Александр Силаев - Гуманная мизантропия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гуманная мизантропия"
Описание и краткое содержание "Гуманная мизантропия" читать бесплатно онлайн.
Можно читать как манифест, исповедь на тему, ленту «Живого журнала», архив, дневник, что угодно. Читать можно с любого места — каждый новый кусочек никак не вытекает из предыдущего. Смысл целого, не будучи определен в той или иной его части, скорее всего лежит между ними, полагает автор. Но читатель может положить его по-своему.
Теперь, значится, о вузе: Сибирский технологический государственный университет (не самое лучшее место), и не самые лучшие факультеты. Но все-таки, значит, не ПТУ. Не метрополия, но и не поселение Запинда-на-Спирту. Именно что типичная молодежь — не та, которая гранты-олимпиады-юные-политики-писатели-призеры, но и не конченое урло-мурло. Вообще, состав факультетов: 10 % — студенты в классическом смысле, т. е. сообразительные, и читали хотя бы одну хорошую книжку, 10 % — гопа вполне криминальная, 80 % — ремесленное училище. Такой вот срез.
В массе своей ребята далеки от элит в смысле статуса и потребления, на таком же удалении и останутся. Рабочий класс индустриальной страны с постмодернистской культурной ситуацией. Но вот чего диво — рабочий класс, который реакционен. Практически каждый видит себя — в перспективе недалекой — в панамке плантатора… как минимум — офисного служащего, который непонятно чего делает, но в галстуке и командует. Чего будет, когда обломятся? А когда поймут, что это облом? Да так полагаю, что ничего и не будет… Самое забавное, что «ценности», наверное, сохранятся…
Встречайте: масса слабых людей, верующих сугубо в силу. Бр-р-р.
Скрытая безработица«Основная задача современной системы образования, процентов на восемьдесят — социализация взрослого населения» (фраза Александра Попова на одном заседалове в Красноярске). Специально пояснил, потому что радикальность фразы так бы не прочухали: система образования существует, потому что некуда девать столько безработных взрослых, а с детьми там ничего особо не делается.
И печально даже не это. То, что должно бы делаться там — не делается сейчас нигде. Институты взросления померли, не оставив наследников.
ДичьВ диссертационном совете защищалась докторская: «Онтология сознания в культуре XX века». Соискатель собаку съел на дискурсе Мераба Мамардашвили, знает его смысловые ходы и выходы, знает его окрестности и фундамент: Декарт — Кант — Гуссерль — Пятигорский… Предъявляет на защиту вот это знание. Такой вот адепт.
Рассказал. Встает тетенька, доктор философских наук: «А почему в вашей работе не отражен вклад Елены Блаватской и Николая Рериха?» В творчество, значит, Мераба Константиновича… В феноменологию… Адепт принимает правила игры и распинается о том, как он уважает Николая Рериха и Елену Блаватскую. Тетенька кивает: ей дали кусочек ее законного сахарку, «дедовскую» пайку от «салабона».
Кого в РФ принято более всего не любить? — «российских олигархов»? Но я больше всего не люблю таких вот тетенек. Ибо какую-то пользу от олигархов вижу и понимаю, мысленный эксперимент: если весь «олигархат» помрет в один день — чего скорее всего будет с Россией?
Вредность таких тетенек не компенсирована вообще ничем.
И не надо про «скромные оклады научных работников». Мы будем жалеть квартирного вора — если он изымает на 300 долларов в месяц, и скромно живет? Ну а социальная функция у него — она какая? Социальная функция такая тетенек будет похлеще: 300-баксовый вор просто распределяет ВНП в свою пользу без всяких к тому оснований, но хотя бы не портит жизнь сверх того.
Приколы нечистого разумаНачали еретическим тезисом о «преопределенном спасении» — получили общество карьеристов и трудоголиков, зацикленных на эффективности земной жизни.
У меня тоже прикол.
Начинаю думать за образование… Ну чтобы свободное мышление каждому, чтобы все по уму. И почему-то сразу упираюсь: начать придется с жутких репрессий. С террора, мать его.
Во-первых, против начинающего урла. Буквально: выводить на снег и расстреливать. Или отсылать куда-нибудь — за сторожевую вышку. Мурыжить пацанских пацанов от имени государства, как то делала советская власть. Иначе нельзя: ложка меда не меняет вкусовых качеств бочки дегтя, а наоборот — см. пословицу. Деготь надо сливать, не считаясь с потерями в живой силе.
Во-вторых, против самих «кадров». Может ли человек сделать что-то, что меняет других? Будь то обучение (навык), будь то образование (картина мира), будь то воспитание (личностные качества). Хоть что-то из трех. Не можешь — ищи себя на бирже труда. Ох чувствую, прирастет страна штукатурами…
Сразу можно сказать: обиженных будет больше, чем довольных. «Вы не цените наших опытнейших учителей», «вы не даете шанс оступившийся молодежи». В гетто их всех, в отстойник, подальше с глаз.
