О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. - См.: ТИХОН ВОРОНЕЖСКИЙ.
ТИХОН КАЛУЖСКИЙ. - См.: ТИХОН МЕДЫНСКИЙ.
ТИХОН ЛУХОВСКОЙ, Костромской, преподобный (ск. 16.06.1503), уроженец Великого княжества Литовского, опасаясь преследований католиков, он вместе со своим владельцем кн. Бельским бежал в Россию в город Лух Костромской земли. Там он принял постриг и начал подвижническую жизнь. Вскоре, однако, как это часто бывало в жизни святых, к нему присоединились другие образовалась небольшая обитель, где все жили от трудов своих. Когда игумен обители прп. Тихон умер, его не в чем было погребать. Тогда суздальский епископ прислал все подобающее для последнего пути святого.
Память прп. Тихону отмечается 16/29 июня, 26 июня/9 июля.
ТИХОН МЕДЫНСКИЙ, Калужский, преподобный (ск. 1492), принял иночество в юности в Москве и потом удалился в глухое место в пятнадцати верстах от Медыни, близ Калуги, где поселился в дупле громадного дуба. Остатки дерева сохранились и до наших дней. Там он ископал колодец, из которого пил воду; питался травой. Сначала у него было всего два ученика: Фотий и Герасим. Подаяний они не принимали, жили в страшной бедности, обрабатывая неплодородную почву. Лошади у них не было, и прп. Тихон сам впрягался в плуг, а ученики его им управляли. По просьбе приходивших к нему людей он основал для них Успенскую обитель и был в ней настоятелем. Скончался св. Тихон в глубокой старости, приняв схиму. Мощи его почивают под спудом. Оптинские старцы посылали больных искупаться в источнике святого, и те получали исцеление.
Память прп. Тихону отмечается 16/29 июня.
ТИХОН МОСКОВСКИЙ (в миру Василий Иванович Беллавин), патриарх Московский и всея Руси (19.01.1865 - 25.03/7.04.1925). Родился в Псковской губ. в семье священника. Окончив Петербургскую Духовную академию, он принял монашество, был преподавателем, ректором в духовных семинариях, а затем его призвали на архиерейское служение. На Всероссийском Поместном Соборе митр. Московский и Коломенский Тихон по жребию был избран первым, после 200-летнего перерыва, патриархом. Интронизация его была совершена в Успенском соборе Московского Кремля "среди огня и орудийной смертоносной пальбы" на праздник Введения, 21 ноября/4 декабря 1917. Новый патриарх был олицетворением кротости, доброты, сердечности, но при этом был непреклонно тверд в делах церковных. В годы разрухи, гонений, расколов он сохранил Церковь в чистоте Православия. Святитель призывал паству уклоняться от разрушительной политической деятельности, но обратиться к созидательной искоренению греха и восстановлению единства с Богом. Патр. Тихон первым должен был установить отношения Церкви с новой богоборческой властью, стремившейся к полному уничтожению Православия. Пришлось претерпеть ему и клевету, и нападки, и покушения, и заключение. Он был воистину народным молитвенником, печальником всея России. В праздник Благовещения Господь призвал Своего служителя. Тело его было погребено в малом соборе Донского монастыря и чудесно обретено уже после прославления свт. Тихона в лике святых.
Память свт. Тихону отмечается 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября, в воскресенье после 25 января/7 февраля.
ТИХОНОВА УСПЕНСКАЯ пустынь, Калужская еп., на берегу р. Вепрейки, в окрестностях Калуги. Основана в 1485 прп. Тихоном Медынским; разорена была в 1610; восстановлена в царствование Михаила Феодоровича. Соборный храм во имя Преображения Господия был перестроен в 1886. За правым клиросом находилась серебряная рака прп. Тихона. В нескольких шагах от монастыря находилась шестигранная, наподобие столба, часовня, построенная в 1838 над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии прп. Тихон. В трех верстах от монастыря сохранялся священный колодезь, вырытый прп. Тихоном; в 1887 здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Богоматери, именуемой "Живоносный Источник".
С.В. Булгаков
ТИХОРЕЦК, город в Краснодарском крае, центр Тихорецкого р-на. Расположен на Кубано-Приазовской низменности. Население 70 тыс. чел.
Основан в 1874. В к. XIX в. станица Тихорецкая являлась узловой станцией Владикавказской железной дороги с интенсивным грузовым движением. Велась оживленная торговля зерном.
ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО (Тмутороканское княжество), древнерусское княжество X-XI вв. на Таманском полуострове. Центром княжества был г. Тмутаракань. Появление на Таманском полуострове славяно-руссов связывается с походом Игоря на Византию (944). В договоре 944 Руси с греками упоминается Корсунская страна, по-видимому, владения Руси на Таманском полуострове. В 988-1036 в Тмутаракани правил сын Владимира Святославича Мстислав (младший). При Мстиславе территория княжества была расширена путем захвата земель соседних касожских племен. В г. Тмутаракани Мстиславом была основана церковь Богородицы, позднее, при учреждении Тмутараканской епархии, ставшая епископской. В 1060-х Тмутараканское княжество принадлежало к владениям черниговского кн. Святослава. Здесь до 1068 с перерывами княжил его сын Глеб, а позднее брат Глеба Олег, который в 1079 был захвачен хазарами в плен и отправлен в Царьград. Тмутараканским княжеством стали управлять посадники киевского князя. К 1094 Тмутараканское княжество вновь оказалось в руках вернувшегося из Византии Олега. В н. XII в. Тмутараканское княжество потеряло самостоятельность и было присоединено к Византии.
ТМУТАРАКАНЬ (Тмуторокань), древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В VI в. на месте Тмутаракани располагался античный город Гермонасса, в VIII-IX вв. - поселение Таматарха, входившее в состав Хазарии. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским кн. Святославом Игоревичем на месте Таматархи возник политический центр созданного здесь Тмутараканского княжества, крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи русских княжеств с народами Северного Кавказа и Византией. В Тмутаракани жили русские, касоги, греки, аланы и армяне. Тмутаракань в X в. была обнесена мощной стеной из сырцового кирпича. Город имел мощенные камнем улицы и площади. Дома строились из сырцового кирпича и покрывались черепицей или водорослями. "Повесть временных лет" сообщает, что в 1023 кн. Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036, построил здесь собор. В 1068 кн. Глеб измерил море от Тмутаракани до Корчева. В 1061-74 близ Тмутаракани жил в основанном им монастыре летописец Никон. Под ударами половцев в XII в. Тмутаракань теряет связь с русскими землями. Последний раз она упоминается в "Слове о полку Игореве". В XIII-XIV вв. Тмутаракань под названием "Матрика" входила в состав Золотой Орды. При последних раскопках обнаружены остатки оборонительной стены, улиц, домов и ремесленных производств, фундамент собора 1023, стеклянные браслеты и осколки сосудов с греческими и славянскими надписями.
Б. Жиромский
ТОБОЛЬСК, город в Тюменской обл., центр Тобольского р-на. Расположен в центре Западной Сибири. Порт на Иртыше, близ впадения в него Тобола. Население 98 тыс. чел.
Основан в 1587 отрядом казаков Данилы Чулкова. Город с 1590; с к. XVI в. до XVIII в. главный военно-административный, политический и церковный (в 1620 учреждена Сибирская епархия) центр Сибири. Тобольск был также распределительным, таможенным центром, пунктом транзитной торговли с Китаем и Бухарой, местом сбора ясака. В 1773-74 опорный пункт правительства в подавлении на Урале и в Зауралье Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В XIX в. были развиты лов и обработка рыбы, скорняжный промысел (заготавливалось до 1 млн. беличьих шкур в год, а также заячьи и песцовые). В XVII - н. XX вв. Тобольск - крупнейший культурный и образовательно-просветительский центр Сибири, роль которого во многом определила деятельность ссыльных: в XVII в. славянского публициста Ю. Крижанича и протопопа Аввакума, в XVIII-XIX вв. - П.А. Сумарокова, В.В. Пассека. В Тобольске с августа 1917 по апрель 1918 находились в заключении последний российский император Николай II и его семья. Тобольск - родина химика Д.И. Менделеева, композитора А.А. Алябьева и художника В.Г. Перова.
Сохранились: первый в Сибири каменный кремль и меновой двор (к. XVII-XVIII вв.), Софийско-Успенский собор (1683-86), Гостиный двор (1703-05), бывший Архиерейский дом (1773-75), "шведская палата" (1713-16; 6 сводчатых залов под арочным проездом), Михаило-Архангельский собор (XVIII в.), барочные церкви, жилые и административные здания в стиле барокко и классицизма.
ТОБОЛЬСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской чудотворной иконы. Находился в Тобольске в кафедральном соборе. Явилась 8 июля 1661 в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе. На утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: "Июня 21-го, после утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту, я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: "Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской - тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это - зловоние и Богу, и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой". Но я, встав от сна, изумился, но никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: "Преукрашенная Божественною славою", - вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: "Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?" - и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Через несколько дней, во время моего сна в келье, святитель явился мне и сказал уже с гневом: "Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте". Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот 6 июля, когда после вечернего пения я, пришед в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: "Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего". Один из поющих сказал мне: "За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом". И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: "Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?" И он, погрозив мне рукою, сказал: "Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится Божественное дело". Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам". Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро, хлебы и овощи с того времени поправились.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.