» » » » Дмитрий Токарев - Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета


Авторские права

Дмитрий Токарев - Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Токарев - Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Токарев - Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета
Рейтинг:
Название:
Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета
Издательство:
Новое литературное обозрение
Год:
2002
ISBN:
5-86793-172-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета"

Описание и краткое содержание "Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета" читать бесплатно онлайн.



Даниил Хармс и Сэмюэль Бсккет ничего не знали друг о друге. Тем не менее их творчество сближается не только внешне — абсурдностью многих текстов, — но и на более глубинном уровне метафизических интуиций. Оба писателя озабочены проблемой фундаментальной «алогичности» мира, ощущают в нем присутствие темно-бессознательного «бытия-в-себе» и каждый по-своему ищут спасения от него — либо добиваясь мистического переживания заново очищенного мира, либо противопоставляя безличному вещественно-биологическому бытию проект смертельного небытия. Монография Д. В. Токарева, исследующая философские основы «абсурдного» творчества Хармса и Беккета, адресована литературоведам, философам, историкам современной культуры.






352

Beckett S. Dream of fair to middling women // Beckett S. Disjecta. P. 49–50.

353

Ср. с записью следующего, 1934 года: «Интересно называть стихи количеством строк» (Дневники, 486).

354

«Не надо путать плодовитость с производительностью. Первое не всегда хорошо; второе хорошо всегда», — утверждает Хармс (Дневники, 482).

355

См.: Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967. С. 509.

356

Poulet G. Les métamorphoses du cercle. Paris: Flammarion, 1979. P. 30.

357

Ibid.

358

Beckett S. Bing // Beckett S. Têtes-mortes. P. 61. В тексте под названием «Без», который также входит в сборник «Мертвые головы», руины, засыпанные пепельно-серым песком, символизируют, по-видимому, разрушенное, занесенное песком забвения сознание. В то же время куб, в котором находится одинокий персонаж и который назван «настоящим убежищем», залит белым светом — светом тишины и беспамятства (Beckett S. Sans // Ibid. P. 69–77).

359

Beckett S. Bing // Ibid. P. 66.

360

Beckett S. Soubresauts. Paris: Minuit, 1989. P. 8. «Именно в этой черноте и начинаешь видеть, — утверждает Беккет, говоря о Браме ван Вельде. — В черноте, которая не боится больше никакого рассвета. В черноте, которая сама есть рассвет и день, и вечер, и ночь пустого неба, неподвижной земли. В черноте, которая озаряет дух» (Beckett S. Le monde et le pantalon. P. 31).

361

Cm.: Poulet G. Les métamorphoses du cercle. P. 40.

362

Испанский поэт XVII века Алонсо де Бонилья так обращается к деве Марии: «И если твое чрево содержит в себе Бога, / Ты — средоточие средоточия Бога / Так что по выходе из твоих недр / Бог становится линией, вышедшей из твоего средоточия» (цит. по: Poulet G. Les metamorphoses du cercle. P. 40).

363

«Чистота близка к пустоте», — записывает Хармс в 1933 году, но сразу же добавляет: «Не смешивай чистоту с пустотой» (Дневники, 474). Действительно, для русского поэта «чистота порядка» — это категория материального, предметного мира, хотя речь и идет о принципиально иной материальности — такой, в которой достигалось бы единство физических и психических элементов.

364

Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.; Пг., 1923. Т. 2. С. 162. Среди книг Хармса по волновавшей его природе сексуальности были работы Фрейда «Три статьи о теории полового влечения» и «Психопатология обыденной жизни», три книги Отто Вейнингера, «Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре» И. Блоха, «Половые извращения» Л. М. Василевского, «Психология пола» П. И. Ковалевского и некоторые другие (Дневники, 430–431, 434, 475).

365

В. Сажин в примечании к стихотворению «Случай на железной дороге» напоминает, что в мифе об Осирисе, вечно умирающем и возрождающемся боге, «сундук фигурирует в качестве места его пленения» (Псс—1, 353).

366

Deleuze G. L’épuisé // Beckett S. Quad et amtres pièces pous la télévision. P. 80–81.

367

Например, у Хармса три неразлучника то ползут на четвереньках, то пятятся задом.

368

Deleuze G. Op. cit. P. 83.

369

Ibid. P. 93–94.

370

Ibid. P. 97.

