Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
Изменения уже начались. Чтобы "достигнуть воскресения" (Флп 3:11), нужно в этой жизни стяжать духовное, небесное тело, собирая плоды Св. Духа (Рим 8:11), постоянно умирая и оживая вновь (2 Кор 4:10 и дал., 14), стяжая вечную жизнь (Гал 6:8). Сосуществующее с физическим духовное тело создано "сообразно славному телу Его [Бога]" (Флп 3:21) - христиане отныне живут жизнью воскресших (Рим 6; Еф 2:1 и дал.; Кол 3:1 и дал.). Тем не менее ап. Павел полагает, что физическое воскресение - завершающий момент всего процесса (1 Кор 15:12-20); он несогласен с тем, что "воскресение уже было".
Иоаннова концепция приближается еще больше к бесплотному бессмертию. Вечная жизнь уже существует (Ин 3:36); верные никогда не увидят смерти (8:51); каждый верующий "перешел от смерти в жизнь" (Ин 5:24), как и тот, кто любит (1 Ин 3:14). В ответ на вопрос Марфы о воскресении в последний день Иисус ответил, что Он сам - воскресениеижизнь(Ин 11:25; 17:3); верующий не подлежит суду, а неверующий осужден (Ин 3:18-21). Как собственная жизнь Христа (предсуществование, земная жизнь, посмертная жизнь) не подвластна смерти, так и верующие никогда не умрут (8:51). Те, кто не повинуется Сыну, не видят жизни (3:36). Как и Павел, Иоанн, кажется, принижает значение физического воскресения, хотя в 5:25,28 и дал. говорит о всеобщем воекресении, в 6:39-40,44,54 - о воскресении верующих в "последний день". Вряд ли здесь можно говорить о займетвовании Иоанном более ранних воззрений или об интерполяции, поскольку возвращение к жизни Лазаря и физическое воскресение Христа значат для Иоанна очень много. Вера все еще искала своего оформления.
Последующее развитие концепции. Позднейшие представления о воскресении иллюстрируют противоречие между еврейским и греческим подходом. В христианское учение о Боге, Христе и нравственности проник гностический дуализм и чуждый греческий взгляд на материю, края, будучи злом, не может воскреснуть и должна быть разрушена. Однако Церковь отвергла дуализм (если не считать аскетического направления). В Первом и Втором посланиях Климента, у Варнавы ("всеобщее воскресение") и Тертуллиана (" душе присуще бессмертие, а смерть неестественна, и то же тело воскреснет") выражены ортодоксальные взгляды. Игнатий следует линии Иоанна - Христос есть вечная жизнь, но "плоть и дух" воскреснут через евхаристию ("лекарство бессмертия") и помощь Св. Духа. Ориген утверждает, что естественная плоть рассыпается в прах, но воскреснет, как "преддверие духовного тела", - т. о., он попытался примирить концепции платоников и иудеев. Фома Аквинский также считал, что наши плотские тела воскреснут и сохранятся; как и Тертуллиан, он обнаруживает духовное значение у разных органов тела.
В настоящее время обычно можно услышать следующее: "Предпочтительнее использовать понятие "бессмертие". Когда говорят о личном бессмертии как неотъемлемой части религиозного опыта, то речь идет о бессмертии души и ее ценностях, а не о телесном воскресении". Подобная идея привлекательна для многих из тех, кто не в полной мере осознал значимость традиционного акцента на воскресении, - когда предполагается неизменность не просто абстрактной личности и ее ценностей, но и индивидуума как такового, с его сознанием, отношениями, памятью, любовью, - в противоположность теориям поглощения ("капля в вечном океане бытия"), выживания рода ("попрежне-му вносить вклад в общечеловеческое дело"), сентиментального бессмертия ("жить в сердцах тех, кого любишь, - значит, не умирать"). Главное, что христиане верят- Кто даровал человеку бытие, сделал его другом, Тот может дать жизнь на вечные времена, во всей ее полноте и в той телесной форме, крую требует вечная жизнь.
R.E.O. WHITE(nep. Ю.Т.)
Библиография: D.S.Russell, Between the Testaments; J. Bailiie. And the Life Everlasting; J.H.Leckie, World to Come and Final Destiny; Tertullian, On the Resurrection of the Flesh.
См. также: Воскресение Христа.
Воскресение Христа (Resurrec-tion of Christ).
Смерть и воскресение Христа - центральное учение христианской теологии и главный аргумент в защиту ее утверждений. Так было в ранней Церкви, так остается по сей день.
Центральное место воскресения. НЗ свидетельствует о том, что воскресение Христа играет ключевую роль в христианской теологии и апологетике. В 1 Кор 15:3 и дал. ап. Павел передает ранний Символ веры, к-рый включает и воскресение как составную часть Евангелия и сообщает о явлении Христа нескольким очевидцам.
