» » » » Александр Комаровский - Записки строителя


Авторские права

Александр Комаровский - Записки строителя

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Комаровский - Записки строителя" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Воениздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Комаровский - Записки строителя
Рейтинг:
Название:
Записки строителя
Издательство:
Воениздат
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки строителя"

Описание и краткое содержание "Записки строителя" читать бесплатно онлайн.



Воспоминания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, генерал-полковника инженерно-технической службы Александра Николаевича Комаровского охватывают сорок лет его деятельности как инженера-строителя.

Канал имени Москвы, оборонительные рубежи в годы Великой Отечественной войны, Челябинский металлургический завод, первая атомная электростанция в Обнинске, Московский государственный университет, научно-исследовательские комплексы в Дубне — о строительстве этих и других интересных и сложных сооружений рассказывает автор в своей книге.

И не только рассказывает. Обращаясь к молодым строителям, автор делится своим опытом, наблюдениями и размышлениями по коренным проблемам строительства.






В марте 1944 г. на стройку уехала оперативная группа с задачей: обеспечение энергоснабжения и водоснабжения, организация связи, изыскание источников получения местных материалов и способов их обработки, приемка ряда действующих предприятий (Тбилисский кирпичный завод, известковый завод в Каспи и другие), создание подсобного сельского хозяйства для рабочего снабжения, организация лесных разработок и изучение транспортных схем.

На основе полученной с места работ в Грузии информации были разработаны и осуществлены некоторые дополнительные меры. Были отгружены, например, 20 сборных щитовых двухэтажных восьмиквартирных домов из Соликамска. Кроме того, часть оборудования направили из Тагилстроя, Базстроя и некоторых других строек. Из этих же мест приехали в Рустави и некоторые инженерно-технические работники.

Генплана завода еще не было, поэтому с Гипромезом согласовали лишь соответствующие зоны на площадке, где размещались предприятия, строительные базы, вспомогательные хозяйства, складские помещения и участки для размещения жилых поселков. Основное же хозяйство строительства проектировалось силами Закавказметаллургстроя.

Наряду с созданием непосредственно на площадке строительства первоочередных производственных предприятий не менее важной и срочной была разведка источников получения основных местных стройматериалов, и прежде всего составляющих бетона — песка, гравия, а также камня. До Закавказского металлургического завода крупных промышленных комплексов в Грузии не строилось. Под руководством заместителя главного инженера Н. Б. Лобоцкого и начальника технического отдела строительства Л. И. Вайнера была проведена большая работа по изысканию в Грузии, Армении, Азербайджане заполнителей для бетона и каменных материалов. Организовали балластный карьер в пойме реки Куры, Дзегамский карьер бутового камня и другие. Широко применялись армянские туфы, а также азербайджанская гажа, используемая в качестве легкого заполнителя.

Недалеко от стройки было организовано крупное подсобное хозяйство овощного направления.

В минимальный срок были построены железнодорожные пути, связавшие строительные площадки с главными путями НКПС, автодорога от Рустави до Тбилиси, организовано временное водоснабжение (до 100 л в сутки), которое обеспечивало нужды строительства и населения в питьевой воде вплоть до пуска постоянного Булачаурского водопровода, строительство которого было возложено на Закавказметаллургстрой.

Площадка, отведенная для строительства, с одной стороны обрамлялась заболоченной поймой реки Куры. Находящаяся вблизи площадки деревня называлась Караязы («Черная смерть»), потому что здесь свирепствовала малярия. Поэтому нашим строителям, еще до сколь-нибудь удовлетворительного решения жилищной проблемы, пришлось заняться противомалярийными мероприятиями, в основном нефтеванием поймы реки и заболоченных участков. Они увенчались полным успехом, так как ни в начале строительства, ни в дальнейшем новых малярийных заболеваний среди коллектива строителей практически не было.

Строительство быстро набирало темпы. Найденные материалы и готовые конструкции позволили в течение 1944 г. построить основные производственные предприятия, организовать автохозяйство на 300 автомашин, базу механизации, мастерские сантехнических заготовок. Были вовлечены в строительство завода такие специализированные организации, как Стальконструкция, Кавэлектромонтаж, Кавсантехмонтаж и другие.

Решая вопросы частичного перебазирования сил и ресурсов из Челябинска в Рустави для организации новой базы строительства крупного комплекса, нельзя было ограничиться созданием только временных производственных предприятий, обычных и традиционных в подобных случаях. При организации нового строительства на необжитом месте это привело бы к замедлению разворота работ на основных цехах металлургического завода. Поэтому естественным было стремление начать строительство ремонтной группы цехов металлургического завода одновременно со строительством временных производственных сооружений и жилья для рабочих, чтобы уже на начальном этапе использовать их для широкого фронта основных работ.

