» » » » Л. Мосолова - Культурология и глобальные вызовы современности


Авторские права

Л. Мосолова - Культурология и глобальные вызовы современности

Здесь можно купить и скачать "Л. Мосолова - Культурология и глобальные вызовы современности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Мосолова - Культурология и глобальные вызовы современности
Рейтинг:
Название:
Культурология и глобальные вызовы современности
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология и глобальные вызовы современности"

Описание и краткое содержание "Культурология и глобальные вызовы современности" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемом сборнике публикуются материалы докладов, представленные участниками Международного научного симпозиума «Гуманизм XXI столетия: К идеологии самосохранения человечества», посвященного 80-летию со дня рождения одного из основоположников отечественной культурологии Эдуарда Саркисовича Маркаряна. Симпозиум проводился в Санкт-Петербурге 20–21 ноября 2009 года в рамках форума «Дни Петербургской философии-2009: Философия в диалоге культур».

В центре внимания авторов сборника – научное наследие Э.С. Маркаряна, актуальные проблемы культурологии и разработка стратегических принципов перехода к гуманистически направляемому типу социокультурного развития. Адресуется широкому кругу читателей, осознающих потребность в современном гуманизме как основе идеологии самосохранения человечества, а также всем, кто интересуется проблемами культурогенеза, научного анализа и прогнозирования социокультурного развития в XXI в.






По этой же причине нет никаких оснований считать культурологическими многочисленные диссертации, представляемые к защите по специальности «теория и история культуры», широко повторяющие слово «культура» или, скажем, «культурный контекст», но и по целям, и по результатам остающиеся чисто искусствоведческими или политологическими.

Тут актуален и существен не только гносеологический, но и этический момент. Не отделяя на деле зерна от плевел, закрывая глаза на бессознательную путаницу или сознательную подмену одних дисциплин другими, на модное расширительное употребление прилагательного «культурологический» – без, увы, трудного, но необходимого усилия «восхождения» к настоящей культурологии, ее уровню, масштабу и горизонту обобщения, мы девальвируем наши профессиональные ценности. Компрометируем собственную науку. Помогаем ей топтаться на месте. Множим ее обидную, но в контексте многих псевдокультурологических диссертаций и публикаций заслуженную репутацию современной схоластики и макулатуры.

Не всё то золото, что блестит. Не всё, что в силу моды или корысти или просто дефицита сознания называет себя культурологией, является ею. Настоящая культурология, хоть и практически насущна, остро актуальна, но, повторю, сложна и трудна. Её, поэтому, – как всего универсального и глубокого, масштабного и существенного – не может быть много. Лучше меньше, да лучше. Может, это поднимет авторитет нашей науки и поможет росту ее социально-практической востребованности? Во всяком случае, занимаясь самопознанием, сотворчески-солидарно продвигаясь к общей истине, не забудем и об этой стороне нашей профессиональной ситуации.

Культурология: на пути самообретения Г. В. Драч (г. Ростов-на-Дону).

Культурологию сегодня представляют монографии, статьи, специализированные журналы, вполне определившиеся направления и области исследования. О её организационном оформлении свидетельствуют проводимые в Петербурге и Москве, – конгрессы, совещания, конференции. Потребности в предметном самоопределении и конституировании, которые сопутствуют развитию любой науки и формированию оригинальной области исследования, всегда глубоко личностны и связаны с подвижническим трудом и самообретением области исследования как сферы приложения творческого пафоса. Видимо, в определённый исторический период назрела необходимость самосознания и самоопределения культурологи как самостоятельной теоретической дисциплины социально – гуманитарного цикла. В этом отношении XX век действительно утратил уверенность в стабильности и долговечности социальных систем (по насыщенности социальными потрясениями и войнами он превзошёл всю предыдущую человеческую историю) и обратился к размышлениям о бытийственности человеческого существования на земле, об антропологических основаниях человеческой истории. Другое дело, что это обращение было чревато отказом от метанарративов – глобальных философских систем и глубинных онтологических проектов, теорию приходилось выстраивать заново на основе уже собранных фактов и вновь обосновываемых понятий.

Теоретическое кредо. Наука о культуре, в становление и самоопределение которой внёс неоценимый вклад Э. С. Маркарян, конечно же, имела определённые теоретические источники и предпосылки, но она и создавалась взамен прежней классической модели гуманитарного знания. И для того, что бы заявить о её состоятельности и самостоятельности, необходимо было иметь и целую систему аргументов и доказательств, и немалое личное мужество, которое у Эдуарда Саркисовича всегда присутствовало. Ведь для того, чтобы наука заговорила голосами своих первооткрывателей, она должна была пройти чистилище предметного самоопределения и горнило теоретических дискуссий. По сути, XX век стал веком, обратившимся к культуре, поставившим вопрос о её значении как факторе познания, самоопределения и наконец самосохранения. Последний вопрос перешёл в век XXI и нашёл, как и предыдущие, обоснование в работах Э. С. Маркаряна.

