» » » » Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)


Авторские права

Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Россия в XIX веке (1801-1914)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Описание и краткое содержание "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать бесплатно онлайн.








закрываются воскресные школы для взрослых и народные читальни, ибо в некоторых из них было обнаружено "вредное направление", приостанавливается (на 8 месяцев) выход "Современника" и "Русского Слова", а за компанию с органами социалистов и нигилистов приостанавливается (на 4 месяца) и славянофильский "День" Аксакова.

В 1863-64 гг. внимание правительства и общества было, в значительной степени, отвлечено от русской проектируемой революции действительной революцией в Польше (см. след. ) и вмешательством европейских держав, которое вызвало в русском обществе взрыв

патриотизма и национальных эмоций, а также введением земских учреждений и нового суда (в 1864-65 гг.). Однако, уже 4 апреля 1866 года революционные эмоции напомнили о своем существовании выстрелом Каракозова.

Покушение на жизнь царя-Освободителя вызвало снова испуг при дворе и повело к усилению правительственной реакции; новый начальник 3-го отделения гр. Шувалов "терроризирует" царя своими постоянными докладами о революционных замыслах и кознях, гр. Толстому поручается приведение в порядок умов русской учащейся молодежи путем усиленных приемов нового лекарства - классицизма. Реформаторская деятельность в {266} правительственных кругах (за исключением военного министерства) затихает, и на вновь созданные земские и судебные учреждения правительство поглядывает с опаской: не скрывается ли там невидимая "гидра революции?" - Но она скрывалась в других местах.

В 1868-69 гг. в журнале "Неделя" (совсем нереволюционном) появляется серия "Исторических писем" за подписью Миртова. Автором их был отставной полковник П. Л. Лавров, бывший профессор артиллерийской академии. Эти письма (вышедшие в 1870 году отдельным изданием) произвели большое впечатление на современную передовую молодежь и сделались для многих своего рода евангелием, открывшим новые пути жизни, работы и борьбы.

Лавров в своих "письмах" давал как бы синтез идей Писарева и Добролюбова. Он, как будто, принимал писаревский индивидуализм, но стремился сочетать его с высшими целями, ставя перед "развитой личностью" идеал общественного служения.

Вот знаменитая лавровская "формула прогресса": "Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественных формах истины и справедливости" (Ист. письма, стр. 30). До сих пор только незначительное меньшинство пользовалось благами прогресса, за счет огромного большинства, угнетенного и страдающего, и потому "критически-мыслящие личности" из среды образованного меньшинства обязаны уплатить народной массе свой долг за свое развитие "внесением научного понимания и справедливости в общественные формы" (стр. 66). Они должны "внести человечность в механизм жизни, разбудить мысль, возбудить ненависть и отвращение к обыденному злу" (стр. 84). Двигателем прогресса всегда были "одинокие борющиеся личности" (стр. 106).

Для успеха борьбы сначала "нужны энергические, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем, нужны мученики", а потом их гибель и их легенда "одушевит тысячи тою энергией), которая нужна для борьбы" (стр. 109). Тогда "критически-мыслящие и энергически-желающие личности" должны организовать "партию борцов за истину и справедливость", которая начнет борьбу с "отжившими {267} общественными формами"; эта борьба должна привести к победе "деятелей прогресса" (стр. 115-120). Давши эту, достаточно прозрачную, формулу или схему революции, Лавров указывает, что в будущем "политический прогресс заключается в доведении государственного элемента в обществе до минимума, т. е. в устранении всякой принудительности политического договора для личностей с ним несогласных" (стр. 237), короче говоря, идеалом является уничтожение государственной организации вообще...

Вскоре после выхода в свет "Исторических писем" Лавров эмигрировал за границу и стал издавать (сначала в Цюрихе, потом в Лондоне) журнал для русской революционной молодежи, наз. "Вперед" (в 1873-78 г.).

Программная статья журнала указывала, что революционная партия ведет две борьбы: во-первых, это "борьба реального миросозерцания против миросозерцания богословского", и во-вторых, "борьба рабочего против классов его эксплуатирующих, борьба свободной ассоциации против обязательной государственности" (Бурцев, стр. 106). - Для русского специальная почва для будущего развития "есть крестьянство с общинным землевладением. Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами... - вот специально русские цели" (стр. 110).

