Рашид Кешоков - По следам карабаира. Кольцо старого шейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По следам карабаира. Кольцо старого шейха"
Описание и краткое содержание "По следам карабаира. Кольцо старого шейха" читать бесплатно онлайн.
Кадровый работник НКВД Рашид Кешоков написал романы «По следам карабаира» и «Кольцо старого шейха», вспоминая бурные события тридцатых годов, когда советская власть сталкивалась с вековыми традициями разноязыких кавказских народов.
Каждый из романов интересен собственной интригой, таинственными обстоятельствами погонь и перестрелок. В то же время их объединяет не только место действия — Северный Кавказ и главный герой — сыщик Жунид Шукаев, но и общий сюжет, словно взятый из древних сказаний. Перед сыщиком действительно сказочных масштабов задача — найти легендарного скакуна, драгоценный перстень и украденную красавицу. Поиски карабаира стоили Жуниду Шукаеву крови и бессонных ночей, также, как и разгадка тайны перстня, но вернуть себе свою драгоценную Зулету он смог, только победив себя.
Затем наведаешься в переулок Псыжский, дом 5. Возможно, ювелир Чернобыльский вернулся. И от него, и от Паритова здесь тебе нужно только одно: к кому они ездили в Дагестан, у кого бывали — адреса, фамилии, имена. Проверишь их всех… Я напишу письмо начальнику Дагуправления. Когда-то мы встречались в Москве, на курсах. Нужно проверить там по картотеке всех, у кого были с визитами Чернобыльский и Паритов. Возможно, это совпадение, что они оба туда подались, а, возможно, и нет. Словом, выясни, что сумеешь, — полная тебе свобода действий. Если понадобится больше трех дней, — телеграфируй или позвони.
— Есть. Я могу сейчас идти за командировочным удостоверением?
— Да. Я договорился с Гоголевым. Иди. А мы с Вадимом Акимовичем — в издательство.
* * *Художник черкесского книжного издательства, довольно молодой, лет тридцати-тридцати двух щеголеватый мужчина с холеным лицом и манерами, претендующими на изысканность (он даже говорил как-то особенно, растягивая слова, несколько нараспев) усадил их по обеим сторонам огромного, как кровать, двухтумбового письменного стола, заваленного набросками, ватманом, раскрытыми книгами, баночками с гуашью и прочими рисовальными принадлежностями, и, картинно подперев подбородок согнутой в локте рукой с белыми пухлыми пальцами, заговорил:
— Мне сказал директор, кто вы, э-э… так что, понимаю, я полностью в вашем э-э… распоряжении. Чем могу служить, если не секрет?
— Секрет, — строгим тоном ответил Жунид. Ему сразу не понравился этот человек, который явно кого-то изображал, видимо, думая, что он, как представитель искусства, должен отличаться от простых смертных. — В том смысле секрет, что наш разговор должен остаться между нами.
— Ну, разумеется, разумеется э-э…. Простите, как вас величать?
— Можно по званию, — невольно повторяя суховатый тон Жунида, сказал Дараев. — Я капитан, мой коллега — майор…
— Прекрасно э-э… Я слушаю вас, товарищ майор.
Шукаев молча извлек из нагрудного кармана кителя пакетик и достал из него сложенный вдвое потрепанный, с наполовину смытыми буквами, оборванный и обгоревший по краям листок из книги.
— Посмотрите внимательно. Это — на черкесском языке, бумага сравнительно нестарая, значит, книга издана у вас не более двух-трех лет назад. Судя по отрывочным фразам, которые можно прочитать, — они не совсем стерты, — страница вырвана из детской книжки или хрестоматии. Вот здесь, сбоку, край какого-то рисунка — не то огромное крыло, не то лапа, не то еще что-то…
— В чем, собственно, моя миссия? — убрав со стола руки, точно боясь прикоснуться к лежавшему перед ним обрывку бумаги, спросил художник.
