» » » » Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)


Авторские права

Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Описание и краткое содержание "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" читать бесплатно онлайн.








Приходько Михаил

Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)

Михаил Приходько

Подготовка и разработка

министерской реформы в России

(февраль - сентябрь 1802 г.)

Перевод Я.А. Ушениной и А.Г. Чалаевой

Приходько Михаил Анатольевич аспирант Московской государственной юридической академии, автор ряда статей по истории государства и права России 1-й трети XIX в.

В данном исследовании рассматриваются вопросы подготовки и разработки министерской реформы в России в начале XIX века. На основе изученных архивных источников анализируется весь процесс подготовки учреждения российских министерств от первых замыслов преобразования администрации до подписания императором Александром I манифеста "Об учреждении министерств" от 8 сентября 1802 г. Книга адресована специалистам по истории России и истории государства и права России, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся отечественной историей.

Введение

Изучение процесса подготовки реформы центральных учреждений государственного управления и учреждения министерств в России в начале XIX в. остается темой актуальной и требующей углубленного изучения.

Основная часть дореволюционных1, советских2 и современных3 научных исследований, посвященных теме преобразования российской администрации в начале XIX в., затрагивает весь комплекс преобразований во внутренней политике Российской империи начала XIX в.4. Причем, основное внимание в них уделяется, как правило, уже осуществлению министерской реформы, т.е. периоду уже после 8 сентября 1802 г. В связи с чем, вопросы подготовки и разработки министерской реформы, до настоящего времени разработаны недостаточно полно.

Отдельные же параграфы, посвященные разработке министерской реформы, в исследованиях А.В. Предтеченского5, Н.П. Ерошкина6, С.М. Казанцева7 и М.М. Сафонова8 не могут заменить специального научного исследования темы подготовки и разработки реформы центральных учреждений государственного управления России в начале XIX в. При этом, нужно отметить, что перечисленные выше исследования советских ученых - это лучшее, что написано по данной теме.

В непосредственно более худшем положении находятся зарубежные исследования этой темы.

Монографии М. Раева9, Э. Амбургера10, Н. Сетон-Ватсона11, Н. Токи12, Г. Янея13 и статьи М. Раева14, А. Макконнелла15, Е. Рэуч16, Д. Кристиана17 слишком кратко освещают вопрос подготовки российской министерской реформы, опираясь, в основном, на отмеченные выше работы российских дореволюционных и советских исследователей.

Также, нужно отметить, что редкие публикации русских историков эмигрантов А.Н. Фатеева18 и Г.В. Вернадского19 носят узкоспециальный характер, проявляющийся в том, что статьи Фатеева посвящены сугубо анализу борьбы разных политических группировок в России в начале XIX в., а статья Вернадского исследует степень французского и американского влияния на реформы Александра I.

Поэтому, целью нашего исследования является специальный анализ темы подготовки и разработки министерской реформы в России в начале XIX века.

Основой этого анализа послужили подлинные рукописи протоколов так называемого Негласного комитета20 и все, имеющиеся на сегодняшний день, черновые материалы, касающиеся манифеста "Об учреждении министерств" от 8 сентября 1802 г. Подготовка и разработка министерской реформы в России

Система государственного управления Российской империи в начале XIX в., к моменту вступления императора Александра I1 на престол, находилась в глубоком кризисе и уже не отвечала потребностям государства.

Качественные, структурные кризисные явления затронули, как высшие государственные органы, так и центральные учреждения государственного управления.

К этому времени органы, составлявшие систему высших органов Российской империи - Сенат и Совет при высочайшем дворе (за исключением Святейшего Правительствующего Синода2), нуждались в реформировании.

К 1801 г., Правительствующий Сенат еще продолжал сохранять "значение первого и верховного установления среди всех прочих, подчиненных императору"3.

Но, изначальная универсальная компетенция, которой был наделен Сенат в сфере законодательства, управления и суда, с момента своего учреждения, привела к концу XVIII в. к его чрезмерной перегрузке делами самого различного характера и к удручающе медленной скорости их разрешения.

Это положение не смогли радикально улучшить меры предпринятые в начале царствования Павла I4 - учреждение трех временных департаментов и увеличение штата канцелярии Сената5.

