О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Описание и краткое содержание "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать бесплатно онлайн.
Среди книг, напечатанных Иваном Федоровым: "Апостол-тетр" (1564, с добавлениями - 1574); Часовник (два изд. 1565); Учительное Евангелие (1569); Псалтырь с Часословцем (1570); Азбука (два изд. - 1574, 1578), важный памятник восточнославянской педагогики; Псалтырь и Новый Завет (1580); книжка "Собрание вещей нужнейших" Тимофея Аннича (1580); "Хронология" Андрея Рымши (1581); первая полная славянская Библия, известная как Острожская (1580-81).
Л. К.
ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828 - 15.12.1903), религиозный мыслитель, представитель русского космизма. Незаконный сын князя П.И. Гагарина; был учителем в провинции, затем почти четверть века библиотекарем Румянцевского музея. Вел аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на книги и идеи, поэтому свои работы не публиковал.
Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул утопическую идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Высшая цель регуляции - преодоление смерти, воскрешение умерших поколений, "патрофикация" (воскрешение отцов), достижение всеобщего бессмертия. Нужно обратить вспять, считал Федоров, ложную направленность человека к рождению детей, которая ведет только к дурной множественности и дурной бесконечности. Дети, получая жизнь от отцов, должны воскресить, заново "родить" своих отцов. Воскрешение отцов, всеобщее бессмертие было задумано Федоровым как "общее дело" человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, поэтому христианскую идею личного спасения он как еретик считал безнравственной, противоположной делу всеобщего спасения.
Т. П.
ФЕДОСКИНО, село в Мытищинском р-не Московской обл., центр миниатюрной живописи на лаковых изделиях, гл. обр. из папье-маше. Производство основано в к. XVIII в. П.И. Коробовым; в 1-й четв. XIX в. перешло к П.В. Лукутину. "Лукутинские" мастера создали школу миниатюры, отличающейся реалистическим рисунком, характерными для народного творчества красочностью и декоративностью ("тройки", "хороводы" и т.д.). В 1904 "лукутинское" производство было прекращено, и в 1910 на его базе была создана "Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукутина". Широкое развитие федоскинское искусство получило в XX в. Для подготовки кадров мастеров для фабрики миниатюрной живописи в 1931 была создана Федоскинская художественная школа. Произведения федоскинских мастеров (В.И. Иванова-Лаврова, А.А. Кругликова, В.Д. Липицкого и др.) экспонируются на многочисленных выставках (отечественных и зарубежных) и удостоены многих наград.
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (22.06.1815 - 14.11.1852), живописец-рисовальщик.
Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме "события вседневной жизни". Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение "Следствие кончины Фидельки" (1844). Федотова называют "Гоголем в русской живописи". В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, "любовался, смеялся и плакал". Содержание картин - изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к "критическому реализму" явились его картины: "Свежий кавалер" (1847), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: "Вдовушка", "Анкор, еще анкор" и др. (1851-52). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф.М. Достоевского.
Л.Н. Вдовина
ФЕДОТОВА Гликерия Николаевна (10/22.05.1846 - 27.02.1925), русская актриса, педагог. Одна из крупнейших представительниц сценической школы Малого театра (в труппе с 1862), ученица М.С. Щепкина.
Обладала ярким темпераментом, замечательным актерским мастерством, широким творческим диапазоном, что позволяло ей с одинаковым успехом исполнять трагические, комедийные и бытовые роли.
Лучшие образы создала в пьесах Шекспира (леди Макбет, Клеопатра, Катарина, Беатриче), Шиллера (Елизавета в "Марии Стюарт"), А.Н. Островского (Катерина в "Грозе", Лариса в "Бесприданнице" и т.д.).
Специально для Федотовой Островский написал роли Снегурочки и Василисы Мелентьевой в одноименных пьесах.
