Вера Кетлинская - Дни нашей жизни

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дни нашей жизни"
Описание и краткое содержание "Дни нашей жизни" читать бесплатно онлайн.
Действие романа Веры Кетлинской происходит в послевоенные годы на одном из ленинградских машиностроительных заводов. Герои романа — передовые рабочие, инженеры, руководители заводского коллектива. В трудных послевоенных условиях восстанавливается на новой технической основе производство турбин, остро необходимых Родине. Налаживается жизнь героев, недавних фронтовиков и блокадников. В романе ставятся и решаются вопросы, сохраняющие свое значение и сегодня.
В последней части Алексей на какую-то минуту уловил картину — ликование огромной, пестрой толпы. В ликование врывались резкие, предупреждающие звуки. Но картина только мелькнула, снова раздались проникновенные голоса, под сурдинку, почти шепотом что-то говорившие, и вдруг поднялся один ясный, полный уверенности голос.
— Решение! — пригнувшись к Ане, шепнул Алексей.
— Что?
Могло ли быть, что она воспринимала как-то по-иному, не слышала спора об очень важном, не слышала этого убежденного голоса?
— Ну, вот этот голос...
Она пристально посмотрела на него и положила легкую ладонь на его стиснутые в кулак пальцы. Так они и прослушали нарастающую бурю финала, бурю торжествующую и грозную, с ударами медных тарелок, с тяжким грохотом барабана и мощными аккордами рояля на фоне захлебнувшихся одной нотой скрипок.
Конец. Ему не хотелось говорить и очень хотелось курить.
— Вы пойдете со мной, Аня?
Они спустились по лестнице. Он закурил и продолжал думать о чем-то своем. Стараясь понять его настроение, она не мешала ему, хотя было слегка обидно сознавать, что он совсем забыл о ней.
— Если у тебя все ясно в душе, — неожиданно заговорил он, — то музыка, наверно, все взбаламутит, разворошит, а потом опять приведет — или не приведет — к ясности. — И добавил со своей обычной насмешливостью: — Хорошая гимнастика для чувств.
— Никогда не воспринимала музыку с такой точки зрения.
Он не настаивал.
— Может, это потому, что я новичок.
Аня стояла у стены, задумчиво глядя перед собою, и лицо у нее было точно такое, каким он его впервые по-настоящему увидел в один тяжелый для него вечер. Если бы он мог, он сейчас обнял бы Аню и подержал ее так — близко, очень нежно, ничего не говоря. Стоять с нею на людях было почти невыносимо, и он спросил, нельзя ли выйти на улицу.
Они вышли и глотнули свежего воздуха, но прогуляться не решились, чтобы не опоздать на Пятую Чайковского. Ради этой симфонии Алексей и пошел на концерт, так как любил оперы Чайковского; но сейчас его почти пугало ожидавшее его новое напряжение чувств. Охотнее всего он пошел бы бродить по ночному городу. Но как лишить Аню долгожданного удовольствия? И вдруг она скажет: идите! — а сама останется? Расставаться с нею он совсем не хотел. Он сейчас обожал ее за то, что она не тяготится молчанием и не задала ему ни одного стандартного вопроса.
Они уже вернулись на свои места, когда он спросил, как бы продолжая разговор:
— А есть хоть одна симфония, целиком посвященная радости?
— Девятая Бетховена — через страдание к радости. Финал очень светлый.
— А целиком?
— Есть торжественные увертюры… Не знаю, Алеша. Целиком, кажется, нет. И, наверное, не может быть.
— Почему?
Она поняла, что у него есть свой ответ на вопрос, но ему хочется услышать, что скажет она.
— Да потому, что счастье не было бы счастьем, если бы стоило протянуть руку — и вот оно.
— Хотеть — искать — добиваться — осуществить. Такова формула?
Она кивнула головой и после паузы добавила:
— Достичь — и увидеть впереди новую цель.
Он усмехнулся:
— Ну, а в старости хотя бы... может наступить умиротворение, что ли?
— Не знаю, — сказала Аня. — Я в нее не верю.
Он придвинулся к ней, потому что шум зала заглушал голоса, и вдруг увидел совсем близко ее полуоткрытые в улыбке губы... Он поспешно отвернулся.
Музыка хлынула сразу, широким потоком. Поток был плавен, чист и стремителен. Две мелодии струились в нем, и одна тоже звучала как вопрос — томительный вопрос о самом сокровенном. Может быть, музыка всегда как бы вопрошает душу? Вторая мелодия показалась Алексею просветленно-печальной. Ответ?.. Они развивались рядом, как разговор человека с самим собою. Мятущаяся душа искала ответа и не соглашалась с тем единственным выходом, который находила, и снова томительно вопрошала: ну, как же? ну, что же? — и весь оркестр откликался, на чем-то настаивая, что-то нежно и упорно разъясняя, и мелодия ответа лилась все шире, глубже и напряженней, как будто все силы души и сознания поднялись, чтобы понять, решить и примириться с решением.
