» » » Алексей Бычков - Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян


Авторские права

Алексей Бычков - Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Бычков - Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Мистика, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Бычков - Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян" читать бесплатно онлайн.



Впервые на русском языке издается книга, в которой столь полно представлены персонажи славянских мифов. По количеству собранного иконографического материала это издание просто уникально. В нём воссоздана целая галерея языческих богов древних славян.

Содержит огромное количество иллюстраций.






Согласно христианской традиции, наличие у русских Библии датируется 860 годом. И всё же христианство, несмотря на 11 веков своего развития и борьбы против язычества, не смогло заглушить в народе древние, языческие верования, ибо слишком крепка была сила живших в нём языческих преданий, сила воображения. Сохранив главные черты своего быта, народ не мог отказаться от унаследованных от своих предков древних верований.

«Прежнее мировоззрение народа с водворением в нём христианства не умерло, но, более или менее изменяясь под влиянием времени и иных, новых, условий жизни, продолжало и по сие время продолжает жить в народе. То, что прежде называлось верой, ныне носит название суеверия, в сущности же и то и другое почти не представляет различия» (Фаминцын).

Раньше верили, что по весне Дый превращается в кукушку и тому, кто его впервые слышит, предсказывает своим кукованием количество отпущенных лет жизни. И поныне мы считаем Дыевы года, услыхав в лесу кукушку.

За защитой от несчастий обращались к Перуну, стуча по дубу. И поныне стучат по дереву «на всякий случай», молятся Богоматери и пекут блины на Масленицу, несмотря на то, что блины — символ языческого бога солнца.

Деятели христианской церкви в немалой степени сами, хотя и поневоле, способствовали сохранению в народе его древнего миросозерцания: исходя из практического взгляда, что новое учение не могло бы привиться в народе; если бы не представляло с учением языческим многих общих черт. Они заботились лишь о замене в обращаемом в христианство народе понятий языческих сходными с ними понятиями христианскими, имён богов языческих — именами христианских святых.

Славянские боги. Хроника Гельмольда


Церкви строились преимущественно на месте языческих святынь, праздники христианские справлялись в дни празднования языческих праздников — и народ постепенно переносил понятия о своих древних богах на новых христианских святых. Мокошь стали называть Параскевой, Велеса — Власием, Перуна — Ильёй «Пророком. При этом число христианских святых и угодников божиих, исполнявших функции языческих богов, превысило количество богов языческих. Происходила специализация святых — одни отвечали за благополучие скота, другие — за безопасность на море, третьи — покровительствовали молодожёнам и т. д.

Параллельно с этим и языческие боги продолжали жить, происходило самое пёстрое смешение воззрений христианских с языческими. Этот период мы называем периодом двоеверия, когда народ, помолившись в церкви христианским святым, шёл в языческий храм молиться богам языческим. Такая практика описана М.Забылиным в 1880 году, когда прихожане после молебна Деве Марии шли приносить дары Божуне.

Причём идолы Бога и Божуни находились по соседству с церковью и церковный староста после окончания обряда жертвоприношения забирал в пользу церкви дары языческим истуканам. Несмотря на поучения против служения языческим богам, запрещения попам участвовать в таких молебнах, языческие боги почитались, старые традиции соблюдались, даже попы продолжали практику молений под деревьями, исполняя по сути языческий обряд.

В наше время крайне сложно отличить персонажи языческие и христианские.

Лешие и домовые, черти и бесы — они чьи? Христианские или языческие? А русалки, упыри, водяные, призраки? Вера в Бога, Отца Мира, его создателя — она присуща как язычникам, так и христианам. И лишь одно отличает христианство от язычества — вера в Спасителя, который за людей искупает все их грехи. Язычники за свои грехи предпочитали отвечать сами, ничего не сваливая на Христа. Но всё-таки христианство оказало большое влияние на язычество — борьба с языческими богами привела к ослаблению веры в богов — всех богов.

Мифы о богах переходят из разряда священных знаний в разряд бытовых представлений. Мифы начали рассказывать детям, причём эти мифы пришлось адаптировать для понимания ребёнком — так постепенно из мифа родилась сказка. Солнечный бог Сотворь превратился в Колобка: Сотворь, родившись утром, весь день воевал со своими врагами и ночью пропадал в море, и Колобок, родившись утром, весь день уходит то от волка, то от медведя, но напоследок гибнет из-за хитрости лисы. В сказки переселились Яга и Кощей, русалки и черти, лешие и Змей Горыныч. Большинство волшебных сказок произошло именно таким образом, жаль только, что не всегда мы можем проследить эти метаморфозы. О глубине исторической памяти может свидетельствовать Сказка о бое на Калиновом Мосту — описание охоты на мамонта. Вот в какую глубину времён уводит нас русская народная сказка.