ФЕКЛА ИКОНИЙСКАЯ, Селевкийская, равноапостольная, первомученица (I в.), происходила из знатной и богатой семьи, отличалась поразительной красотой и по достижении совершеннолетия была помолвлена со знатным юношей. Но в это время в родном городе Феклы - Иконии начал свою проповедь св. ап. Павел. Истина Христова глубоко проникла в сердце святой. Жених-язычник был оставлен ею, что вызвало его страшный гнев. От него последовала жалоба правителю города, и ап. Павел был арестован. Но св. Фекла, подкупив стражу, проникла к нему в темницу и внимала поучениям апостола, а затем последовала за ним в Антиохию. Как христианка, святая подверглась многим мучениям: ее бросали в костер, но дождь заливал его; загоняли ко львам, но они лизали ей ноги. Господь хранил Свою верную последовательницу, так как она, следуя ап. Павлу, сама стала проповедницей христианства и крестила многих людей. Св. Церковь по достоинству нарекла ее равноапостольной. Когда св. Фекле было уже девяносто лет, преследования ее язычниками особенно усилились. Она взмолилась Спасителю - и Тот раздвинул гору, куда и вошла страдалица, предав дух Богу.
Св. мученица Фекла именовалась русскими крестьянами Заревницей. Такое название происходит от тех обычаев, которые приурочивались русскими крестьянами ко дню св. Феклы. В этот день они начинали свои занятия в овинах, причем на первый раз с особенным старанием угощали молотильщиков. В старину почти весь этот день употребляем был на песни и забавы, и только с полуночи зажигали огонь и при нем начинали молотьбу в овине. От этих-то огней, или зарев, св. Фекла и получила свое народное прозвище.
Память первомученице Фекле отмечается 24 сентября/7 октября.
ФЕОГНОСТ КИЕВСКИЙ и МОСКОВСКИЙ, митрополит (ск. 11.03.1353), уроженец Константинополя, преемник на Киевской и Владимирской кафедрах митр. Петра. Был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая "оставлять гроба чудотворцев", т.е. митр. Петра. В то время Русью правил Иоанн Калита, кн. московский. И тишина настала на Русской земле, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести свт. Феогносту. Он мирил Вольный Новгород с московским князем, спас церковные ценности, отказавшись собирать по приказу татар дань с церквей и отдав при этом все свое имущество. Его подвергали пыткам, но святой не уступал татарам, и тогда хан подтвердил все льготы Православной Церкви. После страшного пожара в Москве митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви. Предчувствуя свою кончину, он назначил еп. Владимирского Алексия своим преемником. Святитель был погребен в Успенском соборе, в приделе св. ап. Петра, основанном им в память своего предшественника. В 1471 его св. мощи были обретены нетленными, а к лику святых он был причислен в XIX в.
Память свт. Феогносту отмечается 14/27 марта.
ФЕОДОР ВЛАСЯНИЧНИК, преподобный, празднуется 20 апреля/3 мая. Власяничником назван потому, что во время своей подвижнической жизни носил на себе только одну власяницу. Наши предки верили, что на день памяти Феодора покойники тоскуют по земле, и потому, по сочувствию к их скорби, ходили на их могилы и оплакивали их разного рода причитаниями. Обряд этот по своей форме и времени совершения был очень близок к древней Радонице, которая считалась самым важным торжеством в честь усопших. На этом основании можно полагать, что он был остатком древнего дохристианского поминовения умерших и выражением народного верования в пробуждение и освобождение их от мрачных адских затворов вместе с весенним оживлением и воскресением всей видимой природы.
И.П. Калинский
ФЕОДОР НОВГОРОДСКИЙ, Христа ради юродивый (ск. 19.01.1392), родился в Новгороде, на Торговой Стороне, в богатой семье, получил хорошее образование: изучил Священное Писание. В душу его особенно глубоко проникли слова апостольские: "Мы безумны, Христа ради" (I Кор. 4: 10) - и привлекли его к подвигу юродства во Христе. Святой долго к нему готовился: стал поститься до захода солнца, а по средам и пятницам не ел ничего, не пропускал ни одного богослужения, часто посещал монастыри и щедро давал милостыню, особенно юродивым во Христе. Вскоре он стал жить на улице, в полной нищете, полуодетый и босой летом и зимой. По ночам он обходил весь город и горячо молился за своих земляков. Часто приходилось терпеть ему обиды и оскорбления, но он только молился за своих обидчиков и оставался спокоен. Слова и предсказания блаженного всегда сбывались. Перед кончиной св. Феодор говорил: "Прощайте, далеко иду!" Недолго продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве. Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался и был погребен у церкви Св. Георгия, у Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя. На его могиле воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали св. Феодора своим покровителем.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Книги похожие на "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "О Платонов - Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)"
Отзывы читателей о книге "Святая Русь (Энциклопедический словарь русской цивилизации)", комментарии и мнения людей о произведении.