Открытие понятия «культура» позволяло увидеть море фактов человеческой истории, прошлого и настоящего в совершенно ином свете – как способа человеческой деятельности, позволяющей воспроизводить человека как существо общественное, служить основанием социума. Поднимать такого рода вопросы в условиях монополии «исторического материализма» было своего рода теоретическим подвигом, и всё же ещё в 1983 году Э. С. Маркарян поставил вопрос о необходимости осмысления понятии «культура» и создания самостоятельной теории культуры. Ещё в 1983 году он отмечал, что «наличие обобщающей теории культуры обычно просто постулируется. Ещё недостаточно внимания уделяется проблемам осмысления природы данной области знания, а также её статуса в общей системе наук» [46] . Присоединяясь к пониманию культуры как «специфического способа человеческой деятельности», он внёс существенные уточнения и дополнения в деятельностную концепцию. Это прежде всего разделение цели и средств этой деятельности, когнитивной, адаптивной и социальной функций культуры, но делая это очень оригинально: выделяя ряд подсистем культуры: социо-регулятивную, природно-экологическую, адаптивную, общественно-экологическую.

Он одним из первых обратился к творчеству Лесли Уайта и тем самым не только обратил внимание на необходимость работы с этнографическим материалом и в целом на межпредметный характер культурологических исследований, но и на логическую строгость, необходимую для создания теории культуры. Особое значение придаётся вопросу о соотношении культуры и общества, ещё при анализе позиции Л. Уайта, а затем на протяжении всего исследования Э. С. Маркаряна как методологическому принципу. В частности ещё тогда им было написано: «Методологически эффективное определение культуры, составляющее основу социальной теории о ней, должно в качестве исходной предпосылки исследования давать возможность каждому использующему данное понятие без каких либо усилий, по общезначимым признакам отделять объекты культуры от объектов, не относящихся к этому классу явлений». [47] И ещё одно направление, обоснованное Э. С. Маркаряном, – проблемы глобалистики и глобальной модели культуры. Тема эта была продолжена им на рубеже тысячелетий в монографии «Науки о культуре и императивы эпохи» с весьма красноречивым подзаголовком «К обоснованию ключевой роли знаний о способе социокультурного типа самоорганизации жизни в условиях современного планетарного кризиса». [48]

И всё-таки прежде всего надо принимать во внимание то, что культура – это мощный механизм антропологического воздействия, это способ адаптации индивида к культурным потребностям общества, это способы индивидуальной реализации накопленного этнического и национального опыта. В этом смысле культура коренится в глубинах общеродового уровня, и сохранение этой культуры представляет собой сохранение её уникальности и неповторимости со всеми традициями, навыками, национальными образами и духовным опытом. В этом случае и возникает вопрос о локальности культур, об их индивидуальном, неповторимом локальном своеобразии. Справедливо и то, что вопрос переносится в область соотношения общих и локальных исторических типов культуры, что и делает перспективным рассмотрение проблемы в аспекте эволюционной компаративистики (сравнительного изучения культур).

Антропологический пафос исследований Э. С. Маркаряна со всей очевидностью проявился в широком спектре исследований о культуре, в частности в докладе на I Российском Культурологическом конгрессе «Культурология в контексте глобальной безопасности». [49] Обратимся к методологической стороне вопроса. Понятие «культуры» ознаменовало также, поделимся и собственными соображениями на этот счёт, историческое начало теоретических рефлексий и образовательной практики (пайдейи), без которых, не было бы современной Европы, как и всей Античной культуры. В Древней Греции, которая дала миру разум, в его научной и гуманитарной ипостаси разум как раз не был оторван от повседневности. Критерий такого поворота мы найдем в речи Перикла в сложнейший период греко-персидских войн, когда речь шла о судьбе Афин и о необходимости возведения новых укреплений: город (добавим, как и любое социальное образование) – это не стены, а люди. С этого начинался грандиозный рациональный проект и Европейская цивилизация. Греки оставили врагам свой город, храмы богов и могилы предков, перевезли женщин и детей на Саламин, дали персам бой и победили. Они увидели свое «сильное звено» – рационально, новаторски мыслящих людей. Средние века перенесли в города, монастыри и университеты не только дух веры, но и разумного обоснования бога (теология). Античная рациональность и мобильность конституировала также новоевропейские и современные города и университеты. Культура проявила себя как универсальное понятие и бытие, включающее присутствие человека в его фундаментальных ориентациях и отношениях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология и глобальные вызовы современности"

Книги похожие на "Культурология и глобальные вызовы современности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Мосолова

Л. Мосолова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Мосолова - Культурология и глобальные вызовы современности"

Отзывы читателей о книге "Культурология и глобальные вызовы современности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.