» » » Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем


Авторские права

Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: География, издательство Наука, Ленинградское - отделение, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем
Рейтинг:
Название:
В Хангай за огненным камнем
Издательство:
Наука, Ленинградское - отделение
Жанр:
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В Хангай за огненным камнем"

Описание и краткое содержание "В Хангай за огненным камнем" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — увлекательное путешествие в Центральную Монголию, в Хангай, — в край суровых гор и недавно уснувших вулканов. В ней в живой и образной форме повествуется об истории открытия огненного камня — граната, хризолита и лунного камня. Рассказывается в ней и об их свойствах, условиях образования и нахождения. Много в книге легенд и историй о камнях-самоцветах, изложенных романтично и увлекательно. Рассчитана на широкий круг любителей камня и специалистов-геологов.






Здесь можно было увидеть настенные росписи гуннов с изображением людей, животных, летящих птиц, поражающие своей выразительностью и лаконизмом. Внимание посетителей привлекали и керамические вазы, каменные изваяния древних тюрков и среди них скульптура тюркского полководца Кюль-Тегина. Исключительный интерес представляли находки, сделанные при раскопках древней монгольской столицы Каракорума, такие как серебряный и бронзовый сосуды с чеканными орнаментами, медные серьги, золоченый браслет, рисунки, элементы архитектурных украшений и другие предметы. Это свидетельствовало о высоком уровне мастерства древних монгольских кузнецов, литейщиков и ювелиров.

Много в музее и произведений монгольских художников. Монгольская живопись — Монгол зураг — весьма своеобразна и относится к так называемой плоскостной, не передающей перспективу изображения. В ней органически сплетаются реалистические элементы со стилизованным изображением отдельных объектов. Монгольские живописцы всегда применяли яркие, сочные краски, и к тому же самые долговечные — ведь они приготовлялись из минералов. В основном использовались любимые народом красный, синий, белый, зеленый и желтый цвета. Среди многих замечательных картин покоряет все же одна — «Один день Монголии», выполненная выдающимся монгольским живописцем Марзаном Шаравом. В этой картине, насыщенной массой жанровых сцен, художник сумел, как никто другой, рассказать о жизни своего парода..

Марзан Шарав — первый монгольский художник, создавший портрет В. И. Ленина. Великий вождь трудящихся изображен на фоне земного шара в обрамлении; красных знамен. В верхней части картины — пятиконечная звезда в расходящихся лучах солнца, в нижней — распускающийся цветок лотоса. Этим традиционным символом художник выразил основную идею произведения — ленинское учение священно и прекрасно.

Побывали мы с Мунхтогтохом и в Центральном государственном музее столицы. Исключительный интерес: представляет его палеонтологический зал, где экспонируются уникальные находки, сделанные в одном из живописнейших мест пустыни Гоби — долине Немегт. Здесь, польские, советские и монгольские специалисты открыли: целое кладбище динозавров, населявших Гоби в мезозойскую эру. Поражают кости этих гигантских ящеров, прекрасно сохранившиеся яйца и, конечно, выставленный в центре зала 20-метровый скелет гигантского динозавра..

Мое внимание привлек и отдел, где экспонировались, полезные ископаемые, такие как золото, серебро, медь, олово, вольфрам и другие металлы, неметаллические и горючие полезные ископаемые — плавиковый шпат, фосфориты, горный хрусталь, соли, асбест, слюда, графит, уголь, нефть. В небольшом количестве были представлены самоцветы и изделия из них. На самом видном месте красовалась 150-килограммовая глыба нефрита, из-за которого мы затеяли поиск в Баянхонгорском аймаке. Только теперь стало известно ее саянское происхождение, и она представляла уже сугубо исторический интерес.

Лучшая, на мой взгляд, экспозиция минералов, в том числе и самоцветов, оказалась в Минералогическом музее Политехнического института. Одна из важнейших задач этого музея — пропаганда научных знаний и популяризация достижений геологических наук. В музее ведется научная работа, результаты которой опубликованы в минералогических сборниках. Осуществляется обмен минералами и информацией с соответствующими учреждениями Советского Союза и других социалистических стран. Этот музей — не просто хранилище минералов, благодаря инициативе и кипучей энергии его руководителя монгольского ученого Ж. Лхамсурэна он превратился в своего рода минералогический центр. Ж. Лхамсурэн с большим интересом отнесся к нашим находкам, а в дальнейшем оказал неоценимую помощь в их исследовании и популяризации.

Знакомство с достопримечательностями монгольской столицы принесло мне немало ярких впечатлений. Оно помогло лучше узнать богатую и самобытную культуру народа, бережно относящегося к своему ценному наследию и успешно развивающего накопленный опыт. Как специалисту мне были интересны и музейные встречи с камнем. Они наглядно свидетельствовали о той немаловажной роли, какую играли самоцветы в многовековой истории монгольского народа. Хотелось надеяться, что каменные цветы Земли сохранят свое значение и в современной жизни Монголии.

