» » » » Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)


Авторские права

Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия в XIX веке (1801-1914)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Описание и краткое содержание "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать бесплатно онлайн.








После неудачи декабрьского восстания и связанного с нею крушения надежд на политический переворот или преобразование "по французским образцам" верхушка русского интеллигентного общества подпадает влиянию немецкой идеалистической философии. Но между Отечественной войной и декабрем 1825 года лежала еще полоса мистически-религиозных увлечений части русского общества. Причина этого частью лежала в общей, так сказать, религиозно-покаянной атмосфере эпохи реставрации, частью это было подражание тому направлению, которое господствовало в то время в душе и при дворе Александра I.

{134} В 1812 г. в Петербурге было основано "Библейское общество", по образцу лондонского Библейского общества. Основной целью общества было печатание и распространение Библии в массе населения. Общество до начала 20-х годов пользовалось покровительством правительства и успешно развивало свою деятельность, открыв к 1824 г. 89 отделений в провинциальных городах. Общество имело христианский, но интерконфессиональный характер.

В это время в Петербурге находят приют и преуспевают в своей деятельности религиозные деятели и проповедники самых различных направлений: и мистики - баронесса Крюднер и г-жа Татаринова, - и глава скопческой секты Кондратий Селиванов, и члены ордена иезуитов, создавшие в Полоцке иезуитскую академию, а в Петербурге открывшие институт для обучения детей русской аристократии. Это религиозное "многогласие" в петербургском обществе вскоре вызывает против себя церковно-православную реакцию, во главе которой становится митрополит Серафим, а главным деятелем является пресловутый архимандрит Фотий. В 1820 г. последовал указ об изгнании иезуитов из России и об упразднении основанных ими школ - за пропаганду католицизма и совращение православных. В 1822 г. велено было закрыть масонские ложи. В 1824 г. митрополит Серафим подал Александру I записку о необходимости закрыть Библейское общество; деятельность его была прекращена Николаем I.

Неудача декабрьского восстания и суровая кара, постигшая его участников, произвели потрясающее впечатление на русское интеллигентное общество, цвет которого внезапно очутился в Сибири... Общество, подавленное, запуганное, поставленное под бдительный надзор "3-го отделения", погрузилось на некоторое время в духовную спячку, в личные дела или в светские "удовольствия" (Герцен пишет об этом времени: "Первые десять лет после 1825 года были страшны не только от открытого гонения всякой мысли, но от полнейшей пустоты, обличившейся в обществе; оно пало, оно было сбито с толку и запугано. Лучшие люди разглядывали, что прежние пути развития вряд ли возможны, новых не знали. Серое осеннее небо тяжело И безотрадно заволокло душу" (Былое и Думы, 291).).

{135} Мыслящая часть общества, потеряв надежду на политическое преобразование России и отвращая взоры от неприглядной действительности, погрузилась (или пыталась погрузиться) в глубину отвлеченной философии, изучая немецких философов-идеалистов - сначала Шеллинга, потом Фихте и Канта, наконец, - Гегеля. Впрочем интерес к немецкой идеалистической философии пробудился в России еще до декабрьской катастрофы: в 1824 г. был основан в Москве кн. В. Ф. Одоевским журнал "Мнемозина", интересовавшийся специально философскими вопросами, а в 1825 г. образовался в Москве кружок молодых русских "любомудров" (в него входили братья Киреевские, Веневитинов, кн. Одоевский, Шевырев, Кошелев и др.) (Кошелев вспоминает в своих "Записках": "Немецкая философия и особенно творения Шеллинга нас всех так к себе приковывали, что изучение всего остального шло у нас довольно небрежно, и всё наше время мы посвящали немецким любомудрам".).

С университетских кафедр в столицах "проповедывали" шеллингианство профессора Велланский, Галич, Павлов, Давыдов, Надеждин. - Центром умственной жизни и духовного горения с начала 30-х гг. становится Московский университет. Студенты образуют кружки, в которых живо обсуждаются морально-философские вопросы и проповедуется служение знаменитой идеалистической триаде: истина, добро и красота. Наибольшим успехом среди идеалистической университетской молодежи пользовался кружок Н. В. Станкевича, который имел огромное влияние на окружающих и оставил по себе светлую память в сердцах всех, знавших его (он умер в 1840 г., 27-ми лет). Но в те же 30-е годы другой кружок, во главе с Герценом и Огаревым, снова обращает свой интерес к общественно-политическим вопросам, изучает произведения французских писателей-социалистов (главным образом Сен-Симона) и развивает свое миросозерцание в направлении позитивизма и социализма.