Алексей подчинился увлекающему его потоку. Где-то стороной, мельком прошла мысль о том, что симфония, очевидно, воспроизводит самый процесс чувствования и мышления, а вывод, утверждение — ее конечные ноты, ее финал. Тоже стороной, мельком подумалось о том, что многоголосая сложность раскрыта у Чайковского с предельной ясностью и потому каждый звук идет к сердцу. Каждый звук шел к сердцу. Все, что волновало его, тревожило и радовало, осталось с ним. И с ним была Аня — близкая, как никогда. Эта музыка была очень вместительна. Напрягая и обостряя чувства, она не отстраняла ничего того, что составляло жизнь человека, но все раскрыла и все насытила: желания — новой силой, сомнения — болью, радость — беззаветностью, любовь — нежным и сильным светом.
Алексей забыл следить за тем, как рождалась музыка в слаженной работе оркестра. Он смотрел на оркестр, но не видел его. Он просто жил очень напряженно, всей душой. Раскрывались тайники, в которые он никогда не заглядывал. Вот под тихий напев скрипок зазвучала осторожная жалоба — рассказ о самом глубоком, трогающем, мучающем, нет — мучавшем раньше, и Алексей заново пережил долгую бесплодную любовь, и годы суровой сдержанности после нее, и затаенную, страстную мечту о счастье, которое придет... Да разве это так мучило и занимало меня, удивился он. И понял: да, мучило, и сейчас мучит — сбудется ли? А рассказ-жалоба продолжается, и с упреком, с недоверием останавливают его басы: да ведь не так это! — и снова прорываются светлые, обнадеживающие ноты: ничего, не томись, оно сбудется! — и мятежные взрывы страсти: скоро ли? — и все затопляет поток основной мелодии, но эта мелодия — сама жизнь — тоже выросла, возмужала, обогатилась мудростью и знанием... Решение?
— Вальс, — шепнула Аня.
Он узнал этот вальс, он не раз слышал его по радио. Теперь, вплетенный в симфонию, он влился в поток чувствования и мышления. Человеческая душа с ее вопросом о самом главном, с ее осторожной жалобой присутствовала и тут, но жизнь словно кружила ее, лаская, уговаривая и втягивая в свой круговорот.
Вальс кончился, и в минутной тишине Алексей сказал себе: «Не хочу!»
Аня обернулась и спросила одними губами: — Чего?
Значит, он говорил вслух?
А музыка вновь поднялась и хлынула еще более широко и мощно. Преломленная и окрепшая, основная мелодия достигла теперь высшей точки подъема, и так ясно звучало в ней утверждение, что Алексей понял: скоро конец. Ничто не забыто и не снято, говорила она, но все понято и все решено; вот истинное решение, вот путь, вот свет. У тебя может быть другой путь и другой свет, но только твердое решение дает просветленную ясность и утишает боль, и нет уже смятения, и растет, растет и ширится прекрасная, жизнеутверждающая сила, и в ее победе — преодоление и утверждение всего.
Несколько минут спустя Аня и Алексей вышли в прохладу весенней ночи. Алексей взял Аню за руку и потянул в тенистый сквер на площади Искусств. Под деревьями было почти темно, только в просветах между листвой мерцало светлое небо.
Они сели на скамейку. Он попросил:
— Сядьте поближе, хорошо? И дайте руку.
Где-то в пространстве, слышная только им двоим, еще звучала музыка. Рядом, у подъезда Филармонии, быстро редела толпа, затихали вдали шаги и голоса. Возникла, зашумела на сотни ладов и постепенно растаяла другая толпа — у Малого оперного театра. Изредка проносились мимо автомобили, сверкнув на повороте фарами и отбрасывая на песок дорожки тусклые пятна света. Волны музыки, слышные только двоим, перекатывались через шумы города. Потом и они затихли, как море при полном безветрии, и стали слышны гулкие удары сердца.
— Я, кажется, очень полюбил вас, Аня.
Она только чуть повернула к нему лицо, когда он обнял ее и еще неуверенно, бережно притянул к себе.
15
Выдвигая пешку на правом фланге, Иван Иванович сказал с неодобрением и даже обидой:
— Опять Валю с Аркашкой повстречал. До чего быстро утешилась!
Ефим Кузьмич закрыл своей пешкой дорогу противнику и немного погодя возразил:
— Ничего мы не знаем. В женском сердце разобраться — это, брат, вроде как в глухом лесу ночью дорогу искать.
Иван Иванович передвинул другую пешку, открывая путь своему слону, и вздохнул:
— Хорошая она девушка. Аркашка против нее — тьфу...
Любопытство томило Гусакова уже несколько дней, и он спросил как бы невзначай:
— Чего он к тебе приходил? Советоваться, что ли?
Ефим Кузьмич не ответил, пристально разглядывая расположение фигур на доске и взвешивая, какую каверзу готовит Иван Иванович. Была у Гусака привычка затеять интересный разговор и под шумок перехитрить противника.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дни нашей жизни"
Книги похожие на "Дни нашей жизни" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Кетлинская - Дни нашей жизни"
Отзывы читателей о книге "Дни нашей жизни", комментарии и мнения людей о произведении.