» » » » Анри Пирен - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира


Авторские права

Анри Пирен - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира

Здесь можно купить и скачать "Анри Пирен - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анри Пирен - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира
Рейтинг:
Название:
Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-9524-4969-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира"

Описание и краткое содержание "Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного бельгийского историка Анри Пирена посвящено истории Западной Европы, тому влиянию, которое оказало на ее развитие вторжение варваров в пределы Римской империи, а затем завоевание арабами-магометанами части этой территории и включение ее в состав Арабского халифата. Автор отмечает, что вторжение германцев не нарушило средиземноморского единства античного мира. Разрыв с античной традицией произошел позже, и причиной послужило быстрое распространение ислама в результате вторжения арабов-магометан. В итоге Восток был окончательно отделен от Запада и средиземноморскому единству пришел конец. Упадок, в который погрузилась монархия Меровингов, привел к появлению династии Каролингов. Папа римский вступил в союз с новой династией, порвав с императором Византии, уже неспособным обеспечить Риму реальную защиту. Главенствующую роль в Европе стали играть церковь и феодалы. Европа явила миру свой новый лик. Начинались Средние века.






У франков известным придворным поэтом был Хильперих.

Со временем процесс романизации германцев становился все более интенсивным. Как отмечает Готье, после смерти Гейзериха вандальские короли вернулись «на орбиту» Римской империи. Успешно шла романизация и среди вестготов; к концу VI в. арианство среди них исчезло почти повсеместно.

Опять же следует отметить, что характерные национальные черты германцев сохранились лишь на севере империи, как и их приверженность язычеству, которое просуществовало до VII в. Когда войска франков вступили в Италию, чтобы помочь остготам, франки демонстрировали откровенное презрение к последним, и те, видимо, пожалели, что заключили союз с франками, а не с Византией.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что Романия, несмотря на некоторые территориальные потери на севере, сохранилась как единое целое[34].

Конечно, многое внутри империи изменилось к худшему. Регресс и упадок наблюдались в каждой области жизни, в искусстве, литературе и науке. «Виден упадок… во всей деятельности свободных людей, во всей культуре с самых ее азов», — справедливо замечает Григорий Турский. Романия сохранилась и продолжала существовать «по инерции». Заменить ее было нечем, да никто и не предлагал подобной замены. Ни церковь, ни миряне не считали, что возможна какая-то другая форма цивилизации. Среди общего упадка и деградации только церковь сумела остаться оплотом морали и духовной силы, а для церкви империя продолжала существовать. Григорий Великий (бывший с 579 по 585 г. папским наместником при византийском дворе, а с 590 г. — папой) писал византийскому императору, что тот управляет свободными людьми, а варвары — рабами. Церковь могла, конечно, в чем-то не соглашаться с императорами Византии, но в целом она оставалась им верна. Разве не Отцы Церкви говорили императорам, что Римская империя существует по воле Божьей и что ее существование необходимо для сохранения христианства? Разве церковь не выстроила свою организационно-иерархическую структуру по подобию римской? Разве она не использовала для служб, писаний и проповедей латынь — язык империи? Разве она не осталась хранителем законов и культуры империи? И разве все высшие посты в церковной иерархии не заняли представители древних сенаторских семей?


4. Германские государства на территории Западной Римской империи

То, что германские родовые и племенные институты не могли сохраниться на почве Римской империи, когда германцы поселились среди римского населения, является очевидным фактом[35].

Родовые традиции и институты могли сохраниться лишь в небольших королевствах, населенных преимущественно германцами, как это было у англосаксов.

Конечно же германские короли, ставшие во главе королевств, которые образовались на территории империи, воспринимались своими соплеменниками как национальные правители, цари своих соплеменников, как называл их Григорий Великий. Себя они именовали, в зависимости от национальной принадлежности и того, кем правили, повелителями готов, вандалов, бургундов, франков. Но для римлян они были всего лишь римскими военачальниками, которым доверено руководить гражданским населением. К римлянам они обращались именно как римские военачальники[36]; и они гордились римскими титулами; достаточно вспомнить, какой торжественной церемонией с целой кавалькадой сопровождавшей его свиты отметил Хлодвиг присвоение ему титула почетного римского консула. При Теодорихе все было скромнее: он был римским вице-королем и издавал не законы, а указы.

Готы занимали командные посты только в армии; там же только продолжали действовать готские правила и традиции. Все гражданские должности занимали римляне, и вся римская система управления была в максимальной степени сохранена. По-прежнему существовал сенат. Однако вся власть была сконцентрирована в руках короля и его окружения; королевский двор располагался в освященном месте — во дворце. Теодорих для обозначения своего положения правителя использовал то же латинское слово «реке» (rex), что и римские императоры, как бы желая этим скрыть свое неримское происхождение. Его резиденция находилась там же, где и резиденция римской императрицы, — в Равенне. Административное деление провинций и система управления остались теми же; по-прежнему функционировали окружные военачальники, гражданские управляющие округами (ими традиционно были римляне из сословия всадников) и наместники (обычно в ранге проконсула). В городах сохранились институты управления с их куриалами и защитниками закона, которые следили за выполнением закона и правосудия и, в частности, защищали граждан от излишних повинностей. Римская финансовая система также была сохранена. Теодорих чеканил монеты, но с изображением императора. К своему титулу он добавил имя Флавий (это имя означало высокопоставленное положение; его неоднократно использовали римские императоры) в знак того, что он принял римское гражданство[37].

