Александр Широкорад - Франция. История вражды, соперничества и любви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Франция. История вражды, соперничества и любви"
Описание и краткое содержание "Франция. История вражды, соперничества и любви" читать бесплатно онлайн.
Несмотря на то что у Франции и России никогда не было общих границ, интересы двух государств имели множество точек соприкосновения. Ни у одной из этих стран не было и не могло быть территориальных претензий. Россия, в отличие от Англии, никогда не претендовала на французские колонии и не была конкурентом в промышленности и торговле. Напротив, французская культура и французский язык в среде русских образованных людей XVIII -XX веков пользовались особой любовью. И тем не менее в течение последних пяти веков Франция и Россия гораздо чаще были соперниками, нежели союзниками.
Новая книга военного историка А.Б. Широкорада рассказывает об известных и неизвестных сторонах в отношениях двух великих держав.
Разовая передача Франции 130—140 вымпелов вызвала бы крайне негативный международный резонанс и бурю возмущения в самой Франции. А откуда взять команды для перехода в средиземноморские порты Республики?
Но французские адмиралы и наш барон были людьми неглупыми и быстро пришли к негласному соглашению — продавать корабли и суда Черноморского флота частным образом и в розницу. Понятно, что тут пострадали финансовые интересы не только РСФСР, но и Франции, зато появилась фантастическая возможность заработать.
Торговля судами в Константинополе началась уже в декабре 1920 г. Следует отметить, что к 1921 г. почти во всех флотах мира сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, повсеместно шло сокращение боевого состава флота, а с другой — возник острый дефицит в торговых судах, связанный с большими потерями в годы мировой войны. Так что французов русские линкоры, крейсера, эсминцы и подводные лодки абсолютно не интересовали, а транспорты, ледоколы, танкеры — еще как! Поэтому французы позволили Врангелю сохранить боевые корабли и даже выделили стоянку для Русской эскадры — военно-морскую базу в Бизерте (современный Тунис).
И вот из Константинополя в удаленную на 1200 миль Бизерту 8 декабря 1920 г. отправились линкор «Генерал Алексеев» (до 16 апреля 1917 г. «Император Александр III», до октября 1919 г. — «Воля»), транспорт-плавмастерская «Кронштадт» и транспорт «Далланд» с углем для эскадры.
10 декабря вышли крейсер «Алмаз» на буксире «Черномора», эсминец «Капитан Сакен» на буксире вооруженного ледокола «Гайдамак», эсминец «Жаркий» на буксире «Голланда», эсминец «Звонкий» на буксире вооруженного ледокола «Всадник», эсминец «Зоркий» на буксире ледокола «Джигит», транспорт «Добыча», подводные лодки АГ-22 и «Утка», ледокол «Илья Муромец», имея на буксире подводные лодки «Тюлень» и «Буревестник», тральщик «Китобой», посыльное судно «Якут», канонерские лодки «Грозный» и «Стриж», имея на буксире учебное судно «Свобода».
12 декабря Константинополь покинули эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий» и «Пылкий». 14 декабря — крейсер «Генерал Корнилов» и пароход «Константин».
Вышедшие из Константинополя суда за недостатком времени не смогли исправить там все свои повреждения, поэтому многие из них сдали в мастерские «Кронштадта» какие-либо механизмы и детали для исправления. В пути у «Корнилова» сломалась часть рулевой машины, и по радио заказали в мастерских «Кронштадта» новую. Мастерские «Кронштадта» работали на полную мощность во время всего перехода, там даже производилась отливка металлических частей.
Часть эскадры, в основном, большие суда с транспортом «Кронштадт», по пути зашла в Наваринскую бухту, где был сделан кое-какой ремонт, а также подача на суда с «Кронштадта» и «Далланда» воды и угля. Из Наварина суда вышли в порт Аргостоли на острове Кефалония, где соединились со всей эскадрой. Вторая часть эскадры, преимущественно мелкие суда, шла до Кефалонии Коринфским каналом. Соединившись, эскадра вышла в Бизерту, за исключением парохода «Константин», крейсера «Генерал Корнилов», эсминцев «Беспокойный» и «Дерзкий» и транспорта «Далланд», которые шли из Наварина в Бизерту без захода на Кефалонию.
Эсминец «Жаркий», собравший с помощью мастерских «Кронштадта» свои машины, теперь мог идти самостоятельно.
Погода благоприятствовала переходу, и лишь некоторые суда попали в небольшой шторм в Эгейском море. У «Якута» были залиты кочегарки, а на «Страже» сожгли котел и теперь шли на буксире транспорта «Инкерман». При подходе к Кефалонии у мыса Св. Анастасии в тумане буксир «Черномор» сел на мель, но в тот же день был снят крейсером «Генерал Корнилов», при этом не получив повреждений.
Один из французских кораблей, сопровождавших врангелевскую эскадру — шлюп «Бар ле Дюк», сел на мель близ пролива Дора, сам снялся с нее, но тут же затонул. Из команды спаслись один офицер и 70 матросов, а остальные, включая командира, погибли.
Суда белой эскадры начали прибывать в Бизерту 22 декабря 1920 г. Последним 2 января 1921 г. прибыл эсминец «Жаркий», который из-за недостатка воды заходил в один из портов на итальянском побережье, а потом принимал уголь на Мальте.
