Сарвепалли Радхакришнан - Этический идеализм раннего буддизма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Этический идеализм раннего буддизма"
Описание и краткое содержание "Этический идеализм раннего буддизма" читать бесплатно онлайн.
-------------------
* Milinda, II. 3. 10. См. также Вuddhaghosha, Atthasalini; E.Т.,
p. 54.
** Milinda, II. 3. II.
Согласно Буддхагхоше, сознание сначала входит в контакт со своим объектом, а потом возникает восприятие, ощущение и хотение. Однако нельзя разбить единое сознательное состояние на несколько ступеней, соответствующих ощущению, восприятию и т.д. "В одном целостном сознании нельзя сказать, что вот это идет сначала, а вот это потом"*. Интересно отметить, что Буддхагхоша смотрел на ведану, ощущение, как на самое полное познание предметов** и пользование ими.
-------------------
* Вuddhaghosha, Atthasalini, pp. 143-144.
** Ощущение "имеет: 1) переживание, в качестве характерной черты,
2) пользование, в качестве функции, 3) испытание духовных
свойств, в качестве проявления, 4) спокойствие, в качестве
непосредственной причины. 1) В четырех плоскостях существования
не бывает ощущения без характерной черты переживания. 2) Если
возразят, что функция пользования предметом может быть доставлена
только приятным ощущением, мы отвергнем таков мнение и скажем;
пусть это будет приятное чувство, мучительное чувство или
нейтральное чувство, все они имеют функцию пользования
(анубхавана) предметом. Что касается пользования вкусом предмета,
то остальные связанные состояния пользуются им только частично;
от контакта здесь остается только [функция] чистого
прикосновения, от восприятия - только замечание или
воспринимание, от хотения - простое координирование, от сознания
- простое узнавание. Но только ощущение, посредством управления,
искусства, мастерства, пользуется вкусом предмета... поэтому и
говорится, что пользование или переживание есть его функция.
3)Простое наличие или ощущение как таковое характеризуется, когда
мы называем его проявление "испытанием духовного качества"
(четасика). 4) И поскольку успокоившееся тело наслаждается
блаженством или счастьем, ощущение имеет спокойствие в качестве
своей непосредственной причины" (Atthasalini, E. Т., pp.
145-146).
Мы позволим себе остановиться на теории чувственного восприятия ранних буддистов. Зрительное ощущение синего изображения возникает, когда встречаются синий цвет, который дается, и орган глаза. Иногда проводится различие между хету, причиной, и пратьяйей, условием; зрительное ощущение обусловлено глазом и объектом - синим цветом, но причиняется оно, по словам буддистов, предшествующим познанием. Объекты ощущения принадлежат к пяти классам: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Буддхагхоша делит их на асампаттарупа - возникающие тогда, когда организм не вступает в контакт с объективными источниками объектов, как объекты зрения и слуха, и сампаттарупа - объекты обоняния, вкуса и др., являющиеся лишь видоизменением осязания. Демокрит рассматривал всякое ощущение как осязание или его развитие. Пятеричные объекты называются "панчараммана". Когда орган и объект вступают в контакт, появляется ощущение. Фактически поток сознания есть лишь "последовательность состояний духа, вызванных случайным столкновением ощущения и предмета [66]. Пхасса, или контакт, имеет место "подобно тому, как когда два барана ударяются головами". Глаз одно, а объект другое, а их столкновение - это соединение обоих*. В "Дхаммасангани" утверждается, что внешние явления вызываются столкновением и изменением внутренней или личной рупы с помощью ощущения. Имеются и другие взгляды, согласно которым глаз и предметы обусловливают друг друга. Без глаза нет внешнего мира, а без мира нет видящего глаза**.
-------------------
* Milinda, II. 3.9; см. также Majjhima, I. 3.
