» » » » Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер


Авторские права

Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер

Здесь можно купить и скачать "Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер
Рейтинг:
Название:
Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-43543-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Описание и краткое содержание "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" читать бесплатно онлайн.



Владелец знаменитого Архангельского, самый богатый русский вельможа, самый знаменитый коллекционер России, директор Эрмитажа, Императорских театров, Фарфоровой мануфактуры, дипломат и ближайший друг императрицы Екатерины Великой и императора Павла Петровича. Все это князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831). Первая биография замечательного русского вельможи рассказывает о его долгой жизни, полной приключений и трудов.






Б. Патерсен. «Петербург. Английская набережная со стороны Васильевского острова». 1799.


За первый век существования северной столицы России — Петербурга — князьям Юсуповым принадлежало здесь несколько домовладений. Князь Борис Григорьевич среди первых в новой столице выстроил себе каменный дом на Английской набережной близ Сената (№ 26). Этот участок пожаловал Петр Великий еще его отцу, с указанием построить дом, который мог бы стать «украшением новой столицы». Князю пришлось воспользоваться типовым, «апробированным» проектом «для именитых» архитектора Доменико Трезини. Двухэтажный дом «о семи окон» по главному фасаду, выходившему на Неву, украшало высокое крыльцо. Первоначально здание строилось в дереве, а затем перестраивалось в камне, но в тех же формах. В конце XVIII века особняк сменил хозяев, а в начале XIX — его перестроил архитектор А. И. Мельников. Английская набережная — один из адресов Петербургского Английского клуба[36].

Доменико Трезини. «Петербург. Образцовый дом „для именитых граждан“». Около 1714 г. Гравюра Пикара. Собрание члена МАК П. Я. Дашкова. По этому проекту строился первый дом князей Юсуповых в Петербурге.


Место здесь представлялось очень удобным — до работы, как говорили прежде — «месту службы», Борису Григорьевичу было рукой подать. И Сенат, и Кадетский корпус располагались рядом, но ходить пешком туда не полагалось по рангу. Правила этикета предписывали ездить шестерней. В Петербурге сами цари строго следили за тем, чтобы субординация в транспортных средствах не нарушалась — количество лошадей, запряженных в карету, обязательно соответствовало чину владельца, вроде наших современных «спецсигналов и спецномеров». Действительному Тайному Советнику лошадей полагалось более всего из «простых смертных». Пышнее и грандиознее появлялся на улицах только царский выезд.

Б. Патерсен. «Петербург. Английская набережная у Сената». Фрагмент. 1801. Акварель. ГЭ.


Дом на Английской набережной Юсуповы считали тесноватым. Как водится и в наши дни, пришлось завести дачу в пригороде, на Фонтанке[37]. Княжеская семья была большая. Супруга Бориса Григорьевича — княгиня Ирина Михайловна Юсупова (1718–1789), дочь стольника, а потом капитана гвардии Михаила Петровича Зиновьева, принадлежала к старинному и не очень успешному роду. Большая часть Зиновьевых не без труда приспосабливались к преобразованиям русской жизни, предпринятым царем Петром. Ирина Михайловна славилась красотой и отличалась скромностью нрава. В 1734 году, 16 лет от роду, она обвенчалась с немолодым уже, 39-летним князем Борисом Григорьевичем Юсуповым. В те времена русские барыни рожали часто и много, подобно обыкновенным крестьянкам. До совершеннолетия дожили пятеро детей Ирины Михайловны и Бориса Григорьевича — четыре княжны Юсуповы и единственный сын-наследник — князь Николай Борисович[38].


Немного достоверных сведений сохранилось о бытовой стороне жизни большой семьи князей Юсуповых в 1750-е годы. Борис Григорьевич выполнял обязанности Главного Начальника над Шляхетским Кадетским корпусом, который размещался на Васильевском острове в реквизированном в казну дворце некогда всесильного светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Педагогическая работа поглощала немалую часть времени князя.

А. П. Рокштуль. «Портрет княгини Ирины Михайловны Юсуповой». Миниатюра. ГМУА.


Образование в Кадетском корпусе, во многом стараниями Бориса Григорьевича, было поставлено очень хорошо. Впечатляет и в наши дни перечень искусств и наук, к изучению которых полагалось приложить усилия кадетам — Закон Божий, языки: Российский, Немецкий, Французский и Латинский (тогдашняя традиция правописания предполагала обозначать их с заглавной буквы); география, история, математика, физика, архитектура, чистописание, рисование и фехтовальное искусство. В зависимости от способностей некоторых кадетов дополнительно обучали юриспруденции, музыке, вольтижированию и верховой езде.

