактически не всегда равнялся десятой части. 2) В Сибири десятинный сбор был основной таможенной пошлиной с к. XVI в. до ликвидации внутренней таможни России в 1753. Первоначально десятинный сбор взимался в Сибири с привозных "русских товаров" и с сибирской "мягкой рухляди" (пушнины). Постепенно в сферу обложения десятинного сбора включались др. товары; к к. XVII в. взимался со всех товаров в Сибири.
ДЕСЯТСКИЙ, низшее начальствующее лицо по назначению или по избранию, в Древней Руси имело несколько специальных значений. В Киевской Руси десятский - низшее начальствующее лицо в дружине князя: воевода, тысяцкий, сотский, десятский. В монгольское время десятскими называли иногда лиц, занимавшихся сбором татарской дани: темник, сотский, десятский. Со 2-й четверти XVI в., когда с 1539 начинает вводиться избной институт, десятский - низший выборный человек (десятские, старосты, боярские дети), помогающий иным выборным людям при обыске (сыске) и суде над "лихими людьми разбойниками". С 1552 по 1556 во многих волостях Московского государства наместники и волостели через откупные грамоты заменены выборными от горожан и сельчан властями. Волость выбирает себе излюбленного голову (выборного судью). Его помощники на посаде, в станах и волостях для бережения от лихих людей: сотские, пятидесятские и десятские; они назначаются излюбленным головой, но должны быть добры, и прямы, и всем крестьянам любы. Десятскими в сер. XVI в. (на Стоглавом соборе) называются также священники, помогавшие благочинному - поповскому старосте. В XVII в. десятский присутствует с земским старостою и земскими сотскими при разборе дел в Земской избе. Наконец, в XVIII в. десятский - низший полицейский чин по наряду от обывателей.
ДЕТИ БОЯРСКИЕ, в удельное время (XIII, XV вв.) так назывались члены упавших боярских родов, составившие средний класс дворянства. В московский период этот термин имел два значения: 1) сословного наименования; 2) низшего служебного чина. В это время, в XVI-XVII вв., дети боярские составляли наследственное сословие землевладельцев, были "служилыми людьми по отечеству, помещиками и вотчинниками, беломестцами". Правительство наделяло их поместьями, платило также небольшое денежное жалованье и за это требовало, чтобы они в случае войны являлись в полки, надлежащим образом снаряженные и вооруженные, "конны, людны и оружны". Недостатки такого нестройного конного ополчения детей боярских заставили московское правительство образовать регулярные полки иноземного строя из разночинцев, в которые призывались также беднейшие дети боярские. В XVII в. выработались следующие чины: дети боярские городовые, дворовые, или дворяне выборные, затем жильцы, московские дворяне, стольники и т.д. Последовательным прохождением этих чинов городовой сын боярский мог дослужиться до думного дворянства и даже до боярства. Для сыновей дворовых детей боярских и московских дворян успехи по службе облегчались тем, что они большею частью "верстались по отечеству", т.е. в чине своих отцов.
С. Ю.
ДЕТИНЕЦ, 1) то же, что днешний град, 2) детинец, или кремник, - то же, что кремль. Слово это употребляется в русских летописях для обозначения внутреннего укрепления города с Нестора и до сер. XIV в.
ДИАКОН. - См.: СВЯЩЕНСТВО.
ДИВ (дива), в древнерусской языческой мифологии дух леса, по мнению некоторых исследователей, одно из воплощений верховного бога Сварога. Дважды упоминается в "Слове о полку Игоревен: сначала наверху дерева - "Див кличетъ връху древа", а затем внизу - "уже връжеся дивъ на землю". В произведениях славянской литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы занимали срединное положение между богами и героями.
ДИВЕЕВО, село в Нижегородской обл., центр Дивеевского р-на. Расположено на р. Вичкинзе (бассейн Оки). Население 6 тыс. чел.