Итоги

Вскоре после ноябрьских праздников в Центральном геологическом управлении начался прием полевых работ. Специальные комиссии, созданные из руководства управления, аппарата министерства и группы специалистов, в присутствии исполнителей критически рассматривали материалы каждой партии, оценивали результаты ее работ и выносили решение.

Материалы партии «Цветные камни» вызывали повышенный интерес как новизной самого дела, так и распространившимися слухами о находках диковинных самоцветов. Послушать наш доклад и оценить результаты собственными глазами пришли многие геологи. И партия «Цветные камни» показала товар лицом, выложив на стол весь букет собранных самоцветов. Для сравнения были выставлены и аналогичные камни из других стран, хранившиеся в музее партии. И вот теперь рядом с оранжево-красным монгольским пиропом величиной с грецкий орех лежали рубиново-красные чешские пиропы стандартных размеров (2–5 мм), а по-соседству с оливиновой бомбой и россыпью зерен монгольского хризолита — аналогичные зерна его якутского собрата; труднее оказалось с лунным камнем, ибо сравнивать его было не с чем — аналога не нашлось ни в музее Политехнического института, ни в нашем. Ювелирно-поделочные камни — голубой халцедон и родонит — были выставлены уже обработанные, в виде полированных пластин и плоских вставок. Удалось Мунхтогтоху «обыграть» и пушкинитовый кошачий глаз, сделав из него два опытных кабошона. Все это было наглядной иллюстрацией к нашим материалам — геологическим картам, схемам, полевым дневникам и многим документам, а также к нашим доводам.

Всеобщее внимание сразу привлек пироп, который, казалось, затмил все остальные, не менее замечательные самоцветы. И именно пироп оказался тем камнем преткновения, из-за которого разгорелись страсти. Наряду с громадным интересом к этому таинственному минералу, который прогнозировал в Монголии сам академик А. Е. Ферсман, возникли вполне естественно и сомнения: а тот ли это пироп? Судя по оранжево-красному цвету, он заметно отличался от чешского граната и, возможно, имел иной состав. Минеральный и химический анализы нашего минерала, которые спешно были сделаны в лаборатории, не могли достаточно убедительно подтвердить его пироповую природу.

А каковы его ювелирные качества? Сможет ли он конкурировать с чешским пиропом? Эти вопросы занимали всех и требовали безотлагательного ответа. И потому, одобрив работу партии «Цветные камни», руководство распорядилось в кратчайшие сроки определить практическую ценность открытых самоцветов и в первую очередь пиропа, хризолита и лунного камня. Было решено провести испытания этих минералов в камнерезном цехе Комбината бытовых услуг и изготовить из них опытные ювелирные изделия. Для выяснения состава пиропа и его свойств направить пробы в ЧССР: интересно было знать мнение специалистов страны, где гранат является национальным камнем.

Таким образом, дальнейшая судьба открытых нами самоцветов теперь целиком зависела от результатов испытаний. Не теряя веры в счастливую судьбу своих камней, мы подготовили необходимый материал. Им, как и следовало ожидать, сразу заинтересовался Ж. Чойнзон из Комбината бытовых услуг. Один из опытнейших мастеров-камнеобработчиков, он с присущим ему энтузиазмом взялся обыграть наши камни. Одновременно пробы пиропа были отправлены в Пражский институт геологии и в Ленинград, в Институт ювелирной промышленности, для Л. А. Попугаевой. На это были свои основания — ленинградский геолог Лариса Анатольевна Попугаева руководила в то время Лабораторией камнесамоцветного сырья вышеупомянутого института.

Специалисты хорошо знали эту невысокую белокурую женщину, открывшую первое коренное месторождение алмазов в нашей стране. Она первая блестяще применила на практике метод поисков алмазов по пиропу. Этот метод затем широко и успешно использовался многими геологами при поисках кимберлитовых трубок в Якутии. А на монгольской земле, ведя поиск по пиропу и раскручивая пироповые нити, мы вышли на его россыпь и коренной источник. Несмотря на непреходящую славу первооткрывателя, Л. А. Попугаева оставалась поразительно скромной, лишенной какой-либо корысти и тщеславия. Она была патриотом камня, который являлся главным ее делом и главным интересом в жизни. Всегда неугомонная и одержимая новыми идеями, Л. А. Попугаева объездила более сотни месторождений и проявлений самоцветов, чтобы самой на месте определить их качество и возможности использования в промышленности. Она исследовала среднеазиатскую бирюзу, казахстанский гематит, памирский лазурит, пиропы и хризолиты Якутии. Ее можно было встретить в экспедициях, научно-исследовательских институтах, на камнеобрабатывающих предприятиях и ювелирно-гранильных фабриках. Она бралась за все, что касалось камня, его популяризации и внедрения в промышленность. И несмотря на огромную занятость, к ней постоянно тянулись геологи и камнерезы, специалисты и любители-коллекционеры за советом и помощью. И на всех и на всё у нее находилось время.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В Хангай за огненным камнем"

Книги похожие на "В Хангай за огненным камнем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Липовский

Юрий Липовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Липовский - В Хангай за огненным камнем"

Отзывы читателей о книге "В Хангай за огненным камнем", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.