Среди философствующей молодежи в 30-х гг. {136} влияние Шеллинга сменяется господством гегелевской философии - "Гегель полновластно царил над умами и делил свое господство только с представителями немецкой поэзии и искусства" (Сакулин) ("Бакунин и Белинский стояли во главе московских гегелианцев. К ним примыкали Аксаковы, Хомяков, Киреевские, В. Боткин и др." (Сакулин). Мы видим, что в 30-х гг. под знаменем немецкой идеалистической философии стояли и будущие "западники" и будущие "славянофилы", столь резко и далеко разошедшиеся в своих воззрениях в следующее десятилетие.).

В 1836 году произошло литературное событие, которое произвело огромное впечатление в обществе, поставило на очередь обсуждение основных вопросов русской истории и русской жизни и дало толчок к кристаллизации двух основных направлений русской общественной мысли середины XIX века. Это было "Философическое письмо" П. Я. Чаадаева, появившееся в 1836 году в журнале Надеждина "Телескоп".

Письмо это было, по выражению Герцена, "мрачным обвинительным актом против России". Автор письма не видит ничего светлого ни в прошедшем, ни в настоящем, ни в будущем России. "В западной Европе и именно в католицизме Чаадаев видел мощного и верного хранителя начал христианства и христианской цивилизации" (Корнилов). Между тем Россия, приняв христианство из упадочной Византии, отколовшейся от истинного, т. е. западного христианства, оказалась "отторгнутой от мирового братства" и не участвовала в "величественном шествии" всего христианского мира. "У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса". "Мы живем... без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя". Россия не сделала никакого взноса в общечеловеческую культуру и является каким-то "пробелом в нравственном миропорядке" (Письмо Чаадаева произвело переполох в официальных сферах, журнал "Телескоп" был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Впоследствии Чаадаев значительно смягчил многие из своих мрачных "приговоров".).

Чаадаев остался одинокой, хоть и крупной фигурой в истории развития русской общественной мысли. {137} Настоящим "властителем дум" молодого поколения во второй половине 30-х гг. и в 40-х гг. стал его современник Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), знаменитый критик и публицист, талантливый, бурный, порывистый - "неистовый Виссарион".

В своем идеологическом развитии Белинский прошел несколько стадий. В студенческие годы он написал трагедию, содержавшую резкий протест против крепостного права. Настоящим литературным дебютом Белинского была его статья "Литературные мечтания" (1834 г.), за которой следовал ряд других его статей в московских журналах. В эти годы Белинский является проповедником возвышенной личной морали, нравственного самоусовершенствования, самопожертвования "для блага ближнего, родины, для пользы человечества". - В 1837 году познакомившись с философией Гегеля (в одностороннем и неточном ее толковании), Белинский провозгласил примирение с "разумной действительностью", и в ряде статей (особенно характерна для этого периода его статья 1839 года о "Бородинской годовщине") защищал и оправдывал современную российскую действительность и, в частности, доказывал прогрессивность и благодетельность для России монархической власти.

В 1839 г. Белинский переехал из Москвы в Петербург и взял на себя ведение отдела критики и библиографии в "Отечественных Записках" (Краевского). В 1840 г. мировоззрение его совершает новый резкий поворот, он порывает с "философским колпаком" Гегеля, проклинает свое "гнусное стремление к примирению с гнусной действительностью", признает "идею либерализма" "в высшей степени разумной и христианской", ибо ее задача есть обеспечение прав и свободы личности и восстановление попранного человеческого достоинства, - и наконец усиленно призывает литературу к общественному служению ("В наше время, писал Белинский в 1847 г., искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов... Отнимать у искусства право служить общественным интересам - значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его самой живой силы, т. е. мысли, делать его предметом какого-то сибаритского наслаждения, игрушкой праздных ленивцев". Временами Белинский склонялся к социализму, усматривая в нем наилучший способ обеспечения прав личности. Знаменитое письмо Белинского к Гоголю, написанное по поводу книги Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", представляет резкий и страстный обвинительный акт против Николаевской России; его невозможно было, по цензурным условиям, напечатать, но в рукописях оно разошлось по всей России, производя всюду сильнейшее впечатление.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Книги похожие на "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Пушкарев

Сергей Пушкарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)"

Отзывы читателей о книге "Россия в XIX веке (1801-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.