» » » Рада Грановская - Психология веры


Авторские права

Рада Грановская - Психология веры

Здесь можно купить и скачать "Рада Грановская - Психология веры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рада Грановская - Психология веры
Рейтинг:
Название:
Психология веры
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология веры"

Описание и краткое содержание "Психология веры" читать бесплатно онлайн.



В книге известного российского психолога профессора Рады Грановской вера рассматривается как опора человеческих стремлений и потребностей. Показано воздействие мировых религий на формирование человеческой психологии, вскрыты глубинные связи между силой веры и развитием человека. Анализируется влияние веры на мировоззрение, психическое здоровье и этику современного человека. Использованы обширные материалы, накопленные мировыми религиями, исторические и религиозные, посвященные основоположникам и канонам различных верований, международный и отечественный опыт в области общей психологии. Второе издание монографии (предыдущее вышло в 2004 г.) переработано.

Для психологов, педагогов, философов и студентов профильных факультетов высших учебных заведений.






Второй собор собрался в Везали в царствование Ашоки в 380 г. до н. э. Он проходил через 100 лет после смерти Будды, на нем присутствовало 700 старейшин, и там были окончательно уточнены все детали вероучения. В частности, дисциплинарный кодекс общины – Винайя-питака. Кроме того, на нем произошел раскол буддизма на две основные ветви – хинаяну и махаяну. Только в 253 г. н. э. на третьем соборе в Паталипутре был канонизирован весь объем священного писания Трипитака. С тех пор Палийский Канон считается священным и наиболее полным, так как включает и назидательные обращения Гаутамы к монахам общины.

Канон Трипитака состоит из трех частей (трех корзин): Винайя-питака (Корзина наставлений), Абхидхарма-питака (Корзина мудрости) и Сутта-питака (Корзина текстов).

Винайя-питака содержит устав поведения членов буддийской общины-сингхи. Сюда входят правила приема в общину, процедура исповеди, этика, дисциплинарные требования и церемониал. (С психологической точки зрения существенно, что свод правил поведения представлен в форме вопросов и ответов и включает мнемонические приемы, способствующие запоминанию норм и запретов, советы для облегчения усвоения правил устава, а также рассказы о прошлых перерождениях Будды.) Сюда же включен дисциплинарный кодекс общины с перечислением 227 ошибок, совершаемых членами буддийских общин, комментарий к уставу и рассказы о жизни Будды. Именно из Винайя-питаки можно узнать, что Будда прошел через 550 перерождений, претерпевая на этом бесконечном пути страдания и нужду, чтобы таким образом приобрести возможность освободить другие чувствующие существа от страданий, присущих всему живому.

Абхидхарма-питака включает освещение религиозно-философских проблем. Она состоит из 7 трактатов. Четвертый из этих трактатов – «Пуггала-паньнятти» – представляет особый интерес, поскольку в нем рассмотрены различные типы людей в зависимости от их состояния и поведения. Кроме того, трактаты «Ямака» и «Паттханаппакарана» посвящены вопросам прикладной логики и исследованию понятия причинности.

Сутта-питака содержит поучения Будды, обращенные к ученикам. Это в основном догматика. В нее входят основы вероучения в форме стихов, диалогов, легенд, афоризмов, высказываний Будды и его первая проповедь в Бенаресе.

Кроме Трипитаки в Канон включен трактат «Дхаммапада», раскрывающий способы следования необходимым моральным принципам и правилам поведения. В него включены четыре благородные истины, поясняющие происхождение и преодоление зла, сообщение о благородном восьмеричном пути, ведущем к полному прекращению зла (Дхам., с. 98).

Стиль и язык Канона. Язык и стиль проповедей Будды отличаются выразительностью, живостью и красотой. Свои поучения обычно он выражал в форме кратких афоризмов, украшая их поэтическими сравнениями и аллегориями. Содержание проповедей он черпал из обыденной жизни, пользуясь простыми образами и сравнениями. «Я предложу тебе сравнение, ибо многие разумные люди поняли посредством сравнения», – такова была обычная его формула. Этот простой подход сообщал учению яркость и убедительность. Кроме того, его речи имели особенности для каждой категории слушателей. Постепенно установилась традиция трех кругов учения: для избранных, для членов общины и для всех. Стиль можно понять по началу одной из проповедей (цит. по: 179, с. 147):

...

Встаньте, встаньте! – что вы дремлете? Что за сон для больных, отравленных ядом страдания и тоскующих?

Встаньте, встаньте! Учитесь жизни, ведущей к миру, дабы властелин смерти не воспользовался бы вашей беспечностью и, обольстив, не подчинил бы вас своей силе.

В каноне традиционно сочетаются стихи и проза, принцип обрамления, широко используются притчи, участвуют животные, говорящие и действующие, как люди. В тексте отсутствуют выспренность и украшательства. Лаконизм достигается исключительной четкостью мысли, выраженной в виде тезиса и антитезы. Приверженец этой религии верит в три сокровища: Будду, дхарму и сингху.