В документах его титул писался следующим образом: постоянный посланник императора, расширивший пределы Римской империи. Королевская охрана была организована так же, как в Византии; это же касалось дворцовых церемоний. Правовая система была полностью римской; даже сами готы должны были жить по римскому праву. На основе римского права были составлены и все указы Теодориха. Никаких особых законов для готов не существовало. Теодорих был против того, чтобы готы могли по собственному усмотрению (без санкции королевской власти) участвовать в войнах; он вообще был противником всего того, что считал варварством германцев. Он не был защитником германского обычного права. Готы служили в гарнизонах, несших охрану городов; они жили на доход от своих земельных владений, а также на жалованье в виде денежного довольствия за военную службу. Занимать гражданские должности готы не могли. Они не могли никоим образом влиять на управление, за исключением тех, кто, наряду с римлянами, входил в окружение короля. В королевстве, управляемом их королем, готы на самом деле были иностранцами, правда хорошо оплачиваемыми иностранцами; они образовали своего рода военную касту, профессиональная деятельность которой обеспечивала входившим в нее безбедное и комфортное существование. Именно по профессиональным причинам готы держались вместе; их сплоченность не имела никакого отношения к тому, что приписывают так называемым германским национальным особенностям. Именно желание сохранить свое профессиональное положение и получаемые от этого выгоды и стало причиной того, что они оказывали столь упорное сопротивление в ходе войн в годы правления Юстиниана. Л. Шмидт[38] признает, что с того времени, как готы осели в Италии, королевская власть у них фактически перестала существовать[39]. Теодорих стал простым ставленником и подчиненным римского императора Зенона. Как только он со своими соплеменниками прибыл в Италию, местное население и церковь стали воспринимать его как представителя законной римской власти. Свои полномочия король осуществлял посредством сайонов (судебных приставов); хотя их обозначали готским словом, по сути, это было чистой копией ревизоров и сыскных агентов, которые существовали у римлян. Короче говоря, готы являлись военной опорой королевской власти, а сама эта власть и вся система управления были римскими.

Конечно, следует отметить, что среди других варваров римское влияние не было столь сильным и глубоким. Вандалы пошли на полный разрыв с Римской империей; при этом в их системе государственного устройства не было никаких германских черт. Однако следует ясно понимать, что вандалы действительно пошли на полный разрыв, что заключенные ими и империей договора были для них просто фикцией и пустой бумажкой и нет никаких оснований считать вандальского короля Гейзериха подданным римского императора, находившимся в его подчинении. Наблюдался явный контраст между Гейзерихом и Теодорихом. Король вандалов не стал угождать римлянам и считаться с их интересами, как это делал его готский коллега. Он отнесся к римлянам крайне жестко и подверг гонениям их веру. Никакой «римской трети» вандалы не соблюдали. Осев в основном в Зевгитании (северные районы сегодняшнего Туниса), они либо официально конфисковали земли у римских землевладельцев, либо попросту согнали их с насиженных мест. Жили вандалы на доходы от своих «колоний» и налогов не платили. Что касается организации по тысячам во главе с тысячниками, или, как их называет Прокопий Кесарийский, хиллиархами (римское название командира отряда в тысячу легковооруженных воинов), то этот принцип организации касался только войска.

Но всем остаткам германского обычного права, а точнее сказать, германских общественных институтов, характерных для родового строя, пришел конец в 442 г., когда Гейзерих подавил выступление родовой знати, пытавшейся использовать в своих интересах сохранившиеся остатки родового строя и племенной организации, и установил абсолютную монархию. Практически он воссоздал систему государственного управления, которая существовала в Римской империи. Все указы и распоряжения вырабатывались на основе римского права и писались на латыни. Резиденция Гейзериха в Карфагене, как и Теодориха в Равенне, представляла собой дворец, вполне сравнимый с императорским дворцом на Палатинском холме в Риме. Гейзерих и его приближенные не вмешивались в экономическую жизнь и не вникали в вопросы обустройства повседневной жизни соплеменников. Существует точка зрения, что короли вандалов даже продолжали посылать в виде даров оливковое масло в Рим и Константинополь. Когда Гейзерих установил право наследования королевской власти, он сделал это в форме приписки к своему завещанию в соответствии с римским правом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира"

Книги похожие на "Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анри Пирен

Анри Пирен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анри Пирен - Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира"

Отзывы читателей о книге "Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.