Основано в сер. XVI в. Первый владелец сельца - татарский мурза князь Дивей, получивший землю от Ивана Грозного. С к. XVIII в. Дивеево - село, построена деревянная, затем каменная церковь в честь Казанской Божьей Матери. При церкви создана женская община под духовным руководством старцев Саровской обители. В 1825-33 деятельное участие в устроении Дивеевской общины принимал Саровский старец, прп. Серафим. В 1861 Дивеевская община преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. В 1885 построен пятиглавый Троицкий собор. В 1927 монастырь закрыт. В 1991 установлена рака с мощами прп. Серафима Саровского в Троицком соборе; Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь и ныне действующий.
ДИВНОГОРСК, город в Красноярском крае. Расположен в отрогах Восточного Саяна, на правом берегу Енисея. Население 34,3 тыс. чел.
В 1888 на месте современного Дивногорска иеромонахом Филаретом был основан Красноярский Знаменский мужской скит (закрыт в 1920).
ДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в окрестностях г. Коротояка, при впадении р. Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы имели причудливые формы, напоминающие то людей, то зверей в различных видах и положениях, и именовались в просторечии "Дивами", откуда получил свое название и самый монастырь. Основан он ок. 1640 иеромонахами Ксенофонтом и Иоасафом. Упраздненный в 1786, монастырь в 1828 был восстановлен и в него были переведены иноки и все имущество упраздненного в том году Вознесенского Коротоякского монастыря. В соборном Успенском храме находилась главная святыня монастыря - Сицилийская, или Дивногорская, чудотворная икона Божией Матери.
С.В. Булгаков
ДИКИРИЙ. - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ, Вологодский, игумен (ск. 11.02.1392), родился в городе Переславле-Залесском в купеческой семье. Еще в юные годы он почувствовал устремление своего сердца к молитвенной монашеской жизни и принял постриг, став со временем игуменом Николаевского монастыря, который сам основал. И все-таки прп. Димитрий не чувствовал полного духовного удовлетворения, пока не встретился с приехавшим в Переславль прп. Сергием Радонежским. По совету великого игумена он удалился вместе со своим учеником Пахомием в непроходимые вологодские леса. На излучине (луке) реки Вологды святой положил начало своему первому на севере монастырю - Спасскому (1371). Сосредоточенная молитвенность преподобного сочеталась в нем с искренним состраданием к бедным, которых он кормил и духовно утешал. Сам же святой вел суровый аскетический образ жизни, отказывая себе во всем. Этим он следовал примеру своего великого учителя прп. Сергия Радонежского. Скончался прп. Димитрий в своей келье, в полном молитвенном уединении. Когда братия вошла в келью своего игумена, она источала необыкновенное благоухание. Память прп. Димитрию отмечается 11/24 февраля.
ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, святой, митрополит (12.1651 - 28.10.1709), Четъих-Миней - 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Этому делу он посвятил более двадцати лет, начав его в колыбели русской святости - Киеве и продолжая до конца своих дней. Четьи-Минеи стали любимым чтением русского народа и только в XVIII в. выдержали десять изданий. Родился святой на Киевщине в семье казачьего сотника. Получив классическое образование, он в 1668 принял монашество и скоро прославился, проповедуя слово Божие в различных местах Украины, Литвы и Белоруссии. Затем настоятельствовал поочередно в нескольких монастырях, одновременно работая над Четьями-Минеями. В 1701 указом Петра I вызван в Москву для архиерейской хиротонии и назначен на Ростовскую кафедру. Там ему пришлось заботиться об устройстве церковного благочиния, воспитании юношества и врачевании старообрядческого раскола. Жизнь святителя была образцом поста, молитвы и милосердия. Административные заботы и монашеское делание удивительным образом сочетались с его напряженным литературным трудом. Свт. Димитрий оставил несколько томов своих сочинений: летопись библейской истории, сказание о чудесах Черниговской-Ильинской иконы Богоматери, каталог российских митрополитов, обличительные и поучительные наставления, пастырские послания, духовные песнопения, проповеди, дневниковые записи, пьесы, в которых поколения русских богословов и священнослужителей черпают духовные силы для творчества и молитвы. В 1752 было обретено нетленное тело свт. Димитрия (память обретения мощей 21 сентября/4 октября), а в 1757 великий составитель житий был причислен к лику святых.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.