» » » Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)


Авторские права

Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Науки: разное, издательство Академия, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)
Рейтинг:
Название:
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)
Издательство:
Академия
Год:
2003
ISBN:
5-7695-1248-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)"

Описание и краткое содержание "Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме и в судебно-психиатрической экспертизе, а также практику психологического консультирования и психотерапии.

Может быть полезно всем, кто в своей деятельности соприкасается с различными проявлениями девиантного поведения личности.






1. Уровень протекции в процессе воспитания.

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании подростка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют подростку очень много времени, сил и внимания, и его воспитание стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы (см. утверждения шкалы Г+ опросника АСВ).

Гипопротекция (шкала Г-) — ситуация, при которой подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Подросток часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения потребностей подростка.

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей подростка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей подростка.

В степени удовлетворения потребности возможны два отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они балуют его. Любое его желание для них — закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, — слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего был лишен в свое время родитель, что подросток растет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+.

Игнорирование потребностей подростка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

3. Количество и качество требований к подростку в семье.

Требования к подростку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей подростка, т. е. в тех заданиях, которые он выполняет. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие то, чего подросток не должен делать. Невыполнение требований подростком может повлечь применение санкций со стороны родителей — от мягкого осуждения до суровых наказаний. Формы нарушений системы требований к подростку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+; Т-; З+; З-; С+; С-.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа неправильного воспитания, характеризующегося повышенной моральной ответственностью.

Требования к подростку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-). В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь подростка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты, т. е. указания на то, чего подростку нельзя делать, определяют прежде всего степень самостоятельности подростка, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа неправильного воспитания, характеризующегося доминирующей гиперпротекцией. В этой ситуации подростку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности подростка. Этот страх проявляется в преувеличении последствий нарушения запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли подростка.

Недостаточность требований-запретов к подростку (шкала 3-). В этом случае подростку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения домой вечером, крут друзей, вопрос о курении и употребления спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие у подростка гипертимного, неустойчивого типа характера.

Чрезмерность санкций (наказаний) за нарушение требований (шкала С+). Этот тип воспитания характеризуется жестоким обращением с подростком. Родителям такого типа воспитания свойственны приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости.

Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).

Под таким воспитанием понимают резкую переменчивость стиля, приемов воспитания — переход от очень строгого к либеральному стилю или переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному его отвержению.

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт значительных колебаний в воспитании подростка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетания различных отклонений в воспитании

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют некоторые устойчивые сочетания. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип неправильного воспитания. Классификация типов неправильного воспитания выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+; при Т-, З-, С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, З+ и С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного (направленного на окружение) типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, С+). В крайнем варианте — это воспитание по типу Золушки. Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера; ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)"

Книги похожие на "Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Змановская

Елена Змановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Змановская - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)"

Отзывы читателей о книге "Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.