» » » » Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты


Авторские права

Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Наука, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты
Рейтинг:
Название:
Секты, сектантство, сектанты
Издательство:
Наука
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Секты, сектантство, сектанты"

Описание и краткое содержание "Секты, сектантство, сектанты" читать бесплатно онлайн.



В книге дан критический анализ современного сектантства в СССР. В ней рассказывается о тех процессах, которые происходят в сектантских объединениях под влиянием советского образа жизни, социального и научно-технического прогресса. Приводятся данные конкретных социологических исследований, подвергаются критическому анализу сочинения сектантских идеологов. Намечаются пути повышения эффективности атеистической пропаганды.






Констатируя, что сектантство более успешно прививается в сельской местности, многие советские исследователи отмечают, что в последние годы наблюдается процесс выравнивания распространения сектантской веры на селе и в городе. Это объясняется постепенным стиранием различий между деревней и городом в экономическом, культурном и бытовом отношениях, а также миграцией населения в город. Сельские сектанты, прежде всего молодое поколение, устремляются вместе с другими жителями села на крупные стройки, заводы и фабрики, вливаются в существующие в городах общины, которые более организованны, проявляют значительную активность.

В данном случае выявляется двусторонний процесс. С одной стороны, в городских общинах имеется больше возможностей для укрепления религиозности верующих, с другой же — в условиях города, состоя в крупных трудовых коллективах, верующие не могут не испытывать влияния среды, влияния секуляризациоиных процессов. Здесь создаются гораздо более благоприятные условия для преодоления их религиозных взглядов.

Подавляющее большинство членов сектантских общин, как показывают исследования, — это люди с невысоким общеобразовательным уровнем. Характеризуя данные исследований, проведенных в Закарпатской, Черновицкой, Ивано-Франковской областях, Н. А. Сафронова отмечает, что из 741 опрошенного члена сектантских общин 64 оказались неграмотными, 155 малограмотными, 339 имели начальное образование, 172 — семилетнее и только 11 — среднее[84].

Среди белорусских последователей евангельского христианства-баптизма неграмотные, малограмотные и имеющие начальное образование составляют 76,4 %, с образованием 5—7 классов — 11,6 %, окончившие 8—9 классов средней школы — 4,8 % и только 7,2 % имеют среднее и высшее образование[85]. Нужно отметить, что данные об уровне образования совпадают и при исследованиях, проведенных среди баптистов и среди православных; но при этом лиц со средним и высшим образованием в сектантских общинах гораздо больше.

Нельзя не обратить внимания на то, что у большинства членов сектантских общин нет никакого стремления к продолжению образования, повышению своего теоретического и профессионального уровня. Ведь с точки зрения идеологов любого религиозного течения, это не так уж нужно. Свободное время верующие должны посвящать молитвам, чтению «священных» книг, практически замыкаясь в сфере сугубо религиозных вопросов. И нет ничего удивительного в том, что из общего количества опрошенных членов общин евангельских христиан-баптистов только 4,1 % учатся[86].

Как уже отмечалось, в большинстве случаев верующие в нашей стране честно исполняют свои гражданские обязанности, за исключением наиболее фанатичных, прямолинейно толкующих тексты «священного писания» и делающих из них для себя крайние выводы. Отсюда возникает настоятельная потребность в типологическом разделении лиц, в той или иной мере участвующих в жизни сектантских общин, по уровню религиозности. Нам представляется наиболее приемлемым деление, предложенное М. К. Тепляковым. Он выделяет следующие группы:

1. Колеблющиеся между религией и атеизмом. К ним принадлежат люди, выражающие сомнения относительно существования бога, но допускающие наличие каких-то сверхъестественных сил. Для этих верующих характерно соблюдение религиозных обрядов, но они пассивны в распространении религиозных взглядов. Относятся они одинаково и к верующим и к неверующим, стремятся к самообразованию, прислушиваются к общественному мнению.

2. Убежденные верующие, для которых вера в бога стала сознательным убеждением. Однако эта группа верующих в большинстве случаев проявляет безразличие к догматическим тонкостям религиозного вероучения, часть из них стремится воспитывать детей в религиозном духе, но настойчивости не проявляет. Многие лояльно относятся к неверующим, принимают участие в общественной работе.

3. Фанатики представляют собой сравнительно небольшую группу верующих, отличающуюся слепой, безрассудной верой в бога. Они проявляют активность в распространении религиозных взглядов, религиозную нетерпимость, стремятся насильно навязывать близким, особенно детям, свою веру. В то же время они отгораживаются от общественной и культурной жизни, от коллектива[87].

