Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Описание и краткое содержание "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать бесплатно онлайн.
Трехтомник Фридриха Хуземанна, переработанный Отто Вольфом (Т. 1. Анатомия и физиология, т. II. Общая патология и терапия, т. III. Специальная патология и терапия) представляет собой фундаментальное исследование - ответ на потребность времени в создании целостной медицины. Создание такой медицины возможно на основе познания целостного образа человека, состоящего из тела, души и духа, и развитии основанного на данном образе врачебного понимания и терапии.
Все эти отдельные элементы в звуке речи мы испытываем как отчетливо отличную от тонов целостность со своей собственной жизнью, как основной элемент речи. Только посредством речи человек становится духовно-социальным существом, участвует в жизни семьи, общества, народа. Чтобы понять их, ему нужно те же самые органы, которые он использует для порождения речи, в покое противопоставить говорящему. Тогда орган речи становится «чувством речи » ( «чувством звука»).
«Чувство речи может вырвать нас из смерти. Язык содержит более чем обычное сознание. Его законы происходят из более глубоких основ, чем законы логики. Его ритмы могущественнее, чем приказы разума. Его гений живет дольше, чем преходящее тело. Чувство речи выходит за пределы отдельной жизни».[54]
Различение чувства речи от чувства слуха оправдано богатством содержания и очевидным своеобразием звуков речи, которым они обязаны вышеописанному происхождению. Чувство речи представляет собой расширение чувства слуха посредством (сознательно пассивного) соучастия речевого организма. (Также тот факт, что хорошего слуха недостаточно для одаренности в изучении языков, свидетельствует в пользу такого различения. ) Сегодня еще в основном чувство речи у людей развито мало. Путь к его формированию показал нам Рудольф Штейнер в своем труде «Постановка речи и драматическое искусство» (GA 282).
Однако слышать слова и схватывать их непосредственный смысл еще недостаточно, чтобы понять мысли другого человека. Как для того, чтобы понять речь другого человека, нужно привести к покою собственный речевой организм (к которому, в широком смысле, принадлежит вся двигательная система), так нужно сначала отказаться от собственного мышления, чтобы понять мысли другого человека. В этом лежит глубокий смысл упражнения, которое Пифагор предлагал своим ученикам, когда он требовал от них, чтобы они в течение лет слушали лекции, не имея права даже задавать вопросы. Только когда они научались понимать мысли, они могли перейти к построению собственных мыслей.
Орган для понимания мыслей, по данным Рудольфа Штейнера, не ограничен нервно-чувственной системой. Весь пронизанный жизнью организм должен служить инструментом «чувству мысли ». Особенно хорошо формируется чувство мысли, если упражняться без симпатий и антипатий внутренне отражать мысли других людей, как это примерно происходит при изучении истории философии.
От такого восприятия мыслей остается только один шаг, чтобы воспринимать и внешне выражающуюся в мыслях индивидуальность, живое Я другого, т. е. развивать «чувство Я ». Лучше всего это получается, если полностью самоотреченно прислушиваться к говорящему человеку. Но чувство Я этим не ограничивается. Мимика, жесты, походка человека также могут открыть нам действие его Я, если мы научились внутреннему самоотвержению. Никакой художник не сможет изобразить характер человека, если не разовьет в себе при помощи исполненного любви интереса к людям чувство Я и не сможет сопереживать, как Я другого человека живет, страдает, лепит и рисует, движется, мыслит, говорит и поет; это справедливо как для писателя, так и для художника, скульптора, актера, и не в последнюю очередь для врача. И как весь организм формируется от головы, так весь организм в своем делении на органы и системы с головой в центре служит органом чувства Я. Интерес, сочувствие, «любовь к ближнему» делают собственный организм органом чувства Я.
Если чувства упорядочить по степени сознания, то они откроют путь Я от смутного переживания самого себя внутри собственной телесности, через бодрственное переживание внешнего мира до зарождающегося переживания духа в чувственном мире.
По степени сознания получаются четыре группы, которые Рудольф Штейнер обозначил по аналогии с временами суток:
1. Ночные чувства (спящее сознание) - осязание, чувство жизни, чувство собственного движения;
2. Сумеречные чувства (грезящее сознание) - чувство равновесия, чувство вкуса, обоняние;
3. Дневные чувства (бодрственное сознание) - зрение, чувство тепла, слух;
4. Эта группа собственно «духовных чувств » (чувство речи, чувство мысли, чувство Я) сегодня у людей еще мало развита. Но если человек осознает их функции, то они могут привести его к познанию духовности, господствующей в телесности. Эти чувства определяют направление, в котором здоровым образом должно развиваться современное сознание человека.
