» » » » Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)


Авторские права

Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия в XIX веке (1801-1914)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Описание и краткое содержание "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать бесплатно онлайн.








(Писарев не был революционером в политическом смысле, однако, поддаваясь общему настроению эпохи, он составил резкую антиправительственную статью для нелегального издания, был в 1862 г. арестован и присужден к заключению на 3 года в крепость, где он написал большинство своих ярких критических статей для "Русского Слова"; по выходе из крепости он скоро умер (утонул), 28-ми лет от роду.).

Своей проповедью всестороннего и полного освобождения личности от всяких авторитетов и традиций Писарев оказал огромное влияние на современную молодежь, особенно на студенчество.

(Писарев взял под свою защиту главного героя тургеневского романа "Отцы и дети" - Базарова (в котором другие критики усмотрели карикатуру на молодое поколение): "Базаров везде и во всём поступает только так, как ему хочется и как ему кажется выгодным, ...ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа... - Если базаровщина - болезнь, то она болезнь нашего времени... Относитесь к базаровщине как угодно - это ваше дело; а остановить ее - не остановите; это - та же холера" (Соч. II, 378).).

(Т. "Отцы и дети", см. ldn-knigi)

Если главным содержанием проповеди Писарева был индивидуализм, "борьба за индивидуальность", то его {262} современники, Добролюбов и Чернышевский, выступают с проповедью новых общественных идеалов и являются (вместе с Герценом) идеологами и основоположниками русского "народничества". Добролюбов был выдающимся и влиятельным представителем публицистической критики. Литературные произведения должно, по его мнению, оценивать не по их чисто художественным достоинствам, а как фактор общественного прогресса или регресса. Разбор литературных произведений служит критику поводом для выяснения общественных потребностей и идеалов.

В статьях "Темное царство" (о произведениях Островского) и "Что такое обломовщина?" (о романе Гончарова "Обломов") Добролюбов сурово осуждает быт и нравы современного русского общества, а в статье "Когда же придет настоящий день?" (по поводу романа Тургенева "Накануне") он констатирует, что в нашем обществе пробуждается "желание приняться за настоящее дело, сознание пошлости разных красивых игрушек, возвышенных рассуждений и недвижимых форм, которыми мы так долго себя тешили и дурачили" (Соч. IV, 51). Новые люди, сознавшие "всю тяжесть и нелепость" современных общественных условий, должны прислушаться к "стону и воплю несчастных братьев" и придти им на помощь...

Чернышевский, вместе с Писаревым, производил "разрушение эстетики" (выражение Писарева), т. е. доказывал, что ценность литературы заключается в ее полезности и определяется тем, насколько она служит запросам и потребностям современной "действительности"; но главное свое внимание и усилия он сосредоточил на статьях и исследованиях экономического характера. Он был сторонником европейских социалистических учений, "по своему миросозерцанию он был фурьерист" (Корнилов). В период подготовки крестьянской реформы он посвящал главное свое внимание крестьянскому вопросу. Он горячо отстаивал необходимость наделения освобожденных крестьян землею и сохранения общинного владения землею. По мнению Чернышевского, "та форма поземельной собственности есть наилучшая для успехов сельского хозяйства, которая соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Государственная {263} собственность с общинным владением из всех форм собственности наиболее подходит к этому идеалу". (Соч. III, 473)

(Европа уже пережила стадию общинного землевладения, но мы можем и должны использовать нашу отсталость для того, чтобы, минуя фазу частной поземельной собственности, прямо перейти на "высшую ступень" собственности коллективной, ибо отсталые народы, используя науку и опыт передовых народов, могут "подниматься с низшей ступени прямо на высшую, минуя средние логические моменты" (Соч. IV, 331). - В 1862 г. Чернышевский был арестован, и, сидя в крепости, написал свой знаменитый роман "Что делать?", а в 1864 г. он был приговорен Сенатом к каторжным работам за составление революционного воззвания "К барским крестьянам"; он провел в Сибири 19 лет (из них 7 лет на каторге) и возвратился в Россию лишь в 1883 г.; умер в 1889 г.).