** Г-жа Рис Дэвидс дает следующее резюме изложения чувственного
восприятия, содержащегося в Дхаммасангани:
А. Чувства
Во-первых, общее положение, связывающее каждое чувство поочередно
а) с природой (с четырьмя стихиями), б) с индивидуальным
организмом и утверждающее его невидимость и его способность
столкновения.
Во-вторых, анализ чувственных процессов, делящихся в каждом
случае на а) личное действие или аппарат, способный реагировать
на столкновение, б) сталкивающуюся "форму", или форму, вызывающую
столкновение определенного рода, в) столкновение между а) и б), а
также г) получающееся в результате изменение духовного
континуума, то есть, в первую очередь, контакт (особого рода);
затем гедонистический результат, или интеллектуальный результат,
или, возможно, и тот и другой. Изменение констатируется дважды,
причем в каждом случае ударение делается на взаимном столкновении
- вопервых, как на причине изменения, а во-вторых, как на
предмете внимания в измененном сознании затронутых лиц.
Б. Чувственные предметы
Во первых, общее положение, связывающее каждый вид чувственных
предметов по очереди с природой, характеризующее некоторые из
типичных разновидностей и утверждающее их невидимость (за
исключением зрительных объектов) и их способность производить
столкновение.
Во-вторых, анализ чувственного процесса в каждом случае, как в
разделе А, но как бы со стороны чувственного объекта, который
дается следующим образом: а) модус формы или чувственного
объекта, способный сталкиваться со специальным аппаратом
индивидуального организма, б) удар этого аппарата, в) реакция или
дополнительный удар чувственного предмета, г) получающееся в
результате изменение духовного континуума, то есть в первую
очередь контакт (особого рода), затем гедонистический результат,
или интеллектуальный результат, или, возможно, и тот и другой.
Изменение констатируется дважды, причем в каждом случае ударение
делается на взаимном столкновении, во-первых, как на причине
изменения, а во-вторых, как на предмете внимания в измененном
сознании, затронутом таким образом (Mrs. Rhys Davids, Buddhist
Psychology pp. LI-LIV),
Объекты мысли также делятся на пять разрядов: 1) читта, ум, сознание; 2) четасика [67], духовные качества; 3) пасада рупа, чувственные качества тела, и сукума рупа, тонкие качества тела; 4) паньнятти, имя, идея, представление, понятие; 5) нирвана. Это все - дхаммараммана, где слово "дхамма" означает представление ума. Не дается никакого определенного объяснения по поводу того, каким путем чувственный опыт превращается в познание смысла и идей. Говорится, что ум, рассматриваемый как материальный орган, создает из ощущений интеллектуальные идеи и понятия. Мы не знаем, как это происходит. Читта, представляющая собой и вещь и мысль, перерабатывает, по словам буддистов, ощущения в конкретный поток сознания. Седьмая книга Абхидхамма питаки называется "Паттхана", отношения. Буддист признает, что всякое сознание есть отношение между субъектом и объектом. Во всех этих процессах мы предполагаем деятельность виджняны, особой функцией которой является узнавание*, представляющее собой чисто интеллектуальную реакцию.
-------------------
* Milinda, II. 3. 12.
