И Левченко - Патопсихология. Теория и практика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Патопсихология. Теория и практика"
Описание и краткое содержание "Патопсихология. Теория и практика" читать бесплатно онлайн.
В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.
Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.
Наиболее распространены типологические опросники, которые разрабатываются на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. К типологическим относятся, например, опросники Г. Ю. Айзенка, определяющие тип личности в зависимости от выраженности двух независимых факторов — экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизм). В различных вариантах опросника обследуемым предъявляется опросный лист с набором вопросов, на которые предлагают ответить «да» пли «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть — нейротизма.
Часть опросников предусматривает специальные вопросы, ответы на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, эти вопросы связаны с «мелкими человеческими слабостями» и их проявлениями (типа: «Правда ли, что вы никогда не лжете?»). Предполагается, что большинство людей подвержены слабостям, и отрицание свидетельствует о недостоверности результатов (необязательно о намеренной лжи). Этот способ — не единственный, но распространенный.
Другим известным опросником, также часто относимым к типологическим, является Миннесотский многоаспектный личностный опросник, часто называемый по аббревиатуре его англоязычного названия — MMPI. В основном варианте он состоит из 550 утверждений, соответствующих IQ, диагностическим шкалам и трем контрольным. Опросник создавался на клиническом материале и применяется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации представляют не показатели по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных опросников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнительным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор.
От типологических опросников отличают опросники черт личности, измеряющие выраженность черт — устойчивых личностных признаков. Одним из наиболее распространенных является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (впервые опубликован в 1950 г.). Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кеттелла имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект — низкий интеллект», «совестливость — недобросовестность», «смелость — робость». Каждая пара обозначает один фактор через обозначения «полюсов».
При психологическом изучении личности подростков и юношей (14–18 лет) широко применяется патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработанный под руководством А. Е. Личко. Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и органических психопатиях, патологических развитиях личности, при акцентуациях характера.
Пользуясь описаниями известных психиатров, авторы опросника составили наборы фраз, отражающих отношения представителей разных типов психопатий и акцентуаций к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста. Принцип отношений был заимствован из психологии отношений (В. Н. Мясищев).
Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гиперинтимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, элиптоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. С помощью опросника можно установить признаки, указывающие на высокий риск формирования психопатий, на возможную органическую природу психопатий и акцентуаций характера, степени выраженности реакции эмансипации, а также показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности.
Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО, как и в случае использования других личностных опросников, не является клиническим диагнозом. Так, например, шизоидная акцентуация с помощью опросника может быть диагностирована и в случае нормы, и при шизоидной психопатии, и у подростка с синдромом раннего детского аутизма. Выявление типа акцентуации в каждом из этих случаев может помочь в дифференциальной диагностике и в разработке индивидуальной коррекционной программы.
Приведем пример использования ПДО изучения личностных особенностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с неправильным поведением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, грубил учителям, перед стационированием стал неуправляем. Со слов матери: рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит, вымогает у матери деньги.
В отделении с трудом привыкал к распорядку, нарушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.
Результаты обследования по ПДО:
по шкале объективной оценки, несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип. Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (с-6). Имеются данные, указывающие на возможность формирования психопатии (К=1, В=6), а также на склонность к алкоголизации и делинквентности.
Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отношение к будущему, отсутствие установок на получение профессии и трудовую деятельность, снижение критики к физическому дефекту.
Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли врачу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить тактику лечения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации по организации работы и семенной психотерапии, даны рекомендации родителям по нормализации взаимоотношений в семье и оптимизации воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.
§ 5. Проективные методики
В основу построения этих методик положено представление о том, что в творчестве человека, его высказываниях, предпочтениях, интерпретации событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет либо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обследования, может толковаться разными способами — важно отношение, которое он вызывает, субъективный смысл, ассоциации, возникающие в связи с этим материалом.
В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест тематической апперцептивы (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.
На основании ряда формальных показателей, присущих этим методикам, выделяются следующие признаки:
относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;
отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.
Остановимся на наиболее типичных проективных методиках.
Тест Розенцвейга — проективная методика исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация — собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:
1) ситуации-препятствия;
2) ситуации-общения.
Оценка полученных ответов осуществляется по направлению реакции и ее типу. По направлению реакции подразделяются:
экстрапунитивные — направлены на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;
интропунитивные — направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;
импунативные — отсутствуют обвинения.
По определенной программе выделяются скрытые мотивы поведения.
Существует детский вариант этого теста — тест детской апперцепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаимодействии со взрослыми, в некоторых модификациях животные. В этом случае ответы могут даваться устно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Патопсихология. Теория и практика"
Книги похожие на "Патопсихология. Теория и практика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "И Левченко - Патопсихология. Теория и практика"
Отзывы читателей о книге "Патопсихология. Теория и практика", комментарии и мнения людей о произведении.