Затем ап. Павел говорит о важности этого события, - если Иисус не воскрес из мертвых, то и вера наша тщетна (ст. 14,17). Больше того, тщетны и проповедь (ст. 14), и христианское свидетельство, и грехи наши не прощены (ст. 17), и верующие погибли без всякой надежды на будущую жизнь (ст. 18). В таком случае христиане - несчастнейшие из смертных (ст. 19). Ап. Павел даже утверждает, что без воскресения мы бы жили по принципу "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (ст. 32). Если Иисус не воскрес, верующие не имеют надежды на воскресение и могут обратиться к гедонизму. Тем самым он явно хочет сказать, что именно это событие отличает христианство от других философских воззрений.
Ап. Павел говорит о центральной роли воскресения и в других отрывках. В другом древнем Символе веры (Рим 1:3? 4) он излагает краткую христологию и утверждает, что в своем воскресении Иисус явил себя Сыном Божьим и Господом (ср. Рим 14:9). Это событие - залог спасения (Рим 10:9-10) и воскресения верующих (1К0р 15:20; 2К0р 4:14; 1 Фес 4:14).
В сочинениях Луки есть несколько примеров того, как воскресение становится основой христианского возвещения. Иисус учил, что Его смерть и воекресение - центральная истина ВЗ (Лк 24:25-27). Ап. Петр утверждал, что чудеса, и в особенности воскресение Христа, указывают на то, что Его учение от Бога (Деян 2:22-32). В учении ап. Павла вся евангельская проповедь нередко зиждется на воскресении (ср. Деян 13:29-39; 17:30-31).
Другие н.-з. писания исполнены той же надежды. Иисус говорит, что Его воекресение - это знак, свидетельствующий о непререкаемости Его учения (Мф 12:38-40). Это событие - залог будущего спасения (1 Пет 1:3); благодаря ему Иисус стал первосвященником верующих (Евр 7:23-25).
Даже такой краткий обзор раск-рывает центральную роль воскресения в н.-з. писаниях. Первые христиане, напр. ап. Павел, ясно понимали, что это событие составляет самую суть христианства. С ним оно непреложно, как и христианекая проповедь вечной жизни, и опирается на реальность Иисусовой победы над смертью. Без него христианская весть свелась бы к одной из многих философских систем.
В самых ранних сочинениях послеапостольского периода воскресение тоже играет центральную роль. Напр., Климент Римский утверждает, что оно доказывает истинность благовестил Христова (Кор 42) и служит примером того, что верующие воскреснут (24-26). Игнатий Антиохийский настаивает на буквальной подлинности этого исторического события (Магн 11; Тралл 9; Смирн 1), видит в нем упование верующих (Тралл, Вступление) и залог нашего воскресения (Тралл 9). Он подчеркивает, что воскресла именно плоть Христа (Смирн 3).
Спор о том, воскрес ли Христос во плоти, как полагал Игнатий Антиохийский и позднее Тертуллиан, или же воекрешенное тело было не плотским, как утверждала Александрийская школа и Ориген, был в центре внимания ранней христианской теологии. В Средние века и даже позже Церковь придерживалась первой точки зрения (в разных формах).
Сегодня многие ученые, к-рые верят в буквальное воскресение Иисуса, заостряют внимание на идее ап. Павла о "духовномтеле" (1 Кор 15:35-50), стремясь воздать должное обоим элементам. Получается, что Христос воскрес в реальном теле, крое обрело новые духовные качества.
Воскресение и современная теология. Фактически, даже самые радикальные теологи сходятся в том, что воскресение - центральное утверждение христианства. У. Марксен считает, что оно остается важнейшим вопросом современной христианской теологии; подвергая его сомнению, мы ставим под угрозу все христианское учение. Вслед за ним Г. Борнкамм полагает, что без вести о воскресении не было бы Церкви, НЗ и никакой христианской веры до сего дня. Ю. Мольтманн ясно говорит, что само существование христианства зависит от Христова воскресения.
Однако главный вопрос в том, требуется ли признать лишь весть о воскресении или само событие в буквальном смысле слова. Этот спор ведется не только между верующими евангельского исповедания и библейскими критиками, но и между самими ученымибиблеиста-ми. Главный факт, к-рый практически все ученые считают историческим,- то, что ученики действительно пережили нечто реальное, " чтото действительно произошло". Хотя современные ученые редко прибегают к альтернативным натуралистическим объяснениям, существуют разные взгляды на опыт учеников. Не боясь некрого упрощения и повторов, можно выделить по меньшей мере четыре главных направления в понимании данного вопроса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.






