То, что как единый элемент струится через все чувства, внутренне соединяет их и собирает отдельные восприятия во внутреннюю целостность мира восприятий и получаемого из него мира представлений (эта целостность является для нас отображением внешней целостности «мира»), - это «тело ощущений » (астральное тело). В свою очередь Я сопоставляет эту внутреннюю и внешнюю целостности и приходит к переживанию действительности. Когда Гете говорил: «Чувства (органы чувств) не обманывают, обманывает суждение », - и тем самым придавал чувственным восприятиям характер действительности, он делал это, сознавая, что чувства образованы из того же самого мира, который благодаря им воспринимается. Процессы формирования и подражания комплементарны.
Для действительного понимания отношений между телом и душой важно знать, что чувственные впечатления не просто пассивно проникают в человеческий организм, а должны быть приняты организмом и переработаны им. В принципе, мы наблюдаем здесь тот же процесс, как и при пищеварении: пища в желудочно-кишечном тракте должна быть полностью разложена, иначе возникнет заболевание: непереваренный белок начнет гнить, углеводы сбраживаться и т. д. Если промежуточные продукты будут резорбированы, то может развиться интоксикация или аллергическая реакция. В этом же смысле должны быть «переварены» чувственные впечатления, человек должен разобраться с ними, то есть решить, какие из них он может принять в себя, а какие будут отброшены. Так, взор можно не только направить на выбранный объект, даже слух зависит от направленности, это означает, что можно прислушиваться к источнику звука или оставлять его без внимания, до известной степени заглушать его.
Однако в последние десятилетия особенно благодаря технике образовалось огромное количество источников шума, воздействию которых почти ежечасно подвергается множество людей, зачастую намеренно (постоянное воздействие шума, фоновая музыка и т. д.). Именно потому, что эти воздействия более не могут быть учтены сознанием, их воздействие беспрепятственно, неконтролируемо переходит в организм — и продолжает действовать в подсознании, импульсируя по большей части бессознательные и непроизвольные действия. Собственно говоря, речь идет о продолжении действия «чужеродных тел », которые далеко не всегда согласуются с намерениями индивидуума; они бессознательно направляют действия Я и тем самым незаметно лишают его свободы. Реклама чрезвычайно эффективно использует это обстоятельство.[55]
Труднее проследить эти связи в чувствах, ограниченных внутри организма. Например, при осязании возникает деформация собственной телесности, которая после прекращения впечатления восстанавливается благодаря действию эфирного тела (в котором действует чувство жизни). Итак, можно сказать, что чувством жизни осуществляется процесс, комплементарный осязанию.
По отношению к чувству собственного движения необходимо учитывать, что для всякого физического движения в астральном и эфирном телах происходит зеркальное движение (см. стр. 273). Так, в любой чувственной области происходит подобный комплементарный процесс в соответствующем своеобразию данного чувства виде, и искать его нужно именно таким образом.
Я-организация
Человек, несмотря на интактность органов чувств, все же не мог бы переживать мир как «действительность», если бы весь его организм не был бы построен из мира благодаря Я и для Я. Это означает, что человек посредством органов чувств реально участвует в мире, так как он сам есть часть этого мира.
Но телесность должна быть не только образом Я, но она должна быть инструментом и орудием Я, она должна мочь проявлять его мышление, чувства и волю. Для этого недостаточно лишь внешне придать ей образ Я; она внутренне в своей целостности должна быть полностью сформирована Я, чтобы в ней могло возникнуть Я-сознание.
Телесность строится из элементов внешнего мира. Минералы, вода, воздух, тепло внешнего мира подвержены земным и космическим закономерностям, которым они поначалу хотят следовать и после попадания в организм. Если бы это произошло, то Я не могло бы жить в телесности, которая была бы лишь элементом внешней закономерности. В конце концов, весь человек должен быть уже построен с ориентацией на деятельность Я и возникновение Я-сознания. Все процессы, которые так организуют телесность в ее распаде и построении, что в нее может внедриться Я, мы называем, следуя Рудольфу Штейнеру, «Я-организацией»: «до самой мельчайшей частички своей субстанции человек в своем строении является продуктом этой Я-организации» («Основы развития врачебного искусства», гл. 5).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Книги похожие на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Отзывы читателей о книге "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология", комментарии и мнения людей о произведении.