— Помогите нам установить, из какого издания этот листок, — сказал Дараев.
— Причем, имейте в виду, что дело связано с убийством, — жестко добавил Жунид. — Страница эта служила пыжом в патроне.
С художника в момент слетел весь его лоск, и надменно-скептическое выражение лица сменилось неподдельным испугом.
— Я что же… я, конечно… — он для чего-то встал, потер руки, опять сел и, взяв лупу, обычную принадлежность графика, работающего в технике первого рисунка или граттографии[44], принялся внимательно рассматривать листок.
Прошла минута, другая. Дараев вытер платком вспотевший лоб.
— Не припоминаете? — не выдержал он. Художник, не отвечая, еще несколько секунд изучал листок, потом торжествующе выпрямился и, захихикав, снова начал манерничать пуще прежнего.
— Вам повезло, э-э-э, дорогие мои. Вы напали на человека, которому не занимать зрительной памяти. А уж если рисунок — мой, так тем более. Я свой штрих узнаю из тысячи…
— Неужели вы?.. — Жунид с недоверием и надеждой посмотрел на художника. В эту минуту он был готов простить ему все — и франтоватую внешность, и чисто выбритые полные щеки, и покровительственный тон. — Неужели вы… вспомнили?
— Вспомнил — не то слово, — продолжал тот свои хвастливые разглагольствования, — Я просто узнал. «Родная речь» для IV класса черкесской школы. Издана год назад, примерно в августе сорокового. Да… год назад… подумайте — еще войны не было…
— Вы нас простите, — сказал Жунид, — великое, конечно, вам спасибо, но… но мы должны иметь хрестоматию, чтобы не было и тени сомнения.
— О! Понимаю, понимаю, э-э. Одну минутку, — он вскочил, походкой балерины на пуантах прошествовал через всю комнату и открыл книжный шкаф. Поковырялся в нем, брезгливо отставляя мизинец, когда рука его касалась пыльных корешков книг.
— Вот, пожалуйста!
Жунид взял учебник, стал лихорадочно листать.
— Позвольте… Так, дальше, дальше — вот! Видите. Принесите-ка ваш замызганный лист. Совпадает? Совпадает. Рисунок к басне «Орел и Курица». Это — огромное крыло, чувствуете? Остальное сгорело.
— Чувствую.
— Честно говоря, мы не надеялись на такую удачу, — с восхищением сказал Дараев. — Память у вас действительно редкостная.
Прощаясь, Жунид уже безо всякого предубеждения пожал вялую белую руку художника. «Вот и верь после этого первому впечатлению, — подумал он. — Так, вроде бы, скользкий какой-то, а дело свое, видимо, знает неплохо…»
— Что теперь? — спросил Вадим Акимович, когда они вышли из издательства и присели на скамейку в сквере напротив. — В адресное бюро? Но там нет сведений, в каком классе учится тот или иной ребенок.
— Да, ты прав, — озабоченно ответил Шукаев. — И все же мы должны что-то придумать. Что, собственно, нам нужно? Нам необходимо выяснить, у кого из четвероклассников Черкесска в «Родной речи» вырвана страничка. Так?
— Нет. Не так. У кого из пятиклассников. Хрестоматия выпущена на сороковой-сорок первый учебный год, а он уже кончился. Значит, этот ребенок уже в пятом.
— Хорошо. Согласен. А что, если мы… — Жунид потер лоб — жест, который везде и у всех означает одно и то же. — А что если…
— Ну?
— Не нукай. Я знаю, что делать. Ты побываешь во всех десяти школах города, в каждой из них — примерно по три — по четыре пятых класса, значит, четыреста детей. Свяжешься с учителями, пусть соберут ребят на обмен учебников в определенные дни. Скажем, сегодня — пятые классы. У них там такой порядок — прошлогодние учебники они сдают, новые или подержанные получают с денежной доплатой.