К моменту назначения князя Юсупова Начальником корпуса там уже обучался 15-летний крепостной юноша, принадлежавший князьям Репниным, — Федя Рокотов, один из будущих создателей Московского Английского клуба — это сведения для любителей порассуждать о дворянско-аристократическом характере сего общественного заведения. Точной даты рождения будущего знаменитого русского портретиста пока установить не удалось. Считается, что «таинственный Рокотов» родился приблизительно в 1735 году. Именно в корпусе Федор Степанович прошел все ступени служебной лестницы до получения офицерского чина, который дал ему не только звание дворянина и свободу от крепостной зависимости, но и возможность выйти в отставку, дабы полностью заняться творчеством. Борис Григорьевич являлся благожелательным начальником будущей знаменитости, оказывал Рокотову покровительство и способствовал его продвижению по службе. Сохранились сведения о том, что «корпусной сержант» Федор Рокотов писал портреты всех дочерей Юсупова — сестер Николая Борисовича. Мне известен только один из них, созданный в манере «головок» Пьетро Ротари, — революция и перемещение художественных ценностей сделали слишком большое число старинных портретов «изображениями неизвестных»[39].

Б. Патерсен. «Английская набережная с Васильевского острова». 1799. Гравюра. ГЭ. Слева здание угла шляхетского Сухопутного Кадетского корпуса. (С живописным оригиналом различается стаффаж.)


В пору директорства в корпусе князя Бориса Григорьевича, здесь в 1752–1756 годах по приказанию императрицы Елизаветы Петровны обучались актеры первой русской театральной труппы Ф. Г. Волкова — корпусное образование считалось лучшим в России не только для военных. Кадет А. П. Сумароков, будущая литературная знаменитость, во время учения в корпусе начал писать первые русские трагедии. В свободное время его соученики «представляли их на сцене». Князь Борис Григорьевич не только не препятствовал такому времяпрепровождению кадет, но даже «пристроил» их к царскому двору[40].

С молодых лет императрица Елизавета Петровна слыла большой охотницей до театральных зрелищ. Игра кадет произвела на нее глубокое впечатление. Понятно, что женщины в Кадетском корпусе тогда не обучались и в армии не служили, поэтому все женские роли в кадетском театре исполняли сами кадеты. Императрица Елизавета Петровна с такой простодушной искренностью увлекалась постановками, что собственноручно одевала богатый дамский наряд на кадета Свистунова, игравшего Оснельду в трагедии Сумарокова «Хорев», — ведь у него самого навыка ношения платьев не имелось. Императрица пребывала в восторге от кадетского театра и на его основе приказала учредить первый Русский театр, директором которого стал А. П. Сумароков.

Неизв. художник. «Кадет в повседневном мундире». Акварель. 1786.


В корпусе же зародился отечественный балетный театр. Под руководством танцмейстера Ланде кадеты давали первые русские балеты. Наверное, здесь же обучился танцам и князь Николай Борисович, считавшийся прекрасным бальным танцором[41].

Много полезных начинаний исходило из Кадетского корпуса в пору руководства им Бориса Григорьевича Юсупова. В 1757 году при корпусе стараниями князя учреждается типография «для печатания учебных кадетских книг». Типография имела статус ведомственной, не подцензурной. В ней печаталось немало таких книг, которые в ином случае едва ли увидели бы «русский свет». Князь Юсупов организовал в корпусе библиотеку, «архитектурные каморы» и галерею с живописными картинами. Руководившие до него корпусом немцы считали все это лишним для учебного процесса, равно как и русский язык для обучения русских учеников.

Мастерская П. Ротари. Неизв. художник XVIII в. «Девушка в венгерской шубке». Ранее приписывалась П. Ротари. ГТГ. До 1920 г. хранилась в собрании кн. Н. Б. Юсупова в Архангельском.


В 1756 году Юсупов добился перехода преподавания с немецкого на русский язык, а кроме того, резко ограничил прием иностранцев, составлявших в первые десятилетия корпусной жизни основу его учебного «комплекта». Ведь будущий родственник князя курляндец Бирон как-то не представлял Россию с русским населением. В корпусе Борис Григорьевич провел немало полезных реформ и преобразований, давших впоследствии самые блистательные результаты. Не случайно даже много лет спустя, в царствование императора Николая Павловича, считалось, что люди, получившие военное образование, способны выполнять любую работу без всякой предварительной подготовки.


В 1759 году, за несколько дней до кончины, тяжело больной князь получил по собственной своей просьбе «увольнение от управления корпусом». Его место по императорскому указу занял сам наследник престола — будущий царь Петр III. Этим актом императрица Елизавета Петровна подчеркнула значение Кадетского корпуса в жизни России тех лет, а равно и значимость самого Бориса Григорьевича. Заодно она сделала приятное умиравшему князю, к которому питала искреннее расположение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Книги похожие на "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Буторов

Алексей Буторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Отзывы читателей о книге "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.