Напомню, что к моменту организации стройки проектная документация металлургического завода еще не была разработана. Вырисовывались лишь его основные контуры на уровне проектного задания. Но вместе с тем имелась проектная документация (в стадии рабочих чертежей) по таким цехам, как фасоннолитейный, ремонтно-механический, кузнечный и металлоконструкций. По этим проектам цехи были построены на Челябинском металлургическом заводе. По своей производственной характеристике и конструктивным решениям они могли быть и на данной площадке. Конечно, применение этих проектов в Рустави требовало известной корректировки, обусловленной климатическими особенностями южного района. Так, следовало двойное остекление заменить одинарным, уменьшить теплоизолирующий слой кровли, что позволяло облегчить перекрытия, и так далее. Однако в данном случае решающее значение имела принципиальная возможность использования этих проектов, что сулило большой выигрыш времени.

Проектирование Руставского металлургического завода осуществлял центральный Гипромез, который тогда еще работал в Свердловске, куда был временно эвакуирован. Оценив значение поставленного вопроса, Гипромез без особой задержки санкционировал применение челябинских проектов для Руставского завода с теми поправками, которые были предложены строителями. Нашу инициативу поддержал и нарком черной металлургии И. Ф. Тевосян.

При решении вопроса, какие конструкции ремонтных цехов, в каком количестве изготовить на Урале и отправить в Рустави, определяющим было стремление изготовить максимум возможного, учитывая при этом транспортабельность конструкций. Эти соображения подсказали целесообразность изготовления на Челябметаллургстрое всех несущих металлических конструкций, сборных железобетонных плит перекрытий, деревянных переплетов, дверей и ворот. От изготовления на Урале сборных железобетонных колонн пришлось отказаться, так как тяжелые, длинномерные конструкции было сложно перевозить, особенно в условиях военного времени. Мы решили по детальным рабочим чертежам изготовить для будущих колонн все арматурные стержни, скомплектовали их в соответствующие связи, замаркировали и в таком виде отправили в Рустави. Кроме того, была изготовлена и отправлена универсальная сборно-разборная опалубка. Тем самым изготовление сборных железобетонных колонн на новой стройке было предельно облегчено.

Таким образом, вопрос ускоренного создания группы постоянных ремонтных цехов металлургического завода в Рустави был успешно решен еще в Челябинске. Все это позволило использовать капитальные цехи наряду с временными производственными предприятиями для форсированного строительства основных промышленных, а также жилых и культурно-бытовых сооружений нового города.

Некоторое представление о масштабе этих «заготовок» дают фотографии ремонтно-механического цеха Закавказского металлургического завода и центрального бетонного завода, целиком изготовленных в Челябинске и собранных в Рустави.

Центральный бетонный завод Закавказметаллургстроя


Несмотря на то что Челябметаллургстроя до Закавказметаллургстроя свыше трех тысяч километров, хорошо продуманная и быстро осуществленная организация принесла отличные результаты.

Вновь организованное строительство успешно справилось с производственной программой в 1944 г., заложив основы успехов и той известности, которую получил в дальнейшем трест Закавказметаллургстрой.

Давно уже работает на полную мощность построенный им Закавказский металлургический завод — форпост нашей южной металлургии, славятся своей продукцией предприятия Большой химии Рустави — заводы капролактама, химического волокна, азотнотуковый и другие важнейшие индустриальные объекты. Да и сам прекрасный зеленый город Рустави, воздвигнутый на берегах Куры на месте бесплодной когда-то пустыни, убедительно свидетельствует о заслугах строителей. В 1967 г. трест был награжден орденом Ленина.

В мае 1944 г. я как начальник Закавказметаллургстроя тоже выехал из Челябинска на место строительства. Но… до Рустави так и не доехал. В Москве я был, образно говоря, ссажен с поезда и назначен начальником Главного управления промышленного строительства. Таким образом, если весь замысел организации работ в Рустави, изготовление деталей для этого строительства на Челябметаллургстрое, комплектование его кадрами, оборудованием и т. д. проводились при моем непосредственном участии, то после назначения меня начальником Главного управления промышленного строительства весь труднейший организационный период на месте работ и дальнейшее основное строительство осуществлялись моими многолетними товарищами по Челябметаллургстрою и прежним стройкам — Николаем Николаевичем Волгиным, Александром Михайловичем Волынским, Наполеоном Брониславовичем Лобоцким, Георгием Аксентьевичем Журавским, Львом Израилевичем Вайнером и другими опытными «бойцами строительного фронта».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки строителя"

Книги похожие на "Записки строителя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Комаровский

Александр Комаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Комаровский - Записки строителя"

Отзывы читателей о книге "Записки строителя", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.