...

СИМВОЛ ВЕРЫ

Я желаю держаться ясной веры в Будду,

Он – возвышенный, святой, высочайший, знающий, просветленный, просвещенный, благословенный,

Он знает миры, Он, высочайший, укрощает людей как быков, Он учитель богов и людей.

Я желаю держаться ясно веры в Учение. Учение не нуждается ни в каком времени; оно гласит «приди и смотри», оно всегда ведет к спасению, внутри своего «Я» познается оно мудрецом.

Я желаю держаться ясной веры в общину.

Основные положения буддизма

Подобно тому как океан имеет один вкус – вкус соли, так и мое учение имеет один лишь вкус – вкус освобождения.

Будда

Свое учение Будда разделил на три части: теорию (догматику), нравственность (аскетику) и практику (созерцание). Догматика состояла в признании творческой силы души как источника всякого бытия. Сила души могла нисходить на существо животного или даже растительного царства или уничтожаться в нирване – в зависимости от накопленных заслуг. Бенаресская проповедь Будды считается самым фундаментальным документом буддизма . В нем наиболее разработаны три концепции: «колеса жизни», приводимого в движение законом зависимого происхождения – кармы; концепция восьмеричного, или Срединного пути и концепция нирваны как вхождения в космическое тело Будды. Из этих концепций следуют три главные особенности: непостоянство мира, отсутствие вечной души и жизнь как страдание.

О непостоянстве мира говорится в сутре «О величии цветка». Ее суть такова. Считается, что божество Индра покрыло весь мир огромной сетью. Эта сеть соткана из бесчисленных вертикальных и горизонтальных нитей и к каждому узлу прикреплена жемчужина. Если тронуть одну, зашевелятся все остальные. Эта аллегория поясняет мысль о «неисчерпаемой взаимозависимости» различных частей мира. Мир предстает в ней как текучая совокупность процессов, лишь нашим сознанием фокусируемых в некоторых точках, в виде стационарных объектов.

( Буддизм не приемлет идеи создания всего из ничего и существом, которое тоже никто не создавал.)

В основе буддизма – представление не только об изменчивости и непрерывности мирового процесса, но и о направленности этих изменений – прогрессе. Считается, что процесс развития ведет мир к конечному освобождению от горестных оков, налагаемых законом причины и следствия, к совершенству нирваны. Это положение – единственная догматическая предпосылка буддизма . Что происходит в нирване? Угасает жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасают заблуждения и обольщения; затухает мерцающий свет низменного индивидуального «Я». Человеческая личность предстает здесь как призрак, тень, которая в соответствии со своей кармой от времени до времени появляется на сцене мира, чтобы после многочисленных перерождений и видоизменений найти в нирване покой. Индивидуальность в нирване превращается в ничто, поскольку лишается ценностных предпочтений. (Обратите внимание на глубокое понимание того, что всякая система предпочтений преходяща.) В этом учении нет ни бога, ни души, ни свободы воли. Цель – не в преодолении смерти и достижении вечной жизни, как в других религиях, а в освобождении от процесса «жизни-умирания», без начала и конца.

Буддизм изменил представление индуизма о душе. На вопрос своего ученика Васты: исчерпывается ли понятие живого существа понятием живого тела или в нем есть нечто, называемое душой, Будда промолчал. Впоследствии он объяснил: если сказать, что душа есть, то это неправда, нет элементов (скандах), которые соответствуют такой действительности, как душа. Если сказать, что души нет, то человек мог бы подумать, что вместе с тем нет и никакой нравственной ответственности за поступки. В другой раз, отвечая на вопросы о душе, он разъяснял, что собственная душа есть форма собственности. Тем самым предопределяется и особая любовь к ней, а это корень всякого зла. Только полное отрицание личной собственности позволяет человеку совершать поступки без страсти. При этом отрицание души совмещается с признанием сознания как аппарата восприятия внешнего мира и воли как предшественника поступка. Поскольку и сознание и воля непрерывно меняются, то не может быть и вечной души.

Основная причина страдания людей – жажда бытия. Избавление от нее Будда связывал с нравственным совершенствованием человека. С этой целью им была разработана специальная система причинности, в которой выделено 12 звеньев цепи зависимости, представляющих отдельные этапы психического развития личности.

1. Неведение. Непонимание причин страдания обуславливает омраченность, вовлекая человека в новое рождение в форме, обусловленной кармой. Это значит, что в прошлой жизни существо не подавило страсти, увлеклось бытием, дхармы не успокоились, продолжают сочетаться вновь, являя материал для новой личности. Неведение ведет к проявлениям воли – волениям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология веры"

Книги похожие на "Психология веры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рада Грановская

Рада Грановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рада Грановская - Психология веры"

Отзывы читателей о книге "Психология веры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.