Михаил Шахнович - Человек восстает против Бога

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек восстает против Бога"
Описание и краткое содержание "Человек восстает против Бога" читать бесплатно онлайн.
Книга профессора, доктора философских наук М. И. Шахновича рассказывает о том, что такое религия, какова ее роль в современном мире; знакомит с историей атеистической мысли, с развитием и формированием научных знаний в борьбе против религиозных суеверий.
Возмущенный Ваня выбежал из церкви. А вечером сказал отцу:
— У тебя не церковь, а сумасшедший дом на свободе. Ты колдун, а не наставник. Лечить надо больных женщин, измученных непосильным трудом, избитых мужьями-пьяницами, а ты укрепляешь веру в чертей.
— Бунтовщик! — кричал отец. — В тебя самого вселился дьявол. Христос изгонял злых духов из бесноватых, загнал бесов в стадо свиней.
— Сказки. Никогда не буду бесогоном.
— Прокляну, если не станешь священником. Твои предки — дьячки да пономари. Отец мой был пономарь, а дед твой по линии матери — священник. Все родственники принадлежат к духовному сословию.
Отец Петр еще не знал, что скоро два его брата — оба священники — будут лишены духовного звания за отрицание веры в бога.
Ваня ушел с последнего курса семинарии, не сдавая выпускного экзамена, и уехал в Петербург, чтобы поступить в университет.
Впоследствии великий физиолог Иван Петрович Павлов писал: «Я сам рационалист до мозга костей и с религией покончил в 14–15 лет. Когда стал читать разные книги… я был поражен реальностью и силой мысли Писарева… Я в бога не верю, никогда не молюсь… Человек сам должен выбросить мысль о боге».
В январе 1931 года во время пребывания Павлова в Лондоне к нему обратился союз евангельских христиан с просьбой заполнить анкету об отношении к религии. Эта анкета с ответами Павлова сохранилась:
«Признаете ли Вы существование сверхъестественных сил?
Нет, не признаю.
Считаете ли Вы, что наука отвергает веру в бога?
Да, отвергает.
Верите ли Вы, что душа человека продолжает жить после смерти его тела?
Нет, не верю».
Анафема
В марте 1901 года законоучитель отец Савелий вошел в восьмой класс гимназии и сказал:
— Святейший правительствующий Синод двадцатого февраля предал анафеме богоненавистника Льва Толстого.
Священник стал громко читать «Определение Синода»:
— «Известный миру писатель…дерзко восстал на господа…посвятил свою литературную деятельность распространению в народе учений, противных Христу и церкви…»
Отлучение Толстого от церкви заинтересовало старшеклассников. Они достали нелегальные издания сочинений Толстого. В брошюре «О существующем строе» писатель предсказывал, что «уничтожиться должен строй капиталистический и замениться социалистическим».
На одном из уроков законоучитель узрел у какого-то гимназиста толстовский «Ответ Синоду». Великий критик церкви писал: «Я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства. Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов… Ужасно, что люди обманывают не только взрослых, но имея на это власть и детей».
На следующий день после уроков старшеклассников построили в ряды и повели в гимназический зал. Директор сердито заявил:
— Законоучитель сообщил мне: многие гимназисты читают то, что читать нельзя, а поэтому получат «волчий билет», будут исключены из гимназии без права поступления в другую…
Через несколько дней, когда законоучитель вошел в восьмой класс, он увидел на доске картинку, нарисованную мелом. Под рисунком было написано: «Как мыши кота хоронили». Огромный кот имел львиную гриву, а одна из мышей очень напоминала отца Савелия.
От звонких голосов гимназистов в классе дребезжали стекла. Текст анафемы ученики читали наоборот:
— Отрицающим бытие божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен, и все в нем без промысла божия бывает, отрицающим святую троицу, не верящим в святого духа и бессмертие души, помышляющим на бунт против православного государя многая ле-е-е-та-а-а-а!
Затем последовало дополнение:
— Душегубец малых детей, иже еси доносчик Савелий да будет проклят во веки веков! А-на-фе-ма! Льву Толстому многая ле-е-е-та-а-а-а!
«Считать отпавшим от православия…»
В 1910 году на железнодорожной станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой. За несколько часов до смерти он диктовал своему другу: «В догматы церкви теперь не верит ни один гимназист. Еще ходят в церковь, но очень скоро эта вера рухнет».
После смерти Толстого Синод собирался рассмотреть предложение Всероссийского съезда миссионеров-священников об отлучении от церкви 166 русских ученых, писателей и поэтов во главе с Максимом Горьким за вольнодумство.
