Евгений Тарле - Сочинения. Том 3

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения. Том 3"
Описание и краткое содержание "Сочинения. Том 3" читать бесплатно онлайн.
Евгений Викторович Тарле. Собрание сочинений двенадцати томах томах. Том III.
Содержание тома:
1. «Континентальная блокада». Том I.
С другой стороны, расширив свои владения на Балканском полуострове, французский император окончательно пленился мыслью устроить для Франции сухопутный подвоз хлопка.
Когда в 1810 г. Наполеон во что бы то ни стало захотел, чтобы левантийский хлопок шел по Саве через Иллирийские провинции, через Италию и Швейцарию во Францию, то Главный торговый совет взмолился, чтобы по крайней мере император не уничтожал при этом право возить хлопок и прежней дорогой — на Рейн, потому что новая дорога полна опасностей: Альпы зимой непроходимы[9] и т. д.
Был момент, когда Наполеон склонен был даже к установлению такого принципа: «законен» лишь тот хлопок, который привезен через Иллирию. 9 сентября 1810 г. император выражает неудовольствие маршалу Мармону за то, что он не арестовал турецких кораблей, зашедших в иллирийские порты[10]; в тот же день — приказ министру финансов послать тайных агентов выслеживать контрабанду в Дюссельдорфе, Франкфурте, Майнце[11], приказ конфисковать в Италии весь так называемый левантийский хлопок, если только он не привезен из Иллирии[12].
Главный торговый совет в 1810–1811 гг. много носился с мыслью создать в Триесте передаточный пункт, через который левантийский хлопок шел бы во Францию. Намечался путь для этого товара из Триеста через Северную Италию в Страсбург, оттуда внутрь Франции, в Бельгию и Голландию[13]. Получение хлопка из Иллирии было обеспечено уже потому, что в самой Иллирии не было вовсе хлопчатобумажного производства[14], а в Австрию это драгоценное сырье не пустили бы французские таможни. Значит, оставалась одна дорога — в Империю Наполеона. Путь (транзитом) через Австрию и страны Рейнского союза менее нравился Наполеону вследствие большей трудности «проверки» хлопка (не из Англии ли он), менее удобен был и французским покупателям вследствие проволочек в таможнях Вюртемберга и Баварии[15].
Правительство делало все, от себя зависящее, чтобы сделать выгодным сухопутный подвоз хлопка. Декретом от 27 ноября 1810 г. (titre III, art. 8–10) Наполеон разрешил устройство складов прибывающих из-за границы товаров в портах Фиуме и Триесте. Это было сделано для удобства французских купцов, которые в противном случае должны были бы предпринимать поездки в самую Турцию за нужными им товарами и прежде всего за хлопком. 3 мая 1811 г. Наполеон, вняв просьбам купечества, торговавшего с Турцией, разрешил беспошлинный транзит через Иллирию для хлопка, идущего в Италию и во Францию (пошлина уплачивалась лишь в пограничных таможнях при въезде в эти две страны)[16].
Но, несмотря ни на что, дороги Балканского полуострова оказывались все-таки и опасными, и не особенно проезжими. Император неуклонно продолжал вести свою линию: или хлопок, прошедший через Иллирию, или никакого хлопка.
Наполеон категорически высказался (в январе 1812 г.) в том смысле, что он позволит провозить левантийский хлопок исключительно сухим путем, ибо морским путем нельзя: несмотря ни на какие удостоверения о происхождении, этот хлопок будет проходить через руки англичан, в руках которых вся морская торговля; он будет идти через Мальту, опорный пункт английской контрабанды на Средиземном море[17]. Только сухопутье гарантирует от участия англичан в торговле. Сухим путем мог прийти и неаполитанский, и римский хлопок (мы знаем, что были налицо хлопководство в Неаполе и попытки завести хлопководство в Риме). Но, конечно, если какой хлопок мог заменить хоть количественно изгоняемый из Европы хлопок заморский, то только хлопок левантийский. А левантийский хлопок «сухим путем» мог идти только через Иллирию.
В Иллирию, правда, привозили хлопок не только из Салоник и вообще не только через Балканский полуостров, но также и с островов Архипелага морем, в бухту Каттаро[18]. И только ли левантийским был этот привозимый по морю хлопок, не было ли это обходным движением английской контрабанды? Это могло быть для одних предметом сомнений, а для других и сомнений не было: ведь в эту эпоху взгляд Наполеона был, по существу, недалек от истины: то, что привозится по морю, либо идет из Англии и ее колоний, либо идет с разрешения и одобрения англичан.
