» » » » Вольфганг Акунов - История Тевтонского ордена


Авторские права

Вольфганг Акунов - История Тевтонского ордена

Здесь можно купить и скачать "Вольфганг Акунов - История Тевтонского ордена" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство М. : Вече, 2012. — 320 с.: ил., год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вольфганг Акунов - История Тевтонского ордена
Рейтинг:
Название:
История Тевтонского ордена
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-9533-5257-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Тевтонского ордена"

Описание и краткое содержание "История Тевтонского ордена" читать бесплатно онлайн.



Немецкому ордену Пресвятой Девы Марии, более известному у нас под названием Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием «Ливонского ордена», никогда в истории не существовавшего), в отечественной историографии, беллетристике и кинематографии не повезло. С детства почти всем запомнилось выражение «псы-рыцари», хотя в русских летописях и житиях благоверных князей — например, в «Житии Александра Невского» — этих «псов» именовали куда уважительней: «Божии дворяне», «слуги Божии», «Божии ритори», то есть «Божии рыцари». При слове «тевтонский» сразу невольно напрашивается ассоциативный ряд — «Ледовое побоище», «железная свинья», «колыбель агрессивного прусско-юнкерского государства» и, конечно же, — «предтечи германского фашизма». Этот набор штампов при желании можно было бы продолжать до бесконечности. Что же на самом деле представляли собой «тевтоны»? Каковы их идеалы, за которые они готовы были без колебаний отдавать свои жизни? Пришла наконец пора отказаться от штампов и попытаться трезво, без эмоций, разобраться, кто такие эти страшные «псы-рыцари, не похожие на людей».

Книга издана в авторской редакции.






Если димидиус, или фамилиар, умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.

Кроме того, в тевтонском военно-монашеском братстве существовал институт орденских сестер, то есть монахинь, приносивших орденские обеты и проживавших в монастырях, подчинявшихся верховному магистру. Институт тевтонских орденских сестер угас в эпоху Реформации и был восстановлен лишь в XIX в. Для выполнения определенных работ (например, в госпиталях или орденских хозяйствах) разрешалось привлекать и особ женского пола, именовавшихся полусестрами (нем. «гальбшвестерн», Halbschwestem) — по аналогии с полубратьями Тевтонского ордена.

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРДЕНСКИХ СОСЛОВИЙ 

Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе его был — впервые за всю его историю — поставлен в качестве гохмейстера не брат-рыцарь, а католический священник. Более того, сам институт братьев-рыцарей в рамках Тевтонского ордена был ликвидирован, в результате чего резко повысился статус института фамилиаров. После Второй мировой войны гохмейстер стал практиковать посвящение членов ордена из числа его фамилиаров в «почетные рыцари» (рыцари чести, нем. «эренриттер»), но только за особо выдающиеся заслуги перед орденом Девы Марии.

Для справки: в настоящее время Тевтонский орден как таковой состоит только из братьев-священников, услужающих братьев, орденских сестер и фамилиаров. Только братья-священники (включая самого верховного магистра, также являющегося священником, а не рыцарем) сохранили право на старинный орденский белый плащ с черным крестом. Фамилиары же носят в торжественных случаях не белые, а черные плащи с нашитым напротив сердца черным крестом на белом щите. Черные плащи фамилиаров скреплены на груди белым, с черными полосками, шнуром тевтонских орденских цветов.

Надо сказать, что структура членов Тевтонского ордена на протяжении его более чем 800-летней истории была подвержена постоянным изменениям. Орден сам дал себе строгий устав, регулирующий общежительство, богослужение, служение ближнему и внутреннюю иерархию. Еще в начальный период своего существования в качестве странноприимного братства в Акконе «слуги Божьи» учредили пять филиалов в нескольких городах Святой земли — Газе, Яффе, Аскалоне, Раме и Замси. Затем Тевтонский орден основал целый ряд новых странноприимных домов вдоль маршрутов крестоносцев и паломников, ведших со всех концов Европы в направлении Средиземноморья и Палестины, в том числе госпитали в Верхней и Нижней Италии, Австрии и Богемии (Чехии).

После своего окончательного превращения в духовно-рыцарское братство Тевтонский орден стал быстро обрастать новыми владениями. На протяжении XIII в. ежегодно создавались все новые орденские комменды. К 1300 г. в составе орденских владений мариан насчитывалось уже около 300 комменд, разбросанных на огромном пространстве от Балтийского моря до Атлантического океана, от Швеции и до Сицилии. Так, например, в 1119 г. была основана комменда Зоннтаг в тогдашней Южной Штирии (находящаяся ныне на территории Словении), в 1200 г. — комменда Галле на реке Заале в Восточной Германии, в 1202 г. — комменда Боцен (Больцано) в Альто-Адидже (Южный Тироль), в 1204 г. — комменда Прага в Чехии, Вена и Троппау в Австрии, в 1209 г. — филиалы в Греции, в 1210 г. — в Баварии, в 1218г. — в Голландии, в 1225 г. — в Швейцарии, в 1228 г. — во Франции, а затем — комменды в Пруссии, Померании и Ливонии (Лифляндии), давшие начало компактному орденскому государству.

