О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
В сознании коренного русского человека патриотизм, любовь к Родине его неотъемлемые черты, зачастую поражающие иностранцев.
В понятиях Святой Руси Россия - страна, избранная Богом для исполнения особой миссии. В "Повести временных лет" провозглашается богоизбранность славяно-русского народа в смысле первенства в борьбе с мировым злом. В этой борьбе Россия выполняет волю Бога и находится под Его особым покровительством. "Земля Русская вся под Богом, - говорят народные пословицы. - Русский Бог велик. Русским Богом да русским царем Святорусская земля стоит. Велика Святорусская земля, а везде солнышко".
В "Повести временных лет" также говорится: "Имемся во едино и блюдем Русскую землю". "Не посрамим земли русской, по ляжем костьми тут: только мертвые сраму не имут" (Кн. Киевский Святослав).
В "Слове о погибели Русской Земли" (XIII в.) безымянный автор дает вдохновенную картину Руси: "О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами удивляешь ты: реками и озерами пресветлыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разноличными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами обительными, домами и церквами, и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!"
Коренные русские люди верили в непостижимый ум и непобедимый дух России. "Россия, - отмечал К.Н. Леонтьев, - не просто государство; Россия, взятая во всецелости со всеми азиатскими владениями, это целый мир особой жизни, особый государственный мир". "Умом России не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить" (Ф.И. Тютчев).
В истории России каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. Тяжелейшие испытания только способствовали величию России, которая лучше всего решала задачи, почти невыполнимые. В Отечественную войну 1812 Ф.Н. Глинка писал: "Вид пылающего Отечества, бегущего народа и неизвестность о собственной судьбе сильно стеснили сердце. Уж ли, думал я, и древняя слава России угаснет в бурях, как оно! Нет! Восстал дух Русской земли! Он спал богатырским сном и пробудился в величественном могуществе своем. Уже повсюду наносит он удары врагам. Нигде не сдается: не хочет быть рабом".
"Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу" (Ф.И. Тютчев).
Россия, Русь - куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у смутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Н.М. Рубцов)
О. П.
"РОССИЯ", политическая, экономическая и литературная газета патриотического направления. Издавалась в Петербурге в 1880. Основатель газеты - кн. Демидов (Сан-Донато). Издатель-редактор - Л.А. Спичаков. Стояла на твердых православно-монархических позициях, выступала против "социалистической крамолы" и либерально-космополитических интриг.
РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ, Смоленский, великий князь (ск. 14.03.1167), в крещении Михаил, третий сын св. Мстислава Великого - вел. кн. Киевского. В молодости отличался доблестью, но только из послушания старшему брату вел кн. Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на Земле Русской был мир. При его княжении междоусобицы на Руси не было. Св. князь всей душой стремился к Церкви: он создал в своем Смоленском уделе множество храмов, тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архим. Поликарпом. Блгв. Ростислав жаждал иноческой жизни, однако прп. Поликарп говорил ему о том, что дело князей - княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, произнес: "Да будет воля Божия". Блгв. Ростислав велел приготовить себе келью в Печерском монастыре. Тяжело заболевшего князя по его приказу повезли в Киев, в Феодоровский монастырь (созданный его отцом), но по дороге св. Ростислав скончался. Перед смертью он сказал своему духовному отцу прп. Поликарпу: "Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего". Потом он воззрел на св. иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам кн. Ростислав и желал.
Память блгв. князю Ростиславу отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
РОСТОВ (Ростов-Ярославский), город в Ярославской обл., центр Ростовского р-на. Расположен на низменном северозападном берегу оз. Неро. Население 36,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в летописи под 862. В X в. один из центров (наряду с Суздалем) Ростово-Суздальской земли. В XI - н. XIII в. входил во Владимиро-Суздальское княжество, наивысшего расцвета достиг при кн. Константине Всеволодовиче (1186-1219). С 1207 столица Ростовского княжества. В 1237 был взят монголо-татарами. В 1474 окончательно вошел в состав Московского государства. В XII-XVII вв. назывался Ростов Великий. С XV в. крупный религиозный центр; в 1589-1788 Ростов - резиденция ростовских митрополитов. В 1602 Ростов подвергся разграблению польскими отрядами. Город Ростов с 1777. С XVIII в. крупный торгово-ярмарочный центр; в 1-й пол. XIX в. ростовская ярмарка была третьей в России по обороту (после Нижегородской и Ирбитской).
РОСТОВ-НА-ДОНУ, центр Ростовской обл. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на правом берегу Дона. Население 1024,5 тыс. чел.
В 1749-50 на Дону, выше места впадения в него р. Темерник, у урочища Богатый Колодезь, по указу имп. Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 началось строительство крепости, названной именем св. Димитрия, митрополита Ростовского (канонизирован в 1709). К к. XVIII в. с присоединением к России Причерноморья крепость потеряла свое стратегическое значение, поселение при ней в 1797 было преобразовано в город; в 1806 официально утверждено его название Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX в.) в черту Ростова-на-Дону вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 переселенными сюда по указу Екатерины II крымскими армянами. С 1797 Ростов-на-Дону - уездный город Новороссийской, с 1802 - Екатеринославской губернии; с 1887 в составе области Войска Донского (с 1888 окружной центр).
РОСТОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, удельное княжество Руси (XIII-XV вв.) с центром в Ростове Великом. Оно выделилось в 1207 из Владимиро-Суздальского княжества. В его состав, помимо Ростова, входили Ярославль, Углич, Молога, Белоозеро и Устюг. Первый князь Ростовского княжества Константин Всеволодович, став в 1216 вел. кн. Владимирским, разделил Ростовское княжество между сыновьями. При них из состава Ростовского княжества выделились Ярославское и Угличское княжества, а после 1238 - Белоозерское княжество. В 1262 жители Ростова вместе с др. городами Северо-Восточной Руси участвовали в восстании против монголо-татарского ига. В 1277 Глеб Василькович (ск. 1278) на короткое время соединил Ростовское княжество и свое Белоозерское. В 1285, после смерти бездетного угличского кн. Романа Владимировича, с Ростовским княжеством был воссоединен Углич. Но внутри Ростовского княжества продолжалось выделение уделов. В 1328 произошло разделение Ростова на две половины: Сретенскую и Борисоглебскую. С сер. XIV в. Ростовское княжество подпадает под влияние московских великих князей. Иван Калита купил у ростовских князей Углич. При Дмитрии Донском ростовские князья стали фактически "служебными" князьями Москвы. В 1-й пол. XV в. в состав Московского княжества вошла Сретенская половина, а в 1474 ростовские князья продали вел. кн. Ивану III и Борисоглебскую половину Ростова.
Г. Горшков
РОСТОВЩИЧЕСТВО, отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые условия заемщика. На Руси считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских - ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, которых в народе прозвали "христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными" (В.И. Даль). Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю. Даже в Уголовном Уложении Российской империи (1903) ростовщичество считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок: 1) если заемщик вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия ссуды; 2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за хранение; 3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях "сельским обывателям" за вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо тяжелых обстоятельствах продавца (этим обычно занимались еврейские факторы). Согласно закону, чрезмерным признавался рост выше 12% годовых. Ростовщики, чья вина была доказана, наказывались тюрьмой или исправительным домом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.