» » » Иннокентий Анненский - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика


Авторские права

Иннокентий Анненский - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика

Здесь можно скачать бесплатно "Иннокентий Анненский - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Литература 19 века. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иннокентий Анненский - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика
Рейтинг:
Название:
Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика"

Описание и краткое содержание "Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика" читать бесплатно онлайн.



«Немногим из русских поэтов, может быть, немногим из поэтов вообще, пришлось расти, воспитываться и развивать свой талант при таких благоприятных условиях как покойному гр. А. К. Толстому. В своем известном автобиографическом письме к флорентийскому профессору А. Де-Губернатис он говорит, что детство оставило в нем самые светлые воспоминания и в самом деле, как прекрасно развили его поэтическую натуру: разумное и тщательное воспитание, жизнь среди благодатной южной, и вместе с тем родной, природы; мир искусства, который был открыт ему с самого нежного возраста…»






Ой, честь ли (говорит он)

Гусляру-певцу во приказе сидеть,

Во приказе сидеть, потолок коптить.

Ой, коня б ему, гусли б звонкие.

Ой, в луга бы ему, во зеленый бор.

Бог создал его зорким, задумчивым любителем природы и всего прекрасного, – у него нет практического смысла:

И все люди его корят, бранят, говоря:

«Не бывать ему воеводою,

Не бывать ему посадником,

Думным дьяком не бывать ему,

Ни торговым делом правити».

На закате дней шум осенних падающих листьев, который прежде совпадал с оживленнейшей порой его творчества, шепчет ему как бы отпуск с поэтической службы:

Всему настал покой, прими ж его и ты,

Певец, державший стяг во имя красоты.

Проверь, усердно ли ее святое семя

Ты в борозды бросал, оставленные всеми;

По совести ль тобой задача свершена,

И жатва дней твоих обильна иль скудна?

На эти, вопросы, конечно, еще нельзя дать ответа. Детальный разбор его сочинений даст, вероятно, возможность, ответить на два первые. А задать их было, конечно, вполне естественно для человека, который так много получил от природы и от людей.

В поэзии Толстого довольно мало описаний. Картина природы служит в его лирике, обыкновенно, не центром, а лишь фоном, деталью, или иллюстрацией к изображению уголка в мире человеческих ощущений. Он любит осень и мимоходом дает ряд, осенних пейзажей. Ум его отказывается творить, «когда природа вся трепещет и сияет» и, напротив, вдохновляется сереньким, хмурым фоном осенней картины.

Несомненно, лучшую картину осени дает нам пьеса «Прозрачных облаков спокойное движенье». Описание здесь чисто субъективное. Автор будто ждал и нашел, наконец, соответствие между своей душой и картиной природы:

Нам тихий свой привет

Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,

Ни ярких красок их. Землей пережита

Пора роскошных сил и мощных трепетаний,

Стремленья улеглись; иная красота

Сменила прежнюю; ликующего лета

Лучами сильными уж боле не согрета,

Природа вся полна последней теплоты.

Все говорит об отцветании, отдыхе, жизни в воспоминаниях и, вместе с тем, об отчете, о проверке прошлого.

Подобный мотив, только сжато и может быть сильнее, когда-то взял Гете в своей пьесе «Ueber allen Gipfeln» (известна по-русски в лермонтовском переводе «Горные вершины»).

Может, быть, было бы не бесполезно для ученика сравнить эти два стихотворения: тут кроме точек соприкосновения, найдется и много несогласного.

Поэт любит лес, но описаний лесной природы у него мало. Он живет в поэзии сосредоточенной жизнью духа. Когда он идет в сосновый бор, там ручей начинает ему рассказывать таинственные истории, легенды, и он заслушивается их, забывая об окружающем его ландшафте. Из лирических пьес Толстой только одну – «На тяге» посвятил впечатлениям охоты: здесь есть и картина леса ранней весной, и картина охоты; но автор не удерживается на этой объективной, ландшафтной почве; стоило защелкать соловью, как окружающий весенний пейзаж преобразился в его душе в горькие сожаления о былых радостях и пережитой молодости. У Толстого есть еще поэтическое описание Малороссии, напоминающее известное «Kennst du das Land». Это не есть непосредственно создавшаяся поэтическая картина, а целый ряд описаний и исторических воспоминаний, скрепленных общим именем Малороссии, которую поэт считал своей настоящей родиной.

Очень часто картина природы, открывающаяся перед поэтом, приводит за собой другие картины – особенно, картины прошлого. Степь, покрытая темно-голубыми колокольчиками, вызывает в его фантазии казацкую старину и поездку запорожцев в Москву, к «Тишайшему царю», чтобы отдаться под его высокую руку. Стога на широком лугу говорят поэту о том, что когда-то они были цветами, но что их подрезали острыми косами и раскидали далеко друг от друга; на голове у них уселись черные вороны и галки; согнать этих напрошенных гостей они зовут грозного и светлоокого орла, своего далекого отца. Кто же не узнает в этих скошенных цветах южных славян, в воронах и галках – турок и австрийцев, в светлооком орле – Белого царя?