Многие почему то считают, что о славянском язычестве почти не сохранилось свидетельств. Но это отнюдь не так. С IX века такие сведения постоянно оставляли как европейские, так и азиатские авторы. К сожалению, книг, написанных языческими авторами-славянами, почти не сохранилось. И это понятно. Церковь, борясь с язычеством, уничтожала всё, что могла, лишь бы искоренить языческую культуру, то есть исконную славянскую культуру.

Но всё же справиться с этой задачей в полной мере так и не удалось. Один из самых знаменитых памятников литературы Древней Руси — «Слово о Полку Игореве», где нет и намёка на христианство и названы лишь языческие боги, — в наше время входит в сокровищницу русской литературы. Но и она дошла до нас лишь потому, что написана не о богах, а о князьях и их подвигах — тема, приемлемая для Церкви.

К сожалению, старые русские книги, в которых речь идёт о языческих богах, написаны не теми, кто хотел бы сохранить о них память, а теми, кто хотел бы эту память искоренить. Поэтому для воссоздания мифов приходится опираться большей частью на сообщения иностранцев, которые с интересом всматривались в нашу жизнь и описывали как можно подробнее всё, что они видели, а также на археологические материалы и исследования этнографов.

В наше время книги, посвящённые славянскому язычеству, вызывают немалый интерес, их выходит достаточно много, но часто они написаны непрофессионалами, которые путают имена богов и их изображения, иногда просто фантазируют из-за незнания предмета. Поэтому я попытался собрать воедино все сведения о языческих богах из книг XV — начала XIX вв, большей частью на русский язык не переводившихся, а также все доступные мне изображения славянских богов из этих книг. Большую помощь в сборе иконографического материала оказал сотрудник Отдела рукописей Румянцевской библиотеки г. Москвы Виктор Иванович Лосев.

Так что перед вами уникальное издание, где под одной обложкой собраны сведения немецких и польских, арабских и иранских, итальянских и французских путешественников, их зарисовки и гравюры из книг, посвящённых славянской культуре. Здесь приведены и изображения статуэток, найденных при археологических исследованиях. Одним словом, такой объём информации по данному предмету на русском языке никогда ещё не выходил из печати. Этим я вполне заслуженно могу гордиться, но, вероятно, читатели обнаружат ошибки и спорные трактовки, без которых обойтись в столь сложном деле вряд ли возможно. Будем надеяться, что с помощью читателей удастся внести некоторые поправки в текст, а также расширить иконографический материал — восполнить изображения и тех богов, которые мне не удалось отыскать.

О ХРАМЕ РАДЕГАСТА В ГОРОДЕ РЕТРА

У западных славян было два особо почитаемых храма: самым знаменитым был храм бога Святовита в городе Аркона на острове Руян, а вторым по значению — храм бога Радегаста в городе Ретра в земле племени ободритов. Этот храм бога Радегаста славился благодаря своему оракулу.

Город Ретра был треугольной формы, снабжённый тремя воротами и со всех сторон окружённый тщательно оберегаемой местными жителями священной рощей. Двое из этих ворот были доступны каждому, кто желал войти в город. У третьих ворот, расположенных с восточной стороны, находилось искусно построенное из дерева святилище, покоившееся вместо фундамента на рогах зверей.

Изображение бога Радегаста из хроники Bothon'a. 1492 г.


Наружные стены храма украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов, страшных на вид, так как они снабжены были полным вооружением и одеты в шлемы и латы. И лишь один бог был совершенно нагим, даже срамные части его ничем не были прикрыты, — этот идол принадлежал самому Радегасту. На подножии каждого истукана по-славянски было написано его имя. В храме находилось большое количество посвящённых богам предметов, которые были подарены храму не только славянами, но и соседними народами. Здесь же находились и знамёна славянского племени ободритов с изображениями их богов. Знамёна выносились из храма только при уходе на войну, — несли знамёна пешие воины. Сколько было в стране областей, столько же было храмов и кумиров, но ретрский храм у ободритов пользовался особым почитанием и уважением.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян"

Книги похожие на "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Бычков

Алексей Бычков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Бычков - Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.