» » » » Эрнест Геллнер - Нации и национализм


Авторские права

Эрнест Геллнер - Нации и национализм

Здесь можно скачать бесплатно "Эрнест Геллнер - Нации и национализм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Прогресс, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрнест Геллнер - Нации и национализм
Рейтинг:
Название:
Нации и национализм
Издательство:
Прогресс
Год:
1991
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нации и национализм"

Описание и краткое содержание "Нации и национализм" читать бесплатно онлайн.



ГЕЛЛНЕР (Gellner) Эрнест (1925–1996) — профессор социальной антропологии Кембриджского университета, член Британской академии, почетный член Американской академии наук и искусств. Раскрыл роль методологической переориентации, совершенной Б. Малиновским для социальной аитропологии. Показал, каково значение позиции Л. Витгенштейна для философской мысли всего нашего столетия. Осн. работы: «Words and Things» (1959, рус. пер. «Слова и вещи. Критический анализ лингвистической философии и исследование идеологии», (1962), «Muslim Society» (1981), «Nations and Nationalism» (1983, рус. пер. «Нации и национализм», 1991), «State and Society in the Soviet Thought» (1988), «Plough, Sword and Book. The Structure of Human History» (1988) и др.


В книге «Нации и национализм» (1983) Геллнер критикует марксистскую теорию исторических формаций, основанную на определяющей роли экономики по отношению к социальной организации, и предлагает совершенно иную периодизацию истории, напоминающую скорее структуралистскую концепцию традиционных и современных обществ (см. К. Леви-Строс; Этнология), лишает понятие нации какой-либо предметной, материальной основы (территории, хозяйства, языка, культуры) и определяет ее исключительно через сопричастность, солидарность, добровольную идентификацию и разделяемое противопоставление. Так же и национализм он считает не врожденным или усвоенным чувством, а прежде всего политическим принципом, который требует совпадения политических и национальных единиц.






7. Брамины — жреческая каста в индуизме. Ответственны за исполнение храмовых жертвоприношений и другие ритуальные церемонии, а также изучение и передачу знания священных текстов Веды.

8. Мамлюки, мамелюки — военная каста из невольников тюркского, черкесского и грузинского происхождения, составлявшая гвардию султанов династии Эйюбидов в Египте в 1171–1250 гг. С 1250 по 1517 г. правили Египтом, превратившись в дворцовую аристократию и выдвигая из своей среды верховных правителей. В 1811 г. были истреблены турецким правителем Египта Мухаммедом Али.

9. Джихад — в мусульманской религии и идеологии — "священная война" против неверных. Термин широко используется в этом значении современными исламскими радикальными группировками.

10. Пребенда — в системе феодального государства вознаграждение представителями знати или дворцовой бюрократии в виде денежных до ходов или натуральной продукции с определенного хозяйства или территории в составе области, выделенной им в управление.


III.

1. "Протестантская этика и дух капитализма" — наиболее известное сочинение Макса Вебера (см. примечание 1 к главе 1).

2. Юм Дэвид (1711–1776) — английский философ, историк, экономист, автор "Трактата о человеческой природе" (1748), многочисленных сочи нений на философские, общественно-политические и морально-этические темы.

3. Камерон из Лохиеля — шотландский феодал, живший в первой половине XVIII в. в горной части Шотландии к северу от г. Глазго. Известен своим жестоким управлением, основанным на старинных шотландских принципах, которые вы глядели крайним анахронизмом для общества XVIII в.

4. Смит Адам (1723–1790) — английский экономист, основатель западноевропейской политической экономии нового времени. Его главное сочинение — "Исследование о природе и причинах богатства народов".

5. Дюркгейм Эмиль (1858–1917) — французский философ и социолог.

6. Янычары — замкнутая военная каста в Османской империи на основе которой с XIV в. формировались регулярные пехотные полки турецкой армии и дворцовая охрана. Полки янычар были распущены султаном Махмудом II в 1826 г.

7. Экзогамия — принятое в социальных науках обозначение правил и норм, запрещающих браки в пределах одной общественной группы (рода, фратрии, касты, социального слоя и т. п.) и предписывающих браки только с представителями другой группы.

8. Бернстайн Бэзил (1924) — профессор социальной психологии в Институте образования Лон донского университета. Автор ряда широко известных работ по теории обучения, роли социальных различий в процессе получения образования.

9. Беблен Торстейн (1857–1929) — американский экономист и социолог. Его самая известная работа — "Теория праздного класса" (1899) — выдержала множество изданий и оказала огромное влияние на американскую и западноевропейскую политэкономию первой половины XX в.


IV.

1. Синтоизм (шинто) — общее название многочисленных японских обрядов и религиозных предписаний, в основе которых лежит культ пред ков. С конца XIX в. и до 1945 г. синтоизм считался государственной религией Японии.

Квакеры ("Общество друзей") — секта/направление протестантизма, возникшее в Англии в середине XVII в. во главе с проповедником Георгом Фоксом. Спасаясь от преследований, квакеры эмигрировали в Америку, где до сих пор сохраняются их общины, особенно в Пенсильвании и северо-восточных штатах Новой Англии.