Гр. Толстой мастер поэтической речи. Его сравнения замечательно хороши, но эпитеты не особенно выразительны. Не выходя из пределов лирической поэзии, укажем на выдающееся примеры. Вот сопоставление сложное:

Сердце, сильней разгораясь от года до году,

Брошено в светскую жизнь, как в студеную воду;

В ней, как в раскале железо, оно закипело.

Вот еще пример метафорического сравнения, где душевный мир освещается образом, взятым из конкретного:

Вырастает дума словно дерево,

Вроет в землю корни глубокие.

По поднебесью ветвями раскинется,

задрожит – зашумит тучей листьев.

Или еще замечательное, по своей характерности для поэзии Толстого, сравнение. Поэт своим спокойным созерцательным умом отражает, как зеркалом вод, желанный и любимый лик:

И ясно вижу (на дне души, как на дне озера) глубь,

где как блестящий клад,

Любви моей к тебе сокровища лежат.

Вот сравнения сложные:

1)

Душа тревожна, как листы.

Она, как гусли, многострунна.

– Твоя же речь ласкает слух,

– Твое легко прикосновенье,

– Как от цветов летящий пух.

– Как майской ночи дуновенье.

— Иногда двойное сравнение касается не двух различных и особых предметов, а только двух признаков одного и того же предмета:

Ты словно яблони цветы,

Когда их снег покрыл тяжелый;

Стряхнуть тоску не можешь ты,

И жизнь тебя погнула долу.

Вот пример сравнения, где сопоставляются две раздельные, законченные картины:

Уж ласточки, кружась над крышей, щебетали,

Красуяся, идет нарядная весна…

Порою входит так, в дом скорби и печали,

В цветах красавица надменна и пышна.

Это сравнение, переходящее в параллелизм. Вспомним при этом, может быть, единственное неизящное сопоставление у графа Толстого – это сравнение своей души с мучеником, с которого сдирают кожу:

Живая ткань ее обнажена,

И каждое к ней жизни прикасанье

Есть злая боль и жгучее страданье.

Иногда пропускается один член сравнения, чтоб интенсивнее выделить второй:

Ты прислонился ко мне, деревцо, к зеленому вязу,

Ты прислонился ко мне, я стою и надежно и прочно.

Сравниваться могут еще реальное и предполагаемое, наблюдаемое и желаемое:

Но юный плющ, виясь вкруг зданья,

покрыл следы вражды и зла.

Ужель еще твои страданья

Моя любовь не обвила?

Но чаще всего встречается сравнение мимолетное, по одному признаку:

Сквозной узор их молодых ветвей.

Как легкий дым, терялся в горной дали.

Рядом со сравнением (о параллелизмах мы уже упоминали, а олицетворения будут указываться ниже, в разборе его притч), можно отметить еще контрасты:

1) признака:

И была его длань, как погибель сильна,

Сердце зыблемой трости слабее.

2) Явления:

Природы смерть покойна и легка;

На части сердце, умирая, рвется.

3) контраст, сопряженный со сравнением:

Но жизнь шумит, как вихор ломит бор —

Как ропот струй, так шепчет сердца голос.

4) контраст отрицательный:

Буду кипеть, негодуя, тоской и печалью,

Все же не стану блестящей, холодною сталью.

Хороши некоторые сочетания красок, из которых вообще Толстой, вероятно, больше всех, любил голубую, потому что он часто ее одну отмечает в своих картинах:

Ты знаешь край, где нивы золотые

Испещрены лазурью васильков;

Где светлый ключ, спускаясь вниз,

По серым камням точит слезы;

Ползут на черный кипарис,

Гроздами пурпурные розы.

С золотою каймой ленту алую.

Изменился моря вид:

Засверкал меж бирюзою

Изумруд и малахит.

Как дымкой, солнечный перенимая свет,

То бледным золотом, то мягкой синей тенью

Окрашивает даль.

В эпитетах лирики можно указать мало особенно замечательного.

Небо Толстой называет, обыкновенно чистым (эпитет, который в народной поэзии прилагается к серебру и полю).

Вот на подбор несколько эпитетов:

1) Образные: чешуйчатая сосна, седое облако, лазурная и звездная стезя, бурый коршун, бледно-розовая даль, зеленый дым, огненные иглы солнца, зеленая мгла, голубой эфир, мохнатая сова, пестрые стада; зубчатый клен и гладкий бук, и твердый граб, и дуб корнистый .

2) Эпитеты свойств и метафорические эпитеты: клубятся медленные тучи, трепещущий ствол тополя, терновник злобный, злая боль, жгучее терзанье.

И вольные рои, испуганные нами,

Меж зелени висят жужащими гроздами.

Жемчужная дробь соловья.

Замечательны метонимические эпитеты: звонкий ряд кувшинов и подков железный звук . Вот беглый и, вероятно, неполный комментарий к лирике А. К. Толстого. Его главная цель – указать воспитателям размеры и формы эстетических бесед с юношами в этой области. Теперь перейдем к эпосу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика"

Книги похожие на "Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иннокентий Анненский

Иннокентий Анненский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иннокентий Анненский - Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика"

Отзывы читателей о книге "Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Часть первая. Лирика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.