Другое стремление Наполеона — повернуть транзитный поток из Иллирии в Италию, прочь от венской давнишней дороги — было осуществить легче, нежели прекратить контрабанду на бесконечной приадриатической береговой полосе Иллирии.
Политика Наполеона в Иллирийских провинциях, направленная к тому, чтобы создать непрерывный торговый путь из Леванта в императорские владения, конечно, жестоко угнетала австрийскую торговлю, и австрийцы делали все от себя зависящее, чтобы удержать прежнюю позицию необходимого этапа между Левантом и Средней Европой. Наполеон знал об этой глухой борьбе, ему докладывали о ней в последний раз за несколько недель до перехода через Неман[19]. И этот вопрос, как и все крупные и мелкие вопросы европейской истории, разрешился за Неманом…
В сентябре 1813 г. первые австрийские отряды вступили в Иллирию.
Глава XIX
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ФРАНЦИИ И РОССИИ ПРИ НАПОЛЕОНЕ
Экономические отношения Франции и России до континентальной блокады. Положение торговли с Россией в 1806–1807 гг. Отношения после Тильзитского мира. Стремления французских торгово-промышленных кругов. Показания французских купцов, торговавших в России. Падение русского курса. Попытки Наполеона бороться с этим явлением. Начало осложнений из-за континентальной блокады. Пререкания из-за лиценций. Декабрьский указ 1810 г. Ввоз хлопка в Россию в 1811 году. Окончательная ссора императоров
Дипломатическая и, шире, политическая история франко-русских отношений при Наполеоне превосходно выяснена трудами и изданиями и русских, и французских источников, вел. кн. Николая Михайловича, Н. К. Шильдера, Вандаля, Сореля, в последнее время Шюке, Дрио.
Несравненно менее исследована история экономических отношений между обеими странами в ту же эпоху. На дальнейших страницах читатель найдет уяснение того, как отражались события наполеоновского царствования на торгово-промышленных интересах, которые имели французы в России, и как в свою очередь эти интересы могли влиять и влияли на отношения между обеими империями. Неизданные документы французского происхождения помогут разобраться в этом не затронутом исторической наукой вопросе, и для общей темы моего исследования о судьбах французской промышленности при Наполеоне того, что могут дать эти документы, достаточно. Нечего и говорить, что другая проблема, обширная и заманчивая, которой я здесь не задаюсь, проблема выяснения во всей полноте экономического состояния России в эпоху континентальной блокады, потребовала бы привлечения, кроме этих французских, документов еще и русских (и в несравненно большем количестве, ибо и вопросы были бы гораздо разнообразнее). К слову скажу, что в библиотеке Ученого комитета министерства финансов этих документов нет[1]. Существуют ли такие документы? И если существуют, то где они? Сколько их? На все это, может быть, со временем представят ответ издания «Сборника Русского исторического общества» (редакция которого уже начала давать массу ценного, относящегося к этой эпохе) и исследования русских историков.
Думаю во всяком случае, что и для подобной будущей специальной работы о России могут оказаться отчасти небесполезными те сведения, которые дали французские документы мне, хотя я и задавался иной задачей.
Кроме неизданных документов Национального архива в Париже и кое-каких указаний документов лондонского Record Office, я привлек и печатные источники: кроме наполеоновской «Correspondance» (официальное издание и дополнительное издание Lecestre’a), еще капитальное издание донесений Коленкура, выпущенное в свет вел. кн. Николаем Михайловичем. Кое-какие брошюры Британского музея, воспоминания Савари (герцога Ровиго) и т. п. отмечены полными ссылками в тексте.
Я уже имел случай указать (в реферате, читанном в СПб. Историческом обществе в октябре 1910 г.), что еще при старом режиме, в министерство Калонна, во Франции проявлялось живейшее стремление завязать с Россией тесные торговые связи и хоть отчасти вытеснить на русском рынке англичан. Договор 1786 г. с Россией должен был, по мысли Калонна, содействовать этому. Но события все изменили. В 1793 г. указом императрицы Екатерины были окончательно и безусловно порваны все сношения с революционной Францией, и торговля между обеими странами оборвалась. Когда в 1800 г. между императором Павлом и первым консулом, генералом Бонапартом, завязалась переписка, начались дружественные отношения и в обществе стали поговаривать даже о предстоящем франко-русском союзе, то сейчас же оживились и надежды французских промышленников. Смерть Павла и вступление на русский престол нового монарха не сразу подкосили эти надежды.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения. Том 3"
Книги похожие на "Сочинения. Том 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Тарле - Сочинения. Том 3"
Отзывы читателей о книге "Сочинения. Том 3", комментарии и мнения людей о произведении.