Юрий Клименченко - Штурман дальнего плавания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Штурман дальнего плавания"
Описание и краткое содержание "Штурман дальнего плавания" читать бесплатно онлайн.
Роман о становлении характера молодого человека, связавшего свою жизнь с морем, о трудных испытаниях, выпавших на его долю в годы Великой Отечественной войны, когда главный герой вместе со своими товарищами оказался интернированным в одном из фашистских портов, о налаживании мирной жизни.
Изредка к нам подходит вахтенный помощник и тихо, чтобы не нарушить настроения (он тоже во власти чудесной ночи), говорит впередсмотрящему:
— Вперед смотреть! Обо всем докладывать, — и уходит на мостик.
И снова чуткий покой.
— Довольно спать, ребята, — раздается голос руководителя нашей вахты преподавателя Королькова. — Смотрите наверх, будем изучать звездное небо…
Мы рассаживаемся вокруг Глеба Андреевича, и он начинает показывать нам созвездия:
— Вот, смотрите… Видите созвездие, похожее на латинскую букву дубль-ве? Это Кассиопея. А вот ковш — это Большая Медведица. Проведите прямую линию вверх по его передней стенке, и вы упретесь в Полярную звезду. Видите?.. А вот Вега — одна из самых ярких звезд нашего полушария. Около нее еле заметный параллелограмм. По нему вы всегда ее легко отыщете.
Я смотрю на небо и думаю: «Дева — русалка, Скорпион — паук, созвездие Ориона — рыцарь с мечом, Пегас — летающий конь, Северный венец, Плеяды… Все знакомые с детства картинки из какой-то старинной книжки мифов. Теперь я должен хорошо уметь находить их среди миллионов звезд. По ним определяются в океане…»
…Стоишь на руле. Нас ставили на штурвал по двое: практикант в паре с кадровым матросом. Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. Нельзя выйти, из ветра, иначе беда — придется делать поворот. Только неопытный рулевой может допустить это.
Луна. Живая серебряная дорожка бежит по черной густой воде. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, легкими. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. Только где-то постукивает плохо закрепленный шкот и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поет ветер между снастями.
Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вахтенного помощника.
Стоишь на руле и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах, вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах, — Ушакова, Сенявина, Нахимова…
Хорошо в лунную ночь на борту парусника! Хорошо!
Бывало, к нам на бак приходил Адамыч, садился со своей кривой старенькой трубкой и начинал рассказывать всевозможные морские истории из своей жизни.
Адамыч! Незабываемая фигура! Вспоминая «Товарищ», нельзя не вспомнить Адамыча, — так нераздельно связаны они вместе. Никто из плававших со мной на «Товарище» не знал, когда он пришел на парусник. Плавал он и с капитаном Андреевым, и с Барминым, плавает теперь и с Эрнестом Ивановичем. Во всяком случае, о каком бы годе ни зашла речь, Адамыч всегда говорил:
— Да… в тот год мы на «Товарище»…
Небольшого роста, коренастый, с совершенно голой блестящей головой и красным обветренным лицом, изрезанным сотней мелких морщинок, водянистыми старческими слезящимися глазами, Адамыч представлял собой типичного боцмана парусных судов. Такого вы могли увидеть и на картине, и в кино, и на любом бороздящем океаны паруснике.
Несмотря на то что Адамыч стал уже плохо видеть, командовал он артистически. Изумительно знал по виду и на ощупь каждый кончик на судне. Ему не надо было задирать голову и смотреть, как стоят паруса. Он угадывал это по степени натяжения снастей.
Адамыч вызывал изумление и восхищение всех, когда подходил к мачте и, дотрагиваясь до какого-нибудь шкота, говорил:
— Эй, орлы! Нижний брамсель полощет. Подобрать!
Он видел своими усталыми глазами здесь, на палубе, то, чего не видели десятки наших молодых глаз, смотревших наверх.
И замечательным такелажником был Адамыч. Не было такой работы, которую не смогли бы сделать его заскорузлые, покрытые толстыми мозолями руки.
Некоторые специально выискивали в старинных учебниках морской практики самые сложные и хитрые работы — какой-нибудь «королевский мусинг» или «голландскую двойную оплетку», которые давно забыты на всех флотах мира, но Адамыч делал их и, лукаво подмигивая, нараспев говорил:
— Там, орел, еще есть узел Петра Великого. Тот я тоже могу…
Но были у Адамыча две слабости, которые все прощали ему. Он любил форму да еще рассказывать длинные истории из своей жизни. В них, надо честно признаться, очень часто попадались несуразности, противоречия, а порой и чистая фантазия.
Когда «Товарищ» стоял в каком-нибудь порту, Адамыч сходил на берег.
Он тщательно брился, надевал фуражку с блестящим козырьком и золотым «крабом», до блеска начищал свои ботинки, облачался в бушлат с нашивками, закуривал трубку и важно сходил с трапа, направляясь в ближайший ресторанчик пропустить стаканчик-другой вина.