Параллельно с легальной проповедью "новых идей" на страницах "Современника" и "Русского Слова", с 1861 года начала свою деятельность в России и нелегальная или "подпольная" революционная печать. Вышедший в 1861 году листок "Великорусс" (3 выпуска, Материалы, стр. 26-34) носил еще умеренный характер; он соглашался "на первый раз испытать мирные средства" и призывал подать государю адрес с требованием созвать "представителей русской нации, чтобы они составили конституцию для России", в противном случае "Россия подвергнется страшному перевороту"...

Более революционный характер носила прокламация

М.Л. Михайлова "К молодому поколению" (Материалы, стр. 2-15). Правда, в ней была оговорка: "мы хотели бы, разумеется, чтобы дело не доходило до насильственного переворота, - но если нельзя иначе, мы не только не отказываемся от него, но мы охотно зовем революцию на помощь народу". (В другом месте: "...Если для осуществления наших стремлений - для раздела земли между народом - пришлось бы вырезать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого. И это вовсе не так ужасно", успокоительно добавляет автор. Свою политическую программу он формулирует так: "Нам нужен не император, помазанный маслом в Успенском соборе, а выборный старшина, получающий за свою службу жалованье". Программа социально-экономическая: "Наша сельская община есть основная ячейка, собрание таких ячеек есть Русь... - Мы хотим, чтобы земля принадлежала не лицу, а стране; чтобы у каждой общины был свой надел, чтобы личных землевладельцев не существовало, чтобы землю нельзя было продавать, как продают картофель или капусту...".).

{264} Следующая прокламация - "Молодая Россия", вышедшая в 1862 году из одного студенческого кружка, носила уже неистово-революционный и прямо кровожадный характер,

(Прокламация разделяла Россию на две "партии": в состав "партии императорской" входили помещики, купцы, чиновники - "одним словом все имущие, все, у кого есть собственность"; "партию народную" составляют все неимущие и угнетенные. Единственным выходом из современного гнетущего положения является "революция кровавая и неумолимая, - революция, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка. Мы не страшимся ее, хотя и знаем, что прольется река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы; мы предвидим все это, и всё-таки приветствуем ее наступление; мы готовы жертвовать лично своими головами, только пришла бы поскорее она, давно желанная!". Революция, под лозунгом "да здравствует социальная и демократическая республика русская!" начинается штурмом Зимнего дворца с целью "истребить живущих там", но если "императорская партия" "встанет за государя", мы издадим один крик: "в топоры!" и тогда вся императорская партия подвергается истреблению "всеми способами". - Среди программных требований "народной партии" находились, между прочим: "уничтожение брака, как явления в высшей степени безнравственного... и уничтожение семьи, препятствующей развитию человека..." (Материалы, стр. 56-63). - Кроме трех цитированных нами прокламаций, в начале 60-х годов вышел еще с десяток нелегальных листков разного рода. В это же время организуется революционное общество "Земля и Воля", деятельность которого, впрочем, не получает в 60-е годы значительного развития.).

Вдобавок к общественному брожению и революционным прокламациям, весною и летом 1862 года в Петербурге и в других городах вспыхивают большие пожары, и обывательская молва обвиняет в поджогах "нигилистов" (действительных поджигателей обнаружить не удалось). Правительство, напуганное и сбитое с толку всем происходящим, начинает бить направо и налево (и "по коню" и "по оглоблям"). Составители прокламаций (или признанные таковыми) подвергаются суровым наказаниям, арестуются Чернышевский, Писарев и много иных "подозрительных" и "неблагонадежных" лиц, которые, подвергаясь административной высылке из Петербурга, разносят свои "вредные идеи" по всем провинциальным городам и городишкам; петербургский университет закрывается, впредь до пересмотра {265} университетского устава (По поводу закрытия университета Герцен поместил в "Колоколе" свое известное обращение к студентам: "...куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? - В народ! К народу! Вот ваше место, изгнанники науки!". Здесь впервые был брошен знаменитый впоследствии лозунг "В народ!" (повторенный в 1869 году Бакуниным).)

закрываются воскресные школы для взрослых и народные читальни, ибо в некоторых из них было обнаружено "вредное направление", приостанавливается (на 8 месяцев) выход "Современника" и "Русского Слова", а за компанию с органами социалистов и нигилистов приостанавливается (на 4 месяца) и славянофильский "День" Аксакова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Книги похожие на "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Пушкарев

Сергей Пушкарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)"

Отзывы читателей о книге "Россия в XIX веке (1801-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.