Рассмотрение и разрешение законодательных и управленческих дел, не говоря уже о судебных, растягивалось на месяцы и годы.

Поэтому, деятельность Сената в конце XVIII - начале XIX вв. можно охарактеризовать, как полностью лишенную оперативности и динамизма.

Эта рутинность и медлительность деятельности Сената была, в том числе, одной из причин удаления императора Павла I, с юных лет отличавшегося импульсивностью и чрезмерной деятельностью, от сенатских дел, что в свою очередь привело к усилению власти генерал-прокурора Сената (основного докладчика у императора по сенатским делам), вплоть до почти полной зависимости от него Сената6.

Неповоротливость механизма Сената, проявившаяся уже со второй четверти XVIII в., привела к постепенной утрате им части законодательных и исполнительных функций, перешедших к различным органам (учреждениям) Верховному тайному совету (1726-1730), Кабинету министров е.и.в. (1730-1741), Конференции при высочайшем дворе (1756-1762), Императорскому совету (18.05 - 28.06.1762), Совету при высочайшем дворе (1769-1801); и все большей специализации Сената в качестве высшего судебного органа империи.

В части законосовещательных полномочий в царствование Екатерины II7 выдвинулся Совет при высочайшем дворе, который фактически стал высшим законосовещательным органом при императрице, но в царствование императора Павла I значение его резко упало8, вместе с объемом его законосовещательных полномочий. Он стал редко собираться и сосредоточил свою деятельность в основном на вопросах цензуры, торговли и промышленности.

Поэтому, к началу XIX в. Совет при высочайшем дворе сохранил свое значение высшего законосовещательного органа при императоре только номинально9.

Значительная часть законосовещательных полномочий и практически вся высшая исполнительная власть10 сосредоточились в условиях экстраординарного царствования Павла I в "неформальном" узком круге особо приближенных к императору, отдельных должностных лиц11 генерал-прокурор Сената, руководители первых трех коллегий (Адмиралтейской, Военной12 и Коллегии иностранных дел), министр коммерции, Государственный казначей, министр уделов, главный директор почт13, а так же управляющий (начальник) Военно-походной е.и.в. канцелярии14 и военный губернатор Санкт-Петербурга (только в последние месяцы царствования Павла I и первые месяцы царствования Александра I).

Отличительной особенностью этих должностных лиц было право личного доклада императору, на аудиенциях у которого, вопросы центрального государственного управления вносились непосредственно на "высочайшее" утверждение, (а после утверждения отсылались в Сенат для опубликования и хранения). В этом и проявлялось в основном, собственно говоря, высшее государственное управление15.

К началу XIX в. усилий генерал-прокурора и отдельных должностных лиц приближенных к императору, в сфере высшего государственного управления, явно перестало хватать, в связи с отраслевым и технико-организационным усложнением труда по управлению государством.

Эти чиновники не могли заменить специального высшего административного органа.

Вся система высших государственных органов нуждалась в четкой систематизации и юридической регламентации.

При этом, насущной необходимостью было создание высшего административного органа при императоре - специализированной перемычки между императором и руководителями центральных учреждений государственного управления, призванного взять на себя функцию, так сказать, объединенного правительства, координирующего деятельность всех центральных учреждений государственного управления.

Как уже было отмечено выше, на рубеже XVIII-XIX вв. в кризисном положении находилась и система центральных учреждений государственного управления.

9 коллегий16, 2 учреждения, имевшие статус коллегий17, канцелярия генерал-прокурора, сосредоточившая управление внутренними делами, юстицией и финансами, и около 14 других коллежских учреждений18, а также 10 центральных учреждений придворного управления19, подчиненных непосредственно императору, в совокупности составляли неповоротливый и плохо управляемый массив.

Эти учреждения, возникавшие на протяжении всего XVIII века и еще продолжавшие действовать к 1801 году, по меткому замечанию советского историка государственных учреждений А.В. Чернова, "не сложились в централизованные отрасли управления (ведомства), существовавшие в XIX-XX вв."20. Их внутренняя структура отличалась неопределенностью и неединообразием.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Книги похожие на "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Приходько

Михаил Приходько - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Приходько - Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)"

Отзывы читателей о книге "Подготовка и разработка министерской реформы в России (февраль - сентябрь 1802 г)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.