В таком виде его часто принимали за капитана, что доставляло Адамычу большое удовольствие.
Из всех историй чаще всего любил он рассказывать про столкновение «Товарища» с итальянским пароходом «Алькантара».
— Вот, орлы, что случилось в тысяча девятьсот двадцать восьмом году, — попыхивая трубкой, говорил Адамыч. — Шли мы на «Товарище» в Английском канале. Видимость там почти всегда неважная. Туманит. Ночь. Вдруг видим с правого борта — красный! У нас на «Товарище», кроме зеленого и красного ходовых огней, никаких других нет, — на то мы и парусный корабль. А тот идет полным ходом нам на пересечку, а по правилам должен дорогу уступить. Наш вахтенный помощник забеспокоился, подождал минуту-другую, видит, что тот и не думает уступать дорогу. Решил обратить на себя внимание — зажечь зеленый фальшфеер с правого борта. Все по правилам. Вахтенный помощник у нас хотя и молодой, но толковый был. Не всякий сразу вспомнит, что надо делать в такой момент. «Адамыч, зажги фальшфеер», — приказывает он мне. Я как раз на мостике был. Только это я зажег, держу, руки обжигаю, вижу, встречный пароход, вместо того чтобы дорогу дать, круто повернул вправо. Под носом у нас захотел проскочить. «Право на борт!» — скомандовал помощник. А пароход уже совсем близко. Там кричат что-то, а мы прямо на него идем. Сразу и не отвернешь, ведь «Товарищ» — судно большое. Замерли все, кто был наверху. Мы врезались ему прямо в левый борт.
Адамыч махнул рукой и продолжал:
— Ход у нас был порядочный, мы вперед прошли, а пароход как был на том месте, так там и затонул. Ну, легли мы в дрейф, шлюпку спустили, повреждения у нас оказались не очень значительные, пошли тонущих спасать. Только одного и спасли, кочегара. А был это пароход итальянский — «Алькантара».
Адамыч сплюнул за борт и начал набивать трубку.
— Так-то, орлы. В море внимательным нужно быть. Суд потом был. Сначала признали «Товарища» виновным. Конечно, капиталистический суд. Но мы не дались. Правда и закон на нашей стороне. Потребовали пересуд. Дмитрий Николаевич Бармин ездил. «Алькантара» во всех маневрах оказалась виноватой.
Адамыч замолчал. И хотя мы давно слышали эту историю и знали, что фальшфеер зажигал совсем не Адамыч, а помощник и что передает он факты не совсем правильно, никто не поправил старого боцмана.
Он обижался, когда его уличали в неточностях, и долго потом ничего не рассказывал, а мы любили его слушать.
5«Товарищ» шел по Черному морю. Мы подходили к турецкому порту Синоп. С борта были видны какие-то жалкие городские строения, тоненькие трубы, мелкие суда.
Сделав поворот оверштаг, мы пошли на северо-восток, дошли до берега и повернули на Феодосию.
Через двое суток парусник отдал якорь на Феодосийском рейде.
Здесь предполагался недолгий отдых после десятидневного плавания.
Сразу же спортивный сектор объявил соревнования по плаванию и прыжкам в воду.
Они начались на следующий день с утра, в тихую, безветренную погоду.
В заплыве на один километр блестящую победу одержала наша вахта. Костя Пантелеев, Коробов и Роман оставили далеко позади своих соперников. На короткой дистанции в сто метров все надеялись на меня, но я пришел только третьим. Все-таки по количеству очков наша вахта выиграла.
После заплывов приступили к соревнованиям по прыжкам в воду. Прыгали из трех мест, расположенных на разной высоте. Результаты подсчитывал старпом, отмечая, сколько человек из вахты ныряло и с какой высоты.
Настроение у меня портилось. Я украдкой поглядывал на фока-рей и думал: «Может быть, ребята забыли о том, что я хотел прыгать с фока? Да нет, недавно меня спрашивал Пантелеев, а я подтвердил. Хорошо, если бы со мной что-нибудь случилось сейчас. Ну, хоть легкий солнечный удар…»
Я боялся. С такой высоты мне прыгать еще не приходилось. Эх, дернуло же меня за язык!..
Первая вахта оканчивала прыжки. Сейчас начнут наши.
— Вторая вахта, на старт!
Один за другим бросались ребята в воду. Все меньше и меньше оставалось их в шеренге. Я стоял в стороне. Прыгнул последний — ловкий маленький одессит Ростовцев.
— Вторая вахта! Все, что ли? — спросил старпом, подсчитывая очки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Штурман дальнего плавания"
Книги похожие на "Штурман дальнего плавания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Клименченко - Штурман дальнего плавания"
Отзывы читателей о книге "Штурман дальнего плавания", комментарии и мнения людей о произведении.