Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Судьба Илюши Барабанова"
Описание и краткое содержание "Судьба Илюши Барабанова" читать бесплатно онлайн.
Дорогой друг!
Перед тобой третья, заключительная книга трилогии о революции писателя Леонида Жарикова.
Если в первых двух книгах — «Повесть о суровом друге» и «Червонные сабли» — перед тобой проходили вдохновенные события революционной поры, то здесь, в повести «Судьба Илюши Барабанова», автор рассказывает о том, в какой жестокой борьбе рождалась первая в мире Республика Труда, как было трудно утвердить власть рабочего класса.
В образах двух братьев — Илюши и Вани Барабановых, героев этой повести, отражена судьба тех первых комсомольцев, чьей кровью и жертвами победно утверждена на земле власть трудящегося человека — Советская власть.
— Какой диспут?
— Спроси их… Колотят и говорят: «Вот тебе за Георгия Победоносца! А это за богородицу!» Потом Шурик ка-ак стукнет меня палкой по голове: «За Иисуса Христа! Будешь знать, как надевать на господа бога валенки. Беги, пака цел…» А Фоня догнал меня и говорит: «А ну стой. Отвечай: есть бог или нет?» Я подумал и сказал: «Для кого есть, а для кого нету». Они засмеялись: «Косой, косой, а хитрый».
— Знаю, — воскликнул Илюша, — знаю, что такое диспут! Вчера дядя Петя говорил, что в городском театре будут спорить про бога. Одни — что он есть, а другие — нету. Чья возьмет — это и есть диспут.
— Скорее всего…
— А вот ты скажи мне, почему в церквах служба идет, как будто бог опять появился? Ведь его тогда отменили.
— Откуда мне знать, чудак-человек, — пожал плечами Степа.
— Степа, а что, если нам пойти на этот… диспут?
— Крестная не пустит.
— Убежим…
— Ладно, может быть, пойдем.
3Наконец настал день — в городском театре сошлись два враждебных лагеря: защитники бога и его враги, собрались не для примирения, а для борьбы.
В посланиях патриарха Тихона церквам было сказано: нельзя больше терпеть богохульства. Иначе не прекратятся насмешки и нападки на святую религию.
Дело дошло уже до того, что дочь священника отца Серафима Богоявленского отреклась от веры и ушла из родительского дома. Об этом было объявлено в большевистской газете «Коммуна». Девица писала, что ей стыдно за отца-священника, который скрыл церковные ценности, необходимые для спасения голодных детей. Весть об отречении девушки поразила духовенство, и газета переходила из рук в руки.
Если дочь священника восстала против самого господа, чего еще ожидать? Хорошо, что в уезде учинили суд над пятью богохульниками, правильно сделали, что утопили их в Оке. Бог учил: «Приведите ко мне тех, кто не хочет, чтобы я царствовал над ними, и убейте их предо мною».
Афиши оповещали жителей города о том, что в диспуте «Есть ли бог?» могут принять участие все желающие. Докладчиком от губкомпарта назначен Азаров. Против него выступят представитель духовенства иеромонах Антоний, а также руководители старообрядческой церкви и всех религиозных общин.
Задолго до начала у входа в театр выстроились очереди. Зал не мог вместить всех, кто пришел.
А комсомольцы весело шагали мимо стены врагов и, словно не замечая их, пели:
Карла Маркса поп читает,
Чум-чура, чура-ра!
Ничего не понимает,
Ку-ку, ха-ха!
Проходя мимо городского базара, комсомольцы дружно грянули:
Посмотрите, как нелепо
расплылася рожа нэпа,
Ап-чхи!
В театр они входили строем по двое в ряд. В зрительном зале заполнили все передние ряды и по сигналу перестали петь.
Обстановка здесь была чужая: на пустой сцене вместо привычного стола для президиума одиноко торчала тумба, похожая на церковный аналой. Нигде не видно портретов вождей революции.
Монахи в островерхих бархатных скуфьях, задрав полы ряс, пробирались между рядами, отыскивая свободные места. Церковники держались надменно, подчеркивая презрение к своим противникам.
Комсомольцы с интересом присматривались к духовным пастырям. Митя Азаров держал под мышкой стопку книг со множеством закладок — готовился разить церковников изречениями из трудов Карла Маркса, Фейербаха и Энгельса.
Друзья подшучивали над Митей:
— Зачем столько книг приволок?
— Если слово не поможет, я этими книгами буду колотить попов. Они меня крестом били, а я их Карлом Марксом…
Возле театра шумела и волновалась толпа. Илюша и Степа стояли у входа. Ребята искали кого-нибудь из комсомольцев, чтобы пройти с ними, но в суете никого не могли найти.
Диспут уже начинался, когда в окружении черных монахинь и богомольцев к театру пришел юродивый. Его называли святым Фофаном и говорили, будто он хочет выступать на диспуте.
При появлении «святого» многие в толпе стали креститься, а кое-кто упал перед ним на колени, прося благословить.
На его рубище и грязные косматые волосы, закрывавшие глаза, неприятно было смотреть. Юродивый с трудом передвигал ноги. Две монахини вели его под руки.
— Степа, это тот самый Фофан?
— Кажись, он. Я его только один раз видел… в гробу.
— Как в гробу? Почему?
— А так. Он живет в келье, а на ночь ложится в гроб.
— Зачем?
— Зачем, зачем… Спит в гробу, взял себе муку такую…
Контролеры у дверей растерялись, не зная, пускать юродивого или нет.
— Куда вы это чучело ведете? Его в бане надо мыть…
За Фофаном в театр устремились и другие. Милиционер уговаривал толпу:
— Товарищи, поимейте совесть, там же дыхнуть нечем. Не напирайте!
Илюша подошел к женщине-контролеру и сказал с упреком:
— Святого пропустили, а нас не хотите…
Она улыбнулась:
— Он святой, а ты кто?
— Мы безбожники, — неожиданно для самого себя выпалил Илюша и покосился на Степу.
Тот молчал, потом тоже стал просить:
— Тетенька, пропусти…
— Разве и ты безбожник? — спросила она у Степы. — Я ведь знаю тебя. Ты в церкви Василия Блаженного прислуживал.
— Он уже не ходит туда, — заступился Илюша. — Это он раньше ошибался.
Наконец женщина сжалилась над ребятами и пропустила их на самую верхотуру, на галерку, где было тесно и душно.
4Едва ребята протиснулись на галерку, как их оглушил взрыв смеха. Не зная, что происходит в зрительном зале, Илюша глянул через барьер и увидел на сцене человека в длинном черном подряснике. Над ним потешались зрители. У старичка был всклокоченный вид, он потрясал Евангелием, но ему не давали говорить.
В зрительном зале поднялся с места Пашка Булочкин и, обращаясь к дьячку, спросил:
— Папаша, скажи: правда, Иисус Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек?
— Правда.
— И они все съели или осталось что-нибудь?
— Согласно Святому писанию, — ответил дьячок, не догадываясь о подвохе, — Иисус Христос повелел ученикам собрать куски, чтобы ничто не пропадало.
— Много было кусков-то?
— Двенадцать коробов.
Чувствовалось, что люди в зало сдерживали смех, а паренек с невинным видом продолжал спрашивать:
— Ну и что сделали с этими кусками?
— Доели! — крикнул кто-то в зале.
Из-за смеха не было слышно, что ответил дьячок, и он, махнув рукой, ушел со сцены.
Примостившись вдвоем на одном стуле, Илюша и Степа рассматривали публику в зале, узнавали знакомых. Вон сидит Синеус — завшколой Борис Иннокентьевич. Справа от него — Подагра Ивановна.
Гога о чем-то шептался с Полем и еще каким-то человеком в полувоенном френче.
На галерке сидели скауты. Кто-то из них запустил в Илюшу надкусанной картошкой, но он был весь поглощен тем, что происходило в зале, и не повернул головы.
Наконец на сцену поднялся священник в высоком черном клобуке. Должно быть, это и был иеромонах Антоний. Настороженная тишина воцарилась в зале. Священник поднялся на трибуну, и голос его зазвучал спокойно и величественно:
— Святое Евангелие гласит: «Любите враги ваша, благословите клянущие вы, творите добро ненавидящим вас». Вот почему мы пришли сюда: чтобы говорить с теми, кто заблудился и предал бога забвению. Вы спрашиваете: есть ли бог? Человечество искало и томилось, пока не нашло Христа — абсолютного начала бытия. Оно и сейчас жаждет бога и его правды. Ваше неверие не есть отмирание религиозного чувства, а всего лишь болезнь. Неверующая молодежь поет «Долой монахов». Они думают, что этим отменяют бога. Но это ни о чем не говорит, кроме невежества, и не доказывает победы атеизма…
В той части зала, где собрались защитники церкви, послышался одобрительный гул. Священник подождал, пока станет тише, и продолжал:
— Мы не спорим: религия для многих перестала быть первой необходимостью в жизни. Несмотря на это, мы утверждаем, что современный атеизм не есть победа неверия. Религия может быть оттеснена — власть ваша. Но верующие будут хранить в своем сердце религиозное чувство, ибо оно неистребимо!..
Последние слова иеромонаха были встречены взрывом аплодисментов и восторженными криками тех, кто пришел защищать церковь.
— Вот гады, смотри, как попу хлопают, — сказал кто-то.
Обернувшись, Илюша узнал Пашку Булочника, известного безбожника, который во время комсомольского карнавала изображал божью матерь.
С галерки было хорошо видно, как бил в ладоши Поль, как радостно улыбался Борис Иннокентьевич и тоже незаметно аплодировал, а сам озирался по сторонам — не следит ли кто-нибудь за ним, ведь он заведует советской школой!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Судьба Илюши Барабанова"
Книги похожие на "Судьба Илюши Барабанова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Жариков - Судьба Илюши Барабанова"
Отзывы читателей о книге "Судьба Илюши Барабанова", комментарии и мнения людей о произведении.