2. Популярная среди лингвистов цифра 8000 языков, якобы существующих сейчас в мире (иногда называют 4–5 тыс. языков), весьма условна, поскольку при этом не оговаривается граница между самостоятельными языками и диалектами. При таком подходе около 2 тыс. языков распространены среди папуасов Новой Гвинеи и еще около 2 тыс. — среди австралийских аборигенов.

3. Здесь имеется в виду, что подавляющее большинство современных шотландцев утратило свой родной язык и говорит по-английски. Лишь небольшая часть — так называемые гэлы, или хайлендеры ("горцы" — около 100 тыс. чел.), живущие в горных районах северной Шотландии, — сохраняет гэльский, или ирский, язык, близкий к ирландскому.

4. Вряд ли можно признать эти подсчеты в полной мере корректными из-за очень плохого представления современной науки о реальном числе языков во многих районах мира (см. прим. 2). Языков действительно больше, чем народов, и намного больше, чем государств, но вряд ли здесь возможны какие-либо математические соотношения.

5. Берберы Марокко — группа близкородственных народов (шлех, тамазигт, рифы и др.), общей численностью около 5 млн. чел., говорящих на языках берберской группы. Живут в горных районах и оазисах Сахары.

6. "Нет орхидей для мисс Блэндиш" — роман американского писателя Дж. Хадли Чейза (первое издание 1931 г.), пользовавшийся большой популярностью в 30 — 40-е годы.

7. Диакритические знаки — особые дополни тельные символы (точки, черточки и т. п.) в бук венных системах некоторых языков над или под буквами, которые меняют их звучание или обозначают пропущенные на письме звуки.


V.

1. Аватары (на санскрите — "спускающийся") — в индийской мифологии формы воплощения бога Вишну, в которых он время от времени спускается на Землю. Известны девять аватар Вишну (самые знаменитые из них — Рама и Кришна); в десятой аватаре — Калки — Вишну должен разрушить этот мир и создать новый.

2. Вотан (скандинав. Один) — в древнегерманской мифологии верховное божество, бог войны, ветра и бурь. Образ Вотана был использован в 30-е годы нацистской пропагандой для создания но вой "арийской" идеологии с восхвалением древне-германского язычества.

3. Руританцы и мегаломанцы — вымышленные этнические группы, используемые автором для описания этнических процессов и зарождения национализма в Центральной и Восточной Европе.


VI.

1. Энтропия — изначально: физическая вели чина, характеризующая тепловое состояние тела или системы тел. Сейчас термин широко используется в философии и социальных науках для обо значения степени неупорядоченности в закрытых природных или социальных системах.

2. Ирредентизм (от итал. irredento — неосвобожденный) — политическое и общественное движение в Италии в конце XIX — начале XX в., выступавшее за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским на селением (Триест, Трентино и др.).

3. Квебек — провинция в Канаде с преобладающим франкоязычным населением; центр движения франкоканадцев за национально-культурную и административную автономию.

4. Иболенд — юго-восточная часть Нигерии, населенная народом ибо; область сепаратистского движения в 60-е годы, которое привело к про возглашению независимой Республики Биафра и гражданской войне в Нигерии в 1966–1969 гг.

5. Руанда и Бурунди — небольшие государства в Восточной Африке. Их население состоит из трех социальных слоев с резко выраженными антропологическими различиями: скотоводческой аристократии тутси, отличающейся очень высоким ростом; основного земледельческого населения хуту и потомков низкорослых охотников-собирателей — пигмеев-тва.

6. Итон, Итонский колледж — одно из наиболее престижных и привилегированных средних учебных заведений в Великобритании, куда принимаются в основном выходцы из аристократических семей. Основан в 1440 г. в г. Итон.

7. Кабилы (от араб. "кабила" — племя) — народ, живущий в горных северных и центральных районах Алжира, численностью около 2,5 млн. чел. Говорят на языках берберской группы. Длительное время сопротивлялись арабскому влиянию; в XIX–XX вв. оказали ожесточенное сопротивление французскому колониальному господству в Алжире.

8. Имеется в виду длительный конфликт между представителями протестантской и католической общин в Северной Ирландии (Ольстере), обострившийся в конце 60-х годов и вызвавший введение в 1972 г. английских войск для предотвращения междоусобных столкновений.

9. Босния — историческая область в Югосла вии, ныне — Социалистическая Республика Босния и Герцеговина в составе СФРЮ. Длительное время (до 1878 г.) находилась под властью Османской Турции. Население Боснии этнически близко к сербам и хорватам, говорит на сербскохорватском языке, но в отличие от других славянских на родов Югославии исповедует ислам. В 1970-х гг. боснийцы добились для себя нового официального названия — "мусульмане" или "муслимане".

10. Вольный пересказ автором первой заповеди ислама "Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк его".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нации и национализм"

Книги похожие на "Нации и национализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрнест Геллнер

Эрнест Геллнер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрнест Геллнер - Нации и национализм"

Отзывы читателей о книге "Нации и национализм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.