В начале 1912 года известный математик А. А. Марков заявил репортерам газет: «Синод предлагает отлучить от церкви многих ученых. Я решил опередить его…»
31 октября 1912 года состоялось заседание членов Синода. Обер-прокурор Синода В. К. Саблер докладывал митрополитам и епископам:
— По указу его императорского величества..
Он взглянул на пустующее бархатное кресло с вензелем Николая II, поставленное для царя во главе длинного стола, за которым заседали члены Синода, и продолжал:
— …Двадцать четвертого февраля тысяча девятьсот двенадцатого года слушалось прошение академика Андрея Андреевича Маркова об отлучении его от церкви ввиду того, что он отрицательно относится к сказаниям, лежащим в основании еврейской и христианской религий, не усматривает существенной разницы между иконами и идолами и «не сочувствует православной вере, как и всем религиям». Святейший правительствующий Синод приказал преосвященному митрополиту петербургскому сделать распоряжение о преподании просителю пастырских увещаний и вразумления.
Митрополит петербургский Антоний прервал обер-прокурора:
— Владимир Карлович, мною предписано было протоиерею Философу Николаевичу Орнатскому посетить Маркова, чтобы дать ему пастырское наставление, но он отказался беседовать с протоиереем. — Митрополит добавил: — Вот секрет ная справка полиции. «Во время пребывания в последнем классе гимназии Андрей Марков был едва не исключен из нее за подстрекательство к бунту против уроков закона божия. Давал своим товарищам читать статьи Чернышевского и Писарева. В тысяча девятьсот первом году протестовал против отлучения заблудшего графа Толстого от церкви. Был временно отстранен от должности профессора Петербургского университета за отказ помочь правительству в искоренении беспорядков, чинимых студентами.»
А. А. Марков.
— Математики — все еретики, — заметил митрополит екатеринославский Агапит. — Профессора Осиповского уволили с должности ректора Харьковского университета за безбожие. Его любимый ученик Остроградский не получил ученой степени, потому что не посещал богословские лекции.
— Врачи еще хуже математиков, — сказал митрополит киевский Флавиан. — Знаменитый хирург Пирогов потребовал отменить такие лекции для студентов, так как богословие не может удовлетворять требования науки. Оно, мол, всегда будет в противоречии с ней. А что Пирогов писал в «Дневнике старого врача»? «Ум разъедает оплот веры». Отвергает священное писание как исторический документ. «Спаситель ничего не оставил нам документального в научно-историческом смысле». Каково?
— Мне рассказывали, — прервал Флавиана петербургский митрополит Антоний, что Пирогов заявлял: «религия везде для всех народов была только уздой… а попы и жрецы помогали затягивать узду».
— А известный ученый Илья Ильич Мечников? — вспомнил митрополит Флавиан. — Когда Ильюшке было девять лет, читал безбожные лекции детворе в селе Панасовка Харьковской губернии, а чтобы они не разбегались, платил каждому слушателю по две копейки. Мечников, когда учился в Харьковской гимназии, сочинение на вольную тему написал об отсутствии бога, за что получил прозвище «Мечников — бога нет». Анафематствовать надо богохульников!..
— Требуется осторожность, — заметил обер-прокурор. — Марков — академик, заслуженный профессор Петербургского университета. Ввиду того, что академик Марков остался непреклонным в своем желании быть отлученным от церкви, считать его отпавшим от православия. Уведомить об этом министра народного просвещения и петербургского градоначальника. Пусть примут меры…
В ноябре 1912 года Марков заявил репортерам газет:
— Исключат ли меня со службы, выгонят ли из академии и университета — об этом я думать не желаю. Сделал так, как считаю себя по совести обязанным сделать.
Газета «Правда», руководимая Лениным, поддержала ученого. Она опубликовала заметку о нем: «Отказ А. А. Маркова от религии».
Великий учитель
В семье Ульяновых воспитывали у детей любовь к научным знаниям, уважение к труду. Володя Ульянов никогда не испытывал суеверных страхов. В деревне Кокушкино, где летом жили Ульяновы, дети очень боялись ходить за водой к ключу, находившемуся вблизи того места, где некогда был ограблен и убит лесник. Один из сверстников Володи, живший в этой деревне, рассказывал: «Володя был чужд всякого суеверия и смело предлагал идти за водой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек восстает против Бога"
Книги похожие на "Человек восстает против Бога" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Шахнович - Человек восстает против Бога"
Отзывы читателей о книге "Человек восстает против Бога", комментарии и мнения людей о произведении.