Шагающие в ногуКак-то предложил студентом написать, что значит быть современным. В двух третях работ было такое сочетание слов «быть современным — значит шагать в ногу со временем». Совсем тупо списать они не могли. Свое выложили. Но почему — именно этот штамп? Чем он лучше других?
Лузеры у доскиСистема образования тихо стагнировала, немного гнила — не первое десятилетие. Ее добили резко. Самый простой, проникающий, смертельный удар — учителя выставили лузером в глазах класса. Школьникам и студентам дали понять, что главное в жизни — бабло. Им ведомо, что дяденьки и тетеньки у доски его не имеют. Совсем не имеют, т. е. родители большинства учеников зарабатывают больше учителей. А студент может обойти в зарплате доцента, подрабатывая в свободное время.
И кто препод после этого? И что он может сказать?
Ничего не может. Все. Занавес.
Дыра в середине«Рынок все поставит на места». Поставил. В системе образования вымыта кадровая «середина». Остались либо подвижники, которые не могут заниматься больше ничем, педагоги от Бога — либо кто попало. Имитировать деятельность в системе образования много проще, чем в «коммерческой сфере». Бери себе текст и транслируй, потом тест на знание, и все. В отличие от бизнеса, результат никто не проверит. Да и неясно, что проверять.
С долотом и пулеметомОбразование ныне готовит локальных технологов, но с провалом в том субстрате, что вяжет все локальные технологии в некую мета-технологию жизни. То есть выходит в чисто поле молодец: вот у него рубанок, молоток, термометр, пулемет, и т. п. Парень весь обвешан инструментом. Но чего с ним делать-то? Прибить молотком прохожего? Прибить термометр к пулемету? Наш технолог стремится к беспомощности как минимум, к свинству как максимум. Ибо завал: 1). самоопределения, 2). целеполагания, 3). ответственности.
Или вот такая метафора: автомобиль с массой наворотов. У него внутри комп, телевизор, душ, он умеет немного плавать и немного летать. Но:
1). двигатель мощностью в полторы лошадиных силы,
2). отсутствие карты местности,
3). незнание правил дорожного движения,
4). ненависть к пешеходам,
5). безразличие, куда ехать.
И куда все это заедет-залетит-уплывет?
«За несоответствие личности своему культу»Учитель должен почитаться как идеал, как социальная функция в идеале, но мало манят — многие эмпирические учителя. Хочется великой реформы, отражающей оба эти момента.
Увязать несложно. Ну, например: первым тактом вводим культ социальной функции. Учитель — это звучит гордо. В натуре гордо, по понятиям вот этого времени. Любой учитель может на свое усмотрение пнуть из заведения ученика, учителю наконец-то начинают платить, и т. д. Учителю возвращаются репрессивные полномочия. Если ученик не боится вылететь, учителю надо класть в ящик стола пистолет, и прописывать в законе условия применения, и применять. Через репрессивные полномочия — возвращается статус. Уже кое-что.
Вторым тактом начинают репрессироваться сами учителя, не соответствующие новому «культу». «Что-то вы, Иван Петрович, не Аристотель…». Сейчас так сказать нельзя — ни по уму, ни по совести, ни по жизни. Ну не Аристотель, и что? Ну положим, даже дурак, худший студент своей группы, которого никуда не взяли — кроме образования. И чего? Чего хотели за сотню-другую долларов в месяц? Ну и вот. «Спасибо, Иван Петрович, что не воруете наши парты».
А под «несоответствие личности своему культу» — сколько всего можно вымести поганой метлой… Казалось бы: репрессия сидит верхом на репрессии, но какое в итоге счастье…
Цензы без понтовСамый простейший образовательный ценз, не по знаниям, по умениям. Так честнее: знания забываются, кроме того, что нужно или интересно, умения остаются (ЕГЭ не более чем тест на оперативную память). Значит, по честному… Начальное образование — способность без ошибок написать диктант, среднее — точное изложение, высшее — читаемое сочинение. Большая часть народа с дипломом о вышке реально стоит на уровне лишь начального. То есть уже записать по памяти лекцию — неподъемная задача. Далеко не у всех депутатов Государственной Думы обнаружится «среднее», многие доктора наук не имеют «высшего», и т. д.
Образование против трудаСчитается, что образование должно «готовить к трудовой деятельности». Вообще-то классическое образование, образование аристократа, того, на ком совершилась культура — вопиюще излишне относительно не то, что «труда», но вообще любой «деятельности». И советское образование — наследовало этой модели. Все мы учим Пушкина, интегралы, историю Древнего Мира — а слесарю оно на фига? Даже литератору — на фига интегралы, а математику — столько Пушкина? Но человек воспринимался универсально и человечно: скорее как «аристократ», который вынужденно слесарит, чем настоящий слесарь по жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гуманная мизантропия"
Книги похожие на "Гуманная мизантропия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Силаев - Гуманная мизантропия"
Отзывы читателей о книге "Гуманная мизантропия", комментарии и мнения людей о произведении.