Лавров призывал русскую молодежь к личной подготовке, умственной и волевой, и к постепенной подготовке народа к социальной революции путем длительной и систематической пропаганды, ибо "перестройка общества должна быть совершена... не только для народа, но и посредством народа". Революции "суть продукты не личной воли, не деятельности небольшой группы, но целого ряда сложных исторических процессов" (110-112). Это был трудный и медленный путь. Другой голос из-за границы, более громкий и решительный, указывал {268} путь более короткий.

Это был голос Бакунина. Знаменитый "апостол анархии" (в сотрудничестве с Н. И. Жуковским) начал издавать для русских революционеров газету "Народное Дело". Ее программная статья заявляла: "Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа":

1) умственное освобождение состоит в освобождении от "веры в Бога, веры в бессмертие души и всякого рода идеализма вообще"; "из этого явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма".

2) "Основой экономической правды мы ставим два коренные положения: земля принадлежит только тем, кто ее обрабатывает своими руками земледельческим общинам. Капиталы и все орудия работы - работникам, рабочим ассоциациям"; для "действительного и окончательного освобождения народа" требуется также "упразднение права наследственной собственности" и "уничтожение семейного права и брака, как церковного, так и гражданского".

3) "Во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми ее церковными, политическими, военно- и гражданско-бюрократическими, учеными и финансово-экономическими учреждениями"; на место государства должна стать "свободная федерация вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных ассоциаций" (Бурцев, 87-89).

- Общественно-политическим идеалом Бакунина была "организация общества путем вольной федерации снизу вверх рабочих ассоциаций как промышленных, так и земледельческих, как научных, так и художественных - сначала в коммуне; федерация коммун в области, областей в нации, а наций в братский Интернационал" (Стеклов, III, 227) (Всякое государство, независимо от его политической формы есть, по мнению Бакунина, "насилие, притеснение, эксплуатация, несправедливость, возведенная в систему"; поэтому Бакунин совершенно отрицательно относился к марксистской идее "диктатуры пролетариата", которая в действительности будет "диктатурой начальников коммунистической партии, г. Маркса и его друзей"; захватив власть, они снова поработят народную массу и поставят ее "под непосредственную команду государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие" (Стеклов, 111, 247), ). (Стеклов, книги о Бакунине, см. ldn-knigi)

{269} Единственным средством для полного освобождения народной массы Бакунин считал "путь боевой, бунтовской" (Бурцев, стр. 104). Он глубоко верил в революционный инстинкт народных масс и особенно русского; крестьянства, которое, по его мнению, было проникнуто, вольнолюбивым, бунтарским, анархическим духом Разина и Пугачева.

Подводя общие (и конечно, приблизительные) итоги миросозерцанию "передовых" шестидесятников, поскольку оно выражалось в творениях их вождей и пророков, мы видим в области философско-религиозной - материализм и атеизм, в области социально-политической-анархизм и коммунизм, в области этической и эстетической - утилитаризм.

(Правда, утилитаризм не весьма последовательный, принимавший на веру ту весьма сомнительную "аксиому", что личные интересы и "наслаждение" тождественны с общим благом. - Заметим мимоходом, что Герцен, встретившись в Лондоне с представителями "молодой эмиграции" (Былое и думы, гл. 66), пришел в ужас от грубости, "нахальной дерзости манер", невежества, самодовольства и самомнения этих, как он назвал их, "Собакевичей и Ноздревых нигилизма", "базаровской беспардонной вольницы"...). Особняком от господствующего направления стояли славянофилы, но они не пользовались в общественных кругах, особенно в кругах молодежи, влиянием и авторитетом, большинство их просто не замечало.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в XIX веке (1801-1914)"

Книги похожие на "Россия в XIX веке (1801-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Пушкарев

Сергей Пушкарев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Пушкарев - Россия в XIX веке (1801-1914)"

Отзывы читателей о книге "Россия в XIX веке (1801-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.