Ледоколы «Илья Муромец», «Гайдамак» и «Джигит» были отправлены в Константинополь за оставшимися там судами эскадры. В конце января они привели на буксире эсминцы «Гневный» и «Цериго».
Старый броненосец «Георгий Победоносец», с 1914 г. исполнявший роль штабного корабля, по одной версии, 14 февраля 1921 г. пришел своим ходом (максимальная скорость его составляла 6 узлов), а по другой — был приведен на буксире. 12 февраля на броненосце рухнула надстройка, в результате чего погибли флотский лейтенант А.П. Ставицкий и армейский капитан А. Нестеров, исполнявший на корабле обязанности боцмана.
4 февраля в Бизерту пришел танкер «Баку». Всего на судах, прибывших в Бизерту, находились около 5600 человек, включая женщин и детей.
Сейчас стало модным описывать героизм моряков «бизертской эскадры», якобы хранивших верность Андреевскому флагу. На самом деле они то поднимали, то спускали оный флаг, заменяя его французским триколором.
Но почему-то никто не задает вопрос, в чем был смысл пребывания белой эскадры в Бизерте. Гражданская война закончилась, да и почти все боевые корабли эскадры не могли выйти в море без серьезного ремонта.
Главной же заботой «отцов-командиров» и опекавших их французских адмиралов стала продажа более чем сотни торговых и вспомогательных судов.
Самым лакомым куском для французов в Бизерте стала плавмастерская «Кронштадт». Это было огромное судно, водоизмещением около 17 тысяч тонн, которое, без преувеличения, можно назвать единственным в мире плавучим ремонтным заводом. Воспользовавшись заболеванием чумой нескольких матросов «Кронштадта», французские власти отправили команду мастерской в карантин, а само судно отправили в... Тулон. Так ему присвоили новое имя — «Вулкан» и ввели в строй ВМФ Франции.
А вот данные, собранные мной на основании сводки Иностранного отдела ГПУ о состоянии врангелевских морских и сухопутных сил от 13 апреля 1922 г.
Два больших транспорта, «Рион» (14614т) и «Дон» (около 10 тыс. т) — выставлены на торги в Тулоне.
Русские транспорты в Марселе:
«Поти» (бывший «Ирина», 3400 т) — продан французской фирме.
«Долланд» (около 12 тыс. т) — продан неизвестному владельцу.
«Екатеринодар» (до 1919 г. — транспорт № 132, 2570 т) — продан неизвестному владельцу.
«Сарыч» (до 1919 г. — «Маргарита», 7500 т) — продается.
«Ялта» (до 1919 г. — «Виолетта», 7175 т) — продается.
«Крым» (до 1919 г. — транспорт № 119, до 1916 г. — «Кола», около 3000 т) — продается.
«Инкерман» (до 1919 г. — транспорт № 136, до 1916 г. — «Ризе») — продан неизвестному владельцу.
Судьба этого судна любопытна. В конце концов он оказался под египетским флагом и в 1927 г. прибыл в Одессу с грузом. Тут-то на его борт заявились люди в кожанках и с маузерами. Самое же интересное, что Международный морской суд признал судно украденным и подлежащим возвращению законному владельцу — СССР. Разумеется, ворами были не египтяне, а «бизертские герои».
«Моряк» — продается.
«Шилка» (бывший «Эрика», 3500 т) — продается.
Замечу, что в Марселе и Тулоне действовала одна и та же частная фирма «Паке», которая скупала суда у белых офицеров, а затем перепродавала их.
Аналогичная картина сложилась и в Константинополе. Там перепродажей руководил некий Риббуль — начальник отделения фирмы «Паке».
Проданный туркам в Константинополе транспорт «Самара» (бывший транспорт № 114) получил название «Фэтетиэ Босфор». Продавал судно контр-адмирал А.Н. Заев.
Транспорт № 410 (бывший «Вера») — продается.
Транспорт № 411 — продан грекам, назван «Франция».
Транспорт № 412 — продан грекам, стоит на ремонте в Пирее.
Буксир «Осторожный» — продан, но затонул в Босфоре.
Буксир «Тайфун» — продан французам, назван «Боре».
Пассажирские пароходы Добровольного флота:
«Владимир» (11 065 т, 12 уз.) — продан грузину Джиокелия за 72 000 турецких лир.
«Саратов» (9660 т, 12 уз.) продан греку за 170 000 турецких лир.
Пароходы Российского общества:
«Россия» — продан, назван «Гедвиг».
«Мария» — продан, назван «Георг».
Оба ходят под австрийским флагом.
Согласно другим документам, тральщик «Китобой» продан итальянцам и названии «Итало». Посыльное судно «Якут» продано Мальте и названо «Ла-Валетто». Ледокол «Илья Муромец» продан Франции и переоборудован в минный заградитель «Поллукс». Ледокол «Всадник» продан итальянцам и назван «Манин-2». Танкер «Баку» продан французам и назван «Луар». Транспорт «Добыча» продан итальянцам и назван «Амбро». Транспорт «Форос» продан Греции и стал «Эванге-листе». Спасательное судно «Черномор» продано французам и названо «Ируаз». Буксир «Голланд» продан Италии и назван «Сальваторе».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Франция. История вражды, соперничества и любви"
Книги похожие на "Франция. История вражды, соперничества и любви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Франция. История вражды, соперничества и любви"
Отзывы читателей о книге "Франция. История вражды, соперничества и любви", комментарии и мнения людей о произведении.