ОБ ОРДЕНСКОЙ ИЕРАРХИИ ТЕВТОНОВ

Структура владений Тевтонского ордена лишь в очень редких случаях совпадала с границами тогдашних феодальных государств. Каждое крупное орденское владение — провинция ордена — именовалось «бальяжем», или «баллеем», а стоявший во главе управления этой провинцией старший по званию рыцарь ордена носил титул «земский (земельный) комтур» (ланд-комтур). Для сравнения: у иоаннитов эта должность именовалась «бальи (байли, бейлиф)». В своей «Хронике земли Прусской» Петр из Дусбурга перечисляет семь земских комтуров (прецепторов) орденских провинций Ливонии, Пруссии, Тевтонии (Германии), Австрии, Апулии (Италии), Романии (Греции) и Армении (Киликии и Кипра), именуя их «семью столпами Дома Пресвятой Марии Тевтонской». Как уже упоминалось выше, мелкие раздробленные владения ордена, вкрапленные в территории соседних государств, и составные части бальяжей назывались «комтуриями», а их начальники — «комтурами».

Начальники отдельных комменд именовались «коммендаторами», или «комментурами», являясь, по сути дела, комендантами орденских замков (орденсбургов). Как уже упоминалось выше, в качестве совещательного органа при каждом коммендаторе имелся конвент, то есть совет, состоявший из всех входивших в гарнизон данного замка братьев-рыцарей Тевтонского ордена.

Каждый ландкомтур ежегодно совещался со своим ландкапитулом (советом вверенной ему орденской провинции). Если орденская территория была настолько крупной, что включала в себя несколько ландкомтурий (земских комтурств), то ее возглавлял упоминавшийся выше земский магистр (ландмейстер), управлявший этой крупной орденской провинцией, советуясь с соответствующим капитулом.

Сам гохмейстер управлял всеми орденскими территориями, совещаясь с созываемым раз в год Великим, или Генеральным, капитулом, о котором уже шла речь выше, при описании выборов верховного магистра. Наряду с Генеральным капитулом, при гохмейстере имелся, однако и еще один, не столь многочисленный, но постоянно действующий совещательный орган — совет пяти (гросс)гебитигеров (высших должностных лиц ордена, так называемых «Повелителей», или «Великих Повелителей»). В число этих (гросс)гебитигеров входили:

1) великий комтур — управитель орденского имущества, интендант и эконом, замещавший верховного магистра во время болезни или длительного отсутствия последнего;

2) верховный маршал (часто именовавшийся просто маршалом) — главный военачальник ордена;

3) верховный госпитальер (госпиталарий, по-немецки «шпиттлер», Spittler) — руководитель больниц, странноприимных домов и постоялых дворов ордена;

4) верховный ризничий (интендант, трапьер, драпьер, или, по-нашему, квартирмейстер), отвечавший за приобретение, изготовление и распределение всей одежды и вооружения;

5) и, наконец, тресслер (скарбник, или казначей), отвечавший за все вопросы финансового управления.

Эти (гросс)гебитигеры вместе с ландмейстерами составляли Генеральный капитул, а подчиненные ландмейстерам комтуры — их ландкапитулы. Но, конечно, не следует полагать, что все эти перечисленные выше высокопоставленные братья-рыцари Тевтонского ордена являлись чем-то вроде министров в современном понимании то есть, что, к примеру, маршал ордена был военным министром, госпитальер — министром здравоохранения, ризничий — министром снабжения и оборонной промышленности, а казначей — министром финансов. В действительности это было и так, и в то же время не совсем так.

Дело в том, что лишь в первоначальный период существования Тевтонского ордена, пока он действовал в основном в Сирии и Палестине, названия всех вышеперечисленных должностных лиц действительно соответствовали их роду деятельности. В период пребывания ордена в Святой земле гебитигеры действительно выполняли отраженные в их званиях функции в системе управления главным орденским замком. Но в эпоху выполнения орденом Девы Марии его крестоносной миссии в Пруссии ситуация в корне изменилась.

Так, например, должности госпитальера-шпиттлера и ризничего-драпьера (интенданта) со временем выродились в чисто почетные титулы.

Как правило, титул госпитальера Тевтонского ордена получал комтур города-крепости Эльбинг (польск. Эльблонг), а ризничего — комтур Христбурга (Кристбурга).

Маршал всегда являлся одновременно комтуром Кенигсберга. И в этом была определенная логика, был определенный практический смысл. Ибо именно кенигсбергский комтур обычно отвечал за координацию боевых действий против литовских язычников как наиболее серьезного противника. Будучи одновременно маршалом ордена, ему было проще выполнять задачи военного руководства. Великий комтур, как уже говорилось, являлся заместителем гохмейстера. И только тресслер был единственным из гебитигеров, у которого практическая деятельность соответствовала названию должности — он управлял важнейшими кассами орденского государства.

Все эти названия и титулы сохранились по сей день в тысячах старинных документов, надписях на памятниках и надгробных плитах и свидетельствуют о широком распространении владений Тевтонского ордена. Бурный рост орденских владений побудил гохмейстера, постоянно объезжавшего с инспекцией (визитацией) орденские земли и следившего за поддержанием повсюду надлежащего порядка, назначить себе в наиболее крупных орденских провинциях, например в Ливонии или Германии, не простых ландкомтуров, а своих постоянных заместителей в ранге наместников — так называемых «ландмейстеров» (или геермейстеров — войсковых магистров).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Тевтонского ордена"

Книги похожие на "История Тевтонского ордена" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вольфганг Акунов

Вольфганг Акунов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вольфганг Акунов - История Тевтонского ордена"

Отзывы читателей о книге "История Тевтонского ордена", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.