Пусть киоскер открывает каждую «Родную речь для IV класса на семьдесят восьмой странице, если она вырвана, — на заметку этого парня.
— Или девчонку.
— Что? Какую девчонку?
— Ты же не знаешь, кому принадлежит книжка — мальчику или девочке.
— А-а-а. Ну, да. Я не сообразил, о чем ты.
— Стареешь.
— Ну, пойдем, — вставая, сказал Жунид. — Кстати, у меня тоже есть новость.
— Какая?
— Третьего дня по моей просьбе были подняты дела за третье мая. По городу… В полдень с базарной площади был угнан мотоцикл с коляской.
Дараев укоризненно покачал головой.
— И ты столько времени молчал?
— Семен Дуденко занимался этим. Я не хотел тебе говорить, пока все не выяснено. Чего зря болтать. Похитителя не нашли. Машина была брошена на шестом километре…
— То есть в десяти-пятнадцати минутах ходьбы от опушки леса, где Итляшев встретил тех троих?
— Да, и если мы с тобой правы, они добрались к мосту раньше, чем туда приехали на подводе Барсуков и Кумратов. Где-то в районе моста они и совершили убийство.
— Труп Кумратова сразу бросили в сырой раствор, а Барсукова протащили дальше и утопили в реке…
— Точно, доктор Ватсон. Во всяком случае — иного объяснения я пока не вижу. Все, вроде бы, укладывается… Однако до убийц мы с тобой еще не добрались… Действительно, стареем, наверно.
12. Особняк на окраине Дербента
«Осколки разбитого вдребезги». Ранний визит. Биография, в которой все похоже на сказку из «Тысячи и одной ночи». Разговор в кунацкой. «Катрантун таниятун», по арабски — «вторая капля». Арсен Сугуров и шейх Омар.
Дербент сороковых годов — шумный, типично кавказский многоязычный город, в ту пору еще хранил следы старины в виде допотопных кирпичных строений в один или два этажа, возведенных когда-то русскими купцами, обосновавшимися на юге, в виде холодных сероватых зданий с узкими окнами — бывших казарм, где размещались прежде солдаты колониальных войск Российской империи, нескольких полуразрушенных мечетей с обвалившимися минаретами, откуда муэдзины теперь уже не призывали мусульман на молитву. Мечети действующие если и были, то существовали тайно, и немногие их служители тайно же собирали на молитву правоверных, все больше белобородых старцев, — и научились обходиться без минарета и даже без мухараба[45], потому что намаз совершался в обыкновенных домах или в приспособленных под межгид[46] утепленных сараях — Советская власть не жаловала никакой религии — ни христианской, ни магометанской. Молодежь в ней и не нуждалась, а вот старики не могли так легко отрешиться от представлений, которые впитали с молоком матери. Правда, перед войной ревнители ислама уже так тщательно не скрывали своей приверженности к аллаху, кое-где даже поговаривали об открытии вполне официальных мечетей, но дело до этого не дошло. Однако бывшие муллы, хаджи и шейхи окончательно не потеряли куска хлеба их — кто по убеждению а кто по укоренившейся привычке — приглашали на свадьбы и похороны к ним обращались за помощью и советом особенно люди пожилые больные и увечные, почему-либо не нашедшие успокоения в учреждениях иного рода — в канцеляриях, амбулаториях и собесах. Остаткам магометанского духовенства, ушедшим, так сказать, «в подполье», оставалось только одно — насколько возможно, цепляться за своих немногочисленных прихожан, ибо потерять их означало потерять источник существования, а, если последнее все-таки случалось, искать иных, далеко не всегда законных доходов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По следам карабаира. Кольцо старого шейха"
Книги похожие на "По следам карабаира. Кольцо старого шейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Рашид Кешоков - По следам карабаира. Кольцо старого шейха"
Отзывы читателей о книге "По следам карабаира. Кольцо старого шейха", комментарии и мнения людей о произведении.