Способность к волевому акту или воля современной психологии не может быть легко обнаружена в буддистском анализе. Но она столь же важна и первична, как познание или аффект. В буддистской теории воля является наиболее преобладающим аспектом сознания, основным элементом человеческой жизни. Нет никакого основания думать, что воля в буддистской философии есть следствие соединения пяти скандх. Мы можем сказать, что виджняна, ведана и санскара грубо соответствуют познанию, ощущению и воле. Чайлдерс в своем словаре приводит понятия, отвечающие современному понятию акта воли, под словом санскары. В них входят чхандо, желание, и вириям, усилие. Это последнее, согласно г-же Рис Дэвидс, присутствует во всех других способностях. У Аристотеля мы находим, что усилие стремления есть жизненный элемент в вожделении, страсти, выборе или воле. Г-жа Рис Дэвидс придерживается того мнения, что хотя у буддистов нет признаков четко развитой психологии с ее тонкими различиями между влечением, желанием и выбором, все же основные различительные линии между психологическим фактом желания и этическим суждением о нем проведены ясно. Она полагает, что в питаках имеется "весьма последовательное различие в употреблении терминов, обозначающих процесс воли в том случае, когда он имеет только психологическое значение, и в тех случаях, когда он имеет этическую или моральную подоплеку. Например, в двух параллельных местах в "Дхаммасангани" термин, который лучше всего передает значение простого чистого волевого акта или сознания энергии, а именно вириям, как и все его синонимы и дополняющие термины - попытка и стремление, усилие и старание, ревностность и пыл, энергий и сопротивление, упорное стремление, сдержанное желание, напряжение и выдержка - употребляется для частичной характеристики как такого состояния или качества духа, которое морально хорошо, так и того, которое морально дурно. Таким образом, употребляя эти термины для характеристики психологической деятельности, буддизм не связывает с ним ничего дурного, как не делаем этого и мы. Но когда, с другой стороны, священные книги пытаются в терминах, имеющих значение вопи, передать этические ценности, то тут или употребляются особые, специальные слова, или же сам термин "воля" конкретно ограничивается, как относящийся к предмету извращенных желаний или болезненному состоянию воли; хотение или желание (аканкха) становится жаждой или ненасытностью (танха), вместо желания (чхандо) получается похоть (чхандораго), плотская похоть (камараго), чувственное наслаждение (нандираго) или вообще какое-то ограниченное определение, например стремление к форме (рупачхандо) и так далее"*. Все делается видоизменением воли. Современная психология подчеркивает волевую целеустремленную природу всей духовной жизни. Иногда акт воли имеет теоретический интерес, иногда - практический. Выражаясь словами профессора Александера: "Теоретические акты духа - это те акты, которые сохраняют непрерывность объекта перед духом, не изменяя самого объекта. Практические акты меняют объекты. Познание и воля в каждом психическом акте, состоянии неразличимы, но каждый вид стремления приобретает две различные формы, теоретическую и практическую, в соответствии с различными интересами, с которыми оно связано"**. Как общее правило, теория находит свое завершение в практике. Акты познания являются в высшей степени практическими. Буддистская психология права, когда она говорит в учении пратитьясамутпады, что восприятия порождают желания. Объект, на который направлено стремление, может быть ощущаем, воспринят, воображен, вспомянут или мыслим. Познание и воля превращаются в теоретическую и практическую разновидности стремления. Физиологическая психология принимает в качестве единицы сенсорно-моторную цепь. Афферентная часть цепи соответствует познанию, эфферентная - желанию, стремлению. Весь процесс рассматривается как единое целое, и две указанных стороны различаются как элементы его. Там, где вся духовная жизнь носит конативный характер, воля представляет собой активное преследование цели, превращение ее из идеала в действительность. Даже здесь практическая сторона является господствующей. Теоретическое познание возникает, когда практическое выражение останавливается или встречает препятствие. Чистая радость созерцания - также конативное явление, в котором практическим интересом является само наслаждение. Опять-таки чувство не зависимо от желания. Оно сопровождает все акты. Профессор Стаут отказался от старого троичного членения духовных состояний и вернулся к древнему двойственному анализу духа, объединив аффективные и конативные элементы под именем интереса, в противоположность элементу познания. Если мы устраним обособленность познания и превратим его в теоретический аспект хотения, мы придем к буддистскому выделению хотения как центрального факта духовной жизни [68].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Этический идеализм раннего буддизма"
Книги похожие на "Этический идеализм раннего буддизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сарвепалли Радхакришнан - Этический идеализм раннего буддизма"
Отзывы читателей о книге "Этический идеализм раннего буддизма", комментарии и мнения людей о произведении.