Заслуживающее внимания деление верующих на типологические группы по степени их религиозности предлагает В. Г. Пивоваров в своей работе «На этапах социологического исследования» (Грозный, 1974), но это деление, как и предложенное М. К. Тепляковым, охватывает всех верующих, принадлежащих к различным религиозным направлениям. Между тем члены сектантских общин имеют свои особенности. Характерным признаком сектантства является принцип строгого членства. Поэтому проводить типологическое деление лиц, участвующих в богослужениях, в данном случае нельзя. Если в церквах можно встретить и верующих, и любопытствующих, и колеблющихся, то в богослужениях, совершаемых в молитвенных домах, как правило, принимают участие только члены секты.

Видимо, здесь типологическая группа, которая именуется «колеблющиеся между религией и атеизмом», не совсем приемлема. Можно говорить о большей или меньшей степени религиозной убежденности. И в рядах сектантов есть люди, испытывающие колебания между верой и неверием, что приводит их зачастую в конечном счете к разрыву с сектой. Но до поры до времени они своих сомнений не высказывают в отличие, например, от православных верующих. Поэтому выделить такую группу среди сектантов практически затруднительно. Однако в процессе исследования по некоторым косвенным данным можно уловить отдельные сомнения, возникающие у членов тех или иных общин. Но в применении к сектантству, думается, применимо условное понятие «умеренно верующие» вместо понятия «колеблющиеся между религией и атеизмом». Кстати, характеризуя эту группу, нельзя брать признак пассивности в распространении религиозных идей, ибо принцип «всеобщего священства», существующий в сектах, обязывает каждого верующего вести миссионерскую работу.

Думается, нуждается в дальнейшей разработке и типология, предложенная белорусскими исследователями, где в основу положена социальная активность верующих. На этой основе в упоминавшейся коллективной монографии «Баптизм и баптисты» выдвигаются следующие типы сектантов: антисоциальные, равнодушные, симпатизирующие и активные. На наш взгляд, при таком делении признак социальной активности становится доминирующим, вытесняя все другие признаки, а это может привести к далеко не точным выводам, ибо, хотя и имеется прямая связь между уровнем религиозности и социальной активностью, нельзя не учитывать и ряда других факторов, которые влияют на активность верующего, факторов сугубо психологических, связанных с определенными чертами характера того или иного верующего, и т. п. В силу этого и далеко не убежденные верующие могут по-разному проявлять социальную активность. Здесь, быть может, более приемлемой будет разработка типологии по уровню религиозной активности верующих, что в большей степени связано с уровнем религиозности верующих в целом.

Видимо, в сектантстве целесообразно выделить три группы верующих. К первой принадлежат члены общин, исполняющие предписания духовных пастырей, следующие уставу секты, но не проявляющие большой религиозной активности. Эти люди — их условно назовем умеренно верующие — во многом сомневаются, хотя далеко не всегда выражают свои сомнения, пытаются сами дойти до «истины». Они против крайностей, например, против самоизоляции верующих, против насильственного религиозного воспитания детей и подростков. Оставаясь под влиянием религиозной идеологии, они пытаются совместить религиозные принципы с «мирскими», зачастую руководствуются последними в своем поведении. Эта категория верующих в известной степени как бы находится на распутье. Атеистическую работу среди данной группы последователей религиозного сектантства можно проводить наиболее успешно.

Ко второй группе мы относим так называемых убежденных верующих. Вряд ли можно согласиться с утверждениями, что эти верующие, как правило, проявляют безразличие к догматическим тонкостям религиозного вероучения. Есть, конечно, и такие, но чаще всего убежденные сектанты хорошо знают и „священное писание“ и религиозную догматику. Ведь они следуют принципу ежедневно обращаться к Библии, присутствовать на всех проповедях, которые почти всегда основываются на библейских текстах. Естественно, они усваивают общие положения вероучения. Другое дело, что в тонкостях разобраться они могут не всегда, но „священное писание“ и прежде всего Новый завет знают.

Верующие третьей группы, так называемые фанатики, действительно, отличаются слепой, безрассудной верой в бога, проявляют религиозную нетерпимость, готовы делать крайние выводы из библейских текстов, стремясь к самоизоляции, к разрыву с «миром».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Секты, сектантство, сектанты"

Книги похожие на "Секты, сектантство, сектанты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Белов

Анатолий Белов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Белов - Секты, сектантство, сектанты"

Отзывы читателей о книге "Секты, сектантство, сектанты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.