371

«В собрание священных предметов должна войти и шахматная доска. Потому что она представляет особый замкнутый мир, вариантный нашему миру. Так же есть в ней время, но свое — пространство, предметы, сопротивление, — все свое. Там механика, точная и не худшая, чем наша, которую изучаем на земле и на небе. И с этим особым миром можно проделать решающий опыт: дематериализовать его» (Чинари—1, 246).

372

См., например, такие трактаты, как «Cisfinitum» (1930) и «Поднятие числа» (1931).

373

Беккет С. Общение // Беккет С. Изгнанник. С. 195.

374

Bair D. Samuel Beckett. P. 210.

375

Протагор, древнегреческий философ (V в. до Р.Х.).

376

Хармс также изучал хатху- и карму-йогу (см.: Дневники, 445).

377

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. С. 84.

378

«Он внушал нам невыразимый ужас, потому что мы чувствовали, что он одинок», — говорит Рокантен (Сартр, 23).

379

Более того, избавление от одиночества он ищет в обществе женщины (Анни), что для беккетовского героя неприемлемо.

380

В файле — полужирный — прим. верст.

381

Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века / Сост. С. Л. Фокина. СПб., 1994. С. 94.

382

См. также статью Ж. Батая «Глаз», в которой он говорит, что страх перед насекомыми и страх перед глазом имеют одинаковую природу, а также его же статью «Бесформенное», где речь идет о пауках и плевках (Bataille G. Œuvres complètes. Paris: Gallimard, 1970. T. 1. P. 187, 217).

383

Eliade M. Techniques du yoga. P. 63.

384

Ibid.

385

Другими словами, кончились дни, когда Безымянный обладал мужской силой, поскольку палка здесь символизирует пенис.

386

Beckett S. Cap au pire. Trad, par Edith Fournier. Paris: Minuit, 1991. P. 15.

387

Beckett S. Bing // Beckett S. Têtes-mortes. P. 63.

388

Beckett S. Mai vu mal dit. Paris: Minuit, 1981. P. 15.

389

Ibid. P. 73–74.

390

«Его внутренний голос никогда не читал ему нотаций, звучал нежно и мелодично, — слабый cantus firmus в многоголосии его галлюцинаций» (Мэрфи, 135).

391

Beckett S. Peintres de l’empêchement // Beckett S. Le monde et le pantalon. P. 56–57.

392

Beckett S. Three dialogues. P. 139.

393

Eliade M. Techniques du yoga. P. 77.

394

Хармс Д. О явлениях и существованиях. С. 355–356.

395

«Домов раскинулась гора», — сказано в «Сабле», написанной 19–20 ноября 1929 года. Началом того же года, а именно 3 января, датировано стихотворение Введенского «Ответ богов», которое начинается следующим образом: «Жили были в Ангаре / три девицы на горе / звали первую светло / а вторую помело / третьей прозвище Татьяна / так как дочка капитана / жили были а потом / я из них построил дом» (Чинари—1, 360).

396

Кстати, во французском языке слова «armoire» (шкаф) и «аппе» (оружие) этимологически близки и восходят к латинскому «arma» (орудие) (см. комментарии Е. Гальцовой в кн.: Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., 1999. С. 574); у Хармса и шкаф и сабля являются орудием проникновения в сферу за миром.

397

Ямпольский, 314–342; Герасимова А., Никитаев А. Хармс и «Голем»: Quasi una fantasia. С. 42–48.

398

Бердяев Н. А. Философия свободы С. 143, 146.

399

Бердяев Н. А. Философия свободы С. 176.

400

Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 226.

401

Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 356.

402

Мейлах М. «Я испытывал слово на огне и на стуже…». С. 28.

403

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. С. 303.

404

«Не странно ли, — пишет Леонид Липавский, — что значение события, наше собственное значение, приобретает силу для нас только тогда, когда оно отразится в чужих глазах, по крайней мере, есть хотя бы возможность этого» (Чинари—1, 89).

405

Современные искусствоведы склоняются к тому, что картина была создана не самим Беллини, а его учениками.

406

Beckett S. En attendant Godot. Paris: Minuit, 1952. P. 58.

407

Обращаясь к Богу, рассказчик опускается на колени; но на колени он один раз уже вставал; это было в его комнате, и встал он на колени по приказанию старухи. Не является ли старуха одной из инкарнаций Бога? — вот в чем кроется главная опасность.

408

Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека; Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. С. 49.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета"

Книги похожие на "Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Токарев

Дмитрий Токарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Токарев - Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета"

Отзывы читателей о книге